+79139857900

Как и на чем выезжают регионы

30 апреля 2019 в 08:53

В федеральных округах и регионах Российской Федерации сложилась уникальная структура парка легковых автомобилей. Данный факт оказывает весьма существенное влияние как на работу станций технического обслуживания автомобилей, также на работу дистрибьюторов и продавцов автозапчастей. Наш материал – попытка разобраться в  особенностях российского регионального парка и изучение вопроса о том, как он эволюционирует на современном этапе развития новейшей истории.

 

На территории Российской Федерации сложились весьма значительные региональные особенности как автомобильных парков, так и рынка легковых автомобилей. Этот факт априори оказывает влияние на работу практически всех сегментов автомобильного бизнеса. Игнорировать данный фактор просто не получится, поскольку  структура автопарка города или региона обуславливает состав автомобилей, которые заезжают на обслуживание и ремонт в СТО, а также потенциальный спрос на автозапчасти.

Новые автомобили находятся на гарантии и обслуживаются дилерским сервисом. Но гарантийный срок быстро истекает, и владельцы вчера еще новых автомобилей, сегодня пытаются найти альтернативу официальным центрам, причем данная модель поведения является характерной для подавляющего числа автолюбителей. Поэтому сегмент постгарантийного и постпродажного обслуживания зависит от ситуации на автомобильном рынке.

 

transervice_03_20-zdv19-20

 

Как будет далее развиваться ситуация на авторынке страны и отдельно взятого региона?  Вопрос не праздный. Прошедший кризис показал взаимосвязь между состоянием авторынка и автосервисным сегментом. Тяжелая ситуация на первом повлияла и на ситуацию на втором. Отметим кстати,  что сервисный сегмент прошел кризис с намного меньшими потерями.

В нашем материале мы попытаемся проанализировать региональные изменения, которые претерпели автомобильные парки и авторынки регионов. Разобраться, в чем состоят на текущий момент различия современной модельно-марочная структуры регионов, какие тренды для них сегодня наиболее весомы. В свою очередь анализ покажет, в каком направлении следует ожидать изменения в региональном автопарке. 

 

transervice_03_2019-18

 

Региональный контент 

Сегодня в Российской Федерации насчитывается восемь десятков регионов и восемь федеральных округов. И у каждого из них имеются свои особенности как в структуре автомобильного парка, так и в количестве зарегистрированных автомобилей. Суммарно автопарк страны насчитывал на начало года 43,5 млн легковых автомобилей.

В Российской Федерации 10 региональных автопарков с численностью более одного миллиона легковых автомобилей. Среди всех российских регионов по количеству автомобилей выделяется столичный (Москва + Московская область), где сосредоточено 15% российского автопарка.

В первую пятерку также входят Краснодарский край (1 851 тыс.автомобилей), Санкт-Петербург (1 747 тыс.) и Ростовская область (1 320 тыс.). Во второй пятерке находятся такие регионы как Свердловская обл. (1 316 тыс.), Республики Татарстан и Башкортостан (1 246 тыс. и 1 226 тыс., соответственно). Челябинская (1 096 тыс.) и Самарская области (1 042 тыс.). Еще четыре региона имеют парк свыше 800 тыс. легковых автомобилей. Это Нижегородская, Новосибирская области, Красноярский и Приморский края.  Сумарный объем парков оставшихся регионов составляет менее 800 тыс. легковых автомобилей.

 Сегодня на формирование структуры регионального автопарка в наибольшей степени оказывает влияние рынок новых автомобилей. Импорт как фактор в текущей ситуации сведен практически к минимуму. Объем ввоза новых автомобилей демонстрирует исторический минимум, причем для пополнения парка импортными подержанными автомобилями выстроена целая система заградительных мер. Но это не означает, что поставки из-за рубежа исчезли вовсе. На рынке новых легковых автомобилей только 15% оказались ввезенными из-за рубежа. По данным АА «Автостат», за первый квартал текущего года 85% объема авторынка составили автомобили, собранные на территории Российской Федерации. Тем не менее, как новые зарубежные автомобили, так и подержанные все же пересекают государственную границу, правда, в намного меньшем количестве, чем несколько лет назад. Без этого предложение на отечественном авторынке было бы довольно скудным и ограниченым только моделями, сборка которых ведется на территории России.

