+79139857900

Как обеспечить автокомпонентный прорыв

26 сентября 2019 в 16:09

Серьезный обстоятельный разговор о проблемах локального производства автокомпонентов давно назрел. На международной конференции, прошедшей в столице, экспертное сообщество и специалисты отрасли обсудили состояние производственной базы и сформулировали предложения по ее развитию.

 

Проводимая полтора десятилетия промышленная политика в автомобильной, и в частности, в автокомпонентной отраслях привела к неоднозначным результатам. Объективный анализ и оценка достижений, про-
махов, недостатков в развитии одной из ведущих отраслей экономики, своевременная корректировка целей и задач, а также механизмов и инструментария  –задача не только профильных чиновников, но и экспертного сообщества.

Сегодня автомобильная промышленность Российской Федерации работает на новом технологическом базисе. За эти годы она была интегрирована в мировой автопром.  С высоты сегодняшнего дня возможно говорить о трех этапах развития и эволюции отрасли. Но следует также отметить, что важен анализ достижений и результатов в автокомпонентном производстве на территории РФ. Об этом шла речь на конференции «Автокомпоненты-2019. Перспективы развития производства и рынка автокомпонентов. Проблемы и пути решения задач по проведению трех этапов локализации производства в РФ».

 

foto6

 

Еще больше мощностей 

В течение полутора десятков лет на территории Российской Федерации создана фактически новая отрасль производства. Одним из главных достижений этого периода, в которые хронологически входят два инвестиционных режима, известные как «промсборка», это создание производственных мощностей по выпуску более чем 3,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. 

К положительным результатам двух фактически ушедших в историю режимов промсборки относится также встраивание российского автопрома в глобальный, привлечение зарубежных автопроизводителей на российский рынок. Суммарные инвестиции в отрасль превысили гигантскую сумму в $23 млрд. Также следует отметить рост производственных мощностей по сборке автомобилей более чем в 1,7 раза. Создано более 25 тысяч новых рабочих мест.

 

Но наряду с этими несомненными достижениями все резче проявляются и негативные результаты, которые продуцируют проблемы, вызванные введением данных инвестицонных режимов. Они особенно ярко проявились в условиях санкционного давления, а также наступившего экономического кризиса.   

 

Несмотря на провозглашенные благие цели и намерения, режим промсборки оказал негативное влияние на автокомпонентную отрасль РФ. По итогам реализации данного этапа промышленной политики в результате народнохозяйственный комплекс получил  отрицательный валютный баланс автопрома. Из РФ вывозится сумма объемом в  $90-100 млрд в год. Напротив, в таких развитых экономиках как ФРГ только автопром имеет положительный баланс свыше $100 млрд. Таким образом, большая часть создаваемой в отрасли добавленной стоимости остается за пределами РФ.

Также не произошло планируемого повышения уровня локализации: она осталась на уровне 30-40% по большинству выпускаемых на территории РФ моделей-иномарок. Введенные пошлины на импортные компоненты не стали стимулом для более глубокой локализации выпуска автомобилей в России. Не происходит передача компетенций производства автокомпонентов. Встраивание в мировой автопром привело к уменьшению  количества российских платформ, в результате их число уменьшилось в 3 раза.

Вдобавок, созданные производственные мощности в автопроме сегодня недозагружены наполовину. Причиной является резкий спад продаж на российском авторынке. Это влияет на рентабельность производства. В результате ряд зарубежных автопроизводителей, создавших производственную базу в РФ, свернули свою деятельность. 

 

В чем промахи промсборки? 

Если первый инвестиционный механизм, известный как «промсборка-1», ставил целью создание производственных мощностей зарубежных автопроизводителей на территории РФ, обеспечение потребностей возрастающего внутреннего рынка, привлечение зарубежных автопроизводителей, то акценты второго инвестиционного режима («промсборка-2») были смещены в сторону углубления локализации выпускаемых транспортных средств.

Как известно, второй инвестрежим «промсборка-2» обязывал увеличить производственные мощности до объемов выпуска 300-350 тыс. транспортных средств. Это было главным условием этого этапа. Автопроизводители, подписавшие соглашения,  выполнили это требование. Также необходимо выпускать штамповку деталей кузова, создать производство моторов или КПП на территории РФ. Не позднее срока 72 месяцев со дня подписания соглашения увеличить локализацию выпускаемых транспортных средств до 60%. Создать собственные R&D центры. Под эти требования в качестве «пряника» для автопроизводителей снижались ставки таможенных пошлин автокомпонентов до 0-3%, а также открывался доступ к промышленным субсидиям для компенсации утилизационного сбора.

Следует отметить, что новый инвестрежим частично улучшил условия «старого» постановления, но в то же самое время не были исполнены должным образом к 2020 году другие требования, кроме увеличения производственных мощностей.

Из-за допущенных просчетов, сложившихся внешних факторах непреодолимой силы, все вместе это привело к тому, что заявленные цели и задачи не были выполнены.

Во-первых, не все автопроизводители были готовы подписать соглашения, которые ужесточали требования и требовали вложений новых инвестиций. Во-вторых, под влиянием разразившегося кризиса целевые показатели оказались не достигнуты. Это стало тем вызовом, который привел к жизни третий инвестрежим.

Впрочем, негативное влияние на развитие отечественной отрасли автокомпонентов оказал и неправильный методологический подход. Прежде всего, это относится к понятию «происхождение товара».

Отнесение товара к категории «российский» по происхождению принималось по следующим критериям. Первое. Он должен был изготовлен (собран) на российском предприятии. Далее продан зарубежному ОЕМ по полной стоимости с учетом НДС. Таким образом, такой установленный на выпускаемый автомобиль узел считался как локализованный на 100% компонент.

Далее, ОЕМ отчитывается в Минпромторг РФ о «локализации». То есть автопроизводитель формально выполняет требования соглашения.

Фактически, сам факт простой сборки этих автокомпонентов на территории РФ существенно меняет состояние товара. При определении процента локализации не было прописано четкого определения операций, при которых товар считался бы «российским». Также не было четко сформулировано определение процента добавленной стоимости, при которых товар считался бы «российским». В результате новое производство автокомпонентов на территории РФ свелось к простым операциям, таким как сборка и сверление. И такие компоненты поставляются на конвейер ОЕМ. А в профессиональной среде появилось такое понятие как «скрытый импорт».

В результате за период действия режимов промсборки (2005-2012 гг) было подписано порядка 100 соглашений с производителями автокомпонентов, но по сути на территории страны появилась отрасль, которая занимается отверточной сборкой деталей и узлов.

Это привело к тому, что отечественная автокомпонентная отрасль потеряла несколько сотен квалифицированных рабочих мест.    

В связи с высокой долей импортных комплектующих как для производства, так и для рынка aftermarket, общий объем закупок за рубежом составляет порядка $100 млрд. Уровень реальной локализации в денежном эквиваленте составлял в 2012 году 20%, в настоящее время не более 40%. Кроме того, «старым» отечественным предприятиям очень сложно сертифицировать свою продукцию для осуществления поставок на конвейеры сборочных предприятий зарубежных автопроизводителей.      

 

foto8

 

Повестка на сегодня   

Сегодня при существующем избытке сборочных производственных мощностей автопрома уже не стоит задача по привлечению новых автопроизводителей на российский рынок. Последним предприятием такого цикла стал недавно введенный в строй завод полного цикла китайского автопроизводителя «Хавейл Моторс Мануфэкчуринг Рус» в Тульской области. Дополнительных потребностей в сборочных автомобильных мощностях сегодня нет. Это связано с тем, что существующая конкуренция на рынке такова, что начать с нуля и построить сборочный завод полного цикла не будет экономически выгодным проектом.

Сегодня в повестке дня важно обратить внимание на развитие автокомпонентной отрасли и углубление локализации выпускаемых автокомпонентов.

Фактически, после реализации двух инвестрежимов промсборки, глобально стоит такой выбор. Либо автомобильная отрасль РФ осуществляет сборку автомобилей из комплектующих западного производства, и добавленная стоимость, создаваемая предприятиями автопрома, остается на минимальном уровне. Либо необходимо создать дорожную карту, где красной строкой выделить пути создания новой автокомпонентиной отрасли.

Для создания новой автокомпонентной промышленности наилучшим инструментом является создание совместных предприятий. В качестве мер господдержки обеспечить им снижение стоимости металла, пластмассы и других первичных материалов. В первые годы работы предоставить таким СП льготное кредитование, освобождение от НДС выпускаемой ими продукции, освобождение от всех налогов, кроме социальных, на 5 лет. Цель подобных мероприятий состоит в том, чтобы продукция, выпускаемая на таких СП, была конкурентоспособной. Стоит также отметить, что вышеуказанные аналогичные меры уже применяются для резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ).

 

Стратегия и ее цели 

Третий этап государственной промышленной политики ставит иные цели, отличные от двух первых. Преодоление ряда негативных последствий, возникших в результате стратегии промсборки, требует достаточно длительного времени. Данные цели записаны в Стратегии развития автопрома РФ до 2025 года и новой версии Постановления Правительства РФ №719.

Среди