 

transervice_03_2019-19

 

Конечно, требуется относительно длительный период времени, чтобы структура парка изменилась. Ведь до сих пор в структуре региональных парков много автомобилей, ввезенных в страну в период автомобильного бума тучных лет прошлого десятилетия. На это указывает средний возраст отечественного автопарка (более 13 лет).    

Потребительские «качели»  

Часто в информационной ленте специализированных автомобильных СМИ и интернет-каналах встречаются сообщения о том, что в том или ином регионе лидерами продаж являются определенные марки и модели автомобилей. Но, как оказывается, такие выдернутые из контекста данные не показывают и не могут предоставить полной картины ни автомобильного рынка региона, ни тем более структуры автопарка. Для этого требуется намного больше информации, которая содержится в аналитических исследованиях агентств «Автостат» и «Автостат-инфо».

Не секрет, что свои «кровные» в различных регионах автолюбители тратят не на одни и те же марки и модели автомобилей. Вот это отчасти и фиксируется в текущей и эпизодической информации по лидерским моделям и маркам.

Наблюдается некая унификация потребительского спроса, поскольку подавляющая часть приобретенных автомобилей произведена на автосборочных предприятиях, расположенных в Российской Федерации. при этом количество сборочных производств ограничено.

Подавляющее большинство купленных автомобилей в автосалоне «работают» на территории «своего» города или области. Для наших региональных рынков не характерны массовые трансграничные перетоки новых машин.

Другой источник формирования регионального автопарка - рынок подержанных автомобилей, которые могут прибывать как из-за границы, так и из других регионов. Впрочем, вторичный рынок в большей степени формируется перепродажами автомобилей с местной «пропиской».

 

transervice_03_2019-20

 

Сегодня объемы импортных б/у автомобилей заметно меньше в сравнении с недавним прошлым, когда российский авторынок был открытым и незащищенным. Впрочем, есть исключение из этого правила. До сих пор для регионов Дальнего Востока существенным источником пополнения окружного автопарка являются  импортные праворульные японские автомобили.

Вообще, Дальневосточный авторынок наверняка самый уникальный в Российской Федерации. Его «ориентация» на японский автопром прослеживается как в сегменте новых автомобилей, так и подержанных, а в числе бестселлеров преобладают японские марки и модели легковых автомобилей.

Дальний Восток – это пример нетипичного российского регионального авторынка. Его особенности связаны с географической удаленностью, которая диктует как состав дилерского сообщества, так и предпочтения местных автовладельцев.

По такому показателю как продажи новых и подержанных автомобилей на 1000 жителей регионы Дальнего Востока страны характеризуются весьма необычным для РФ соотношением: на 3 новых легковых автомобиля приходится 45 б/у авто. Иными словами, сегмент новых автомобилей составляет чуть более 6%, а сегмент подержанных автомобилей занимает порядка 94% от всех регистраций.

В среднем по РФ соотношение между новыми и подержанными автомобилями составляет 11 новых на 38 авто с пробегом в расчете на 1000 жителей (диаграмма 1). 

На этом фоне необычно выглядят цифры региональных продаж Северо-Кавказского округа (5 новых и 35 подержанных авто на 1000 жит.). Здесь явно одна из самых низких в стране покупательская способность населения.

На этом неблагоприятном фоне в лучшую сторону выделяются два столичных авторынка – Москва (19 новых авто на 1000 жит.) и Санкт-Петербург (21 новых авто на 1000 жителей). В «середнячках» числится Уральский, Поволжский и Центральный округа (12-13 новых авто на 1000 жит.). Также можно заметить следующую особенность региональных рынков страны: чем ниже уровень продаж новых автомобилей, тем выше уровень продаж подержанных. Это отчетливо прослеживается на примере Сибирского федерального округа. Заметим принципиальную особенность – в цифрах продаж отражается покупательская способность населения регионов: чем выше уровень продаж новых автомобилей, тем выше средние доходы населения региона. Соответственно, регионы с более «бедным» населением компенсируют потребности в автомобилях в сегменте подержанных машин.

Миф о размахе  

Впрочем, в данном материале мы не будем анализировать автопарк и рынок Дальнего Востока, который в масштабах страны несравненно мал и весьма специфичен из-за своего уникального географического положения. Для скрупулезного анализа мы взяли географически более близкий рынок Сибирского федерального округа. В отношение него у поставщиков автокомпонентов бытуют самые разные и довольно устойчивые стереотипы, касающиеся его необыкновенных размеров и емкости. Так ли это?

В Сибирском федеральном округе четыре самых емких региональных авторынка – кемеровский, красноярский, новосибирский и омский (таблица 1).

Они располагаются во второй и третьей десятке рейтинга российских регионов.

На сегодня эти региональные авторынки одни из самых динамичных в стране, они восстанавливаются после кризиса более высокими темпами, нежели другие регионы.

Впрочем, в целом, по данным АА «Автостат», степень восстановления пока низка, до сих пор не достигнуты показатели рекордного 2012 года. При этом если результат прошлого года в соседнем Уральском округе ниже на 24% по сравнению с 2012 годом, то в Сибири этот уровень на 44% ниже. То есть темпы восстановления авторынка в СФО всю оставляют желать лучшего. 

Здесь расположен самый динамичный региональный рынок страны – по итогам прошлого года кузбасский авторынок показал самую высокую положительную динамику (+23,6%). Отметим и другую особенность данных региональных рынков. Соотношение между продажами новых автомобилей и подержанных здесь несколько выше, чем в среднем по авторынку РФ. Так, годовой объем продаж автомобилей из салонов официальных дилеров по Сибирскому федеральному округу составил 103,5 тыс. автомобилей, а перепродажи подержанных -  более 700 тыс. Таким образом, на сегмент новых автомобилей пришлось более 12%, что примерно в два раза ниже среднероссийского показателя. Но необходимо отметить, что в топ-листах рейтинга популярности подержанных автомобилей все более прочное место занимают легковые автомобили, купленные несколько лет назад в автосалонах дилеров.

 

transervice_03_2019-21

 

Уникальное и среднее            

Обычно в специализированной автомобильной прессе достаточно трудно найти серьезные и глубокие аналитические материалы по региональным автомобильным рынкам. Объяснение такой ситуации достаточно простое - анализ требует достаточно подробных данных по продажам марок и моделей новых автомобилей и масштабной аналитической работы по систематизации.

Наш аналитический отдел на примере регионального новосибирского автопарка и регионального авторынка  «обкатал» такой анализ и, соответственно, спрогнозировал, в каком направлении будет идти поступательное  развитие (на основе базы данных марочного и модельного состава).

Численность новосибирского автопарка составляет 812 тыс. легковых автомобилей. Красноярский автопарк насчитывает 878 тыс. легковушек, а соседний кузбасский 671 тыс.

Автопарк, как и авторынок Новосибирской области, имеет очень интересную черту – фактически, он сосредоточен в областном центре. 

С другой стороны, автопарк данного региона типичен для Сибирского федерального округа. В отличие от регионов Урала и других более западных областей и республик, здесь   несколько специфическая структура автопарка, который формировался благодаря ввозу японских праворульных автомобилей в прошлом десятилетии. Сегодня картина кардинально изменилась, поскольку перед импортом из Японии выстроена система шлагбаумов, а автопарк пополняется за счет продаж новых автомобилей при ускоренном развитии сети официальных дилеров, пришедшегося на прошлое десятилетие. Впрочем, ввоз подержанных импортных праворульных автомобилей не прекратился, но из полноводного потока он превратился в небольшой по объему ручеек.

Пиковые значения рынка новых автомобилей пришлись на 2012-2013 гг. Тогда и процесс  обновление парка стало наивысшим за все время существования современного авторынка. Индикаторами данного процесса стало резкое уменьшение среднего возраста регионального автопарка - значительно снизились сроки владения автомобилями.

Впрочем, данные тенденции продлились недолго, и поскольку современная история российской экономики это череда кризисов, следующих друг за другом, то очередной рукотворный кризис, связанный с падением цен на нефть, введением санкций, привел к тому, что продажи на авторынке снизились. Об этом наше издание писало не один раз.

Но и в кризисное время парк продолжал обновляться, поскольку продажи новых автомобилей не останавливались.  

Лакмусовый региональный рынок  

Сегодня новосибирский региональный рынок является одним из крупнейших авторынков и индикатором всей автомобильной Сибири. Это обусловлено рядом причин, в том числе и столичным статусом Новосибирска.

Мы посчитали: за шесть предыдущих лет на авторынке Новосибирской области (НСО) приобретено 170 тысяч новых легковых автомобилей. Это самая «молодая» часть парка, и как следствие, это будущие «долгожители» на дорогах Новосибирской области. 

Рекорд продаж был отмечен в 2012 году – тогда из автосалонов дилеров выехали более 30 тысяч новых авто. Сегодня в период восстановления рынка после кризиса, показатели составляют 44% от рекордных, как и в целом по Сибири. Отметим также, что кризис внес перемены в структуру дилерского сообщества. Ушли в историю и не выдержали конкуренции ряд крупных местных автоцентров. Их на рынке заменили как столичные, так и крупные региональные игроки. Но это тема другого исследования. 

Что же касается собственно автомобильного рынка, то его модельно-марочная структура имеет весьма существенные отличия как от среднероссийских показателей, так и показателей других региональных авторынков страны.

 

transervice_03vds_2019-21

 

Японская ориентация 

Интерес представляет анализ структуры авторынка по происхождению марок. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить, что данная структура отличается от среднероссийской, где около одной трети рынка занимают европейские бренды (32,2%). Напротив, в НСО, как и в целом в Сибири, заметно некоторое доминирование японских марок на рынке новых автомобилей, которое, по всей видимости, имеет здесь исторические корни (диаграмма 2). На рынке подержанных автомобилей «японцы» держат достаточно длительное время долю порядка 60%, и с течением времени этот показатель снижается очень медленно. На рынке новых легковых автомобилей они занимают более четверти рынка (27,5%). А вот доля европейских марок на десять пунктов ниже среднероссийского уровня. Четверть рынка «держат» пять корейских марок, но все же в этом сегменте два лидера – KIA и Hyundai. По сравнению с прошлым годом доля отечественных марок выросла на два пункта и составляет 17%, но она несравненно мала и на пять пунктов меньше, чем в среднем по стране. Новосибирский регион вошел в число городов с самым «иномарочным» авторынком новых автомобилей с показателем 83%, наряду со многими сибирскими и дальневосточными краями и областями.

Внедорожный край

Еще некоторое время назад за нашей страной закрепилось определение: Россия – это страна седанов. Долгое время в структуре продаж новых автомобилей на первом месте были «народные седаны», бюджетные автомобили размерного класса В+. Они и сегодня занимают заметную долю на российском рынке (38,1%) и соревнуются за первое место с классом SUV, который стремится к условному рубежу в 45%. Но в данном регионе класс автомобилей SUV давно выиграл соревнование за лидерство на авторынке (диаграмма 4).

На автомобили с повышенным клиренсом на новосибирском авторынке приходится более половины продаж. Причем такая картина наблюдается здесь уже далеко не первый год. Показатель доли автомобилей класса SUV на 11 процентных пунктов больше, чем в среднем по РФ. Впрочем, называть региональный рынок «внедорожным» пока рано, но данный тренд обозначен. Год назад доля SUV была на один процентный пункт меньше.  

Однако если разделить сегмент паркетников и внедорожников на соответствующие размерные классы, они по отдельности проигрывают бюджетникам размерного класса В+, которых на новосибирском авторынке продано больше всего.

Расклад продаж по внедорожникам и паркетникам достаточно необычен. Пятую часть местного авторынка занимают кроссоверы и вездеходы размерного класса В+, это такие массовые автомобили как Hyundai Creta, Renault Duster, Nissan Terrano, и вездеход Lada 4x4 и др. По объемам продаж они конкурируют с самыми популярными «народными седанами» класса В+. В сравнении со средним показателем по России их доля выше (диаграмма 4).

Доля более вместительных и значит дорогих автомобилей повышенной проходимости размерного класса C+ составляет почти 14%. Это практически на три пункта больше среднероссийского показателя.

Покупатель с еще более высокой платежеспособностью выходит на сегмент внедорожников повышенного размерного класса. Аналогичная картина во внедорожном классе D+: их доля на местном рынке 10%.  

В свою очередь автомобили, относящиеся к «народным седанам», занимают менее трети новосибирского регионального авторынка (30%), это на восемь пунктов ниже  среднероссийского показателя. В лидерах здесь все те же автомобили локального производства, которые выпускают в РФ ведущие зарубежные автопроизводители. Отметим, что многолетний лидер (с 2012 г.) Hyundai Solaris впервые в прошлом году сдал лидерскую позицию своему соплатформеннику KIA Rio (таблица 2). Если в других регионах с этими двумя корейскими моделями за лидерство успешно сражается отечественная новинка Lada Vesta либо Lada Granta, то в новосибирском регионе, как одном из самых «иномарочных», отечественным моделям приходится доказывать свои лидерские  амбиции. При этом самая современная отечественная модель Lada Vesta за год сумела опередить Volkswagen Polo, а также Skoda Rapid. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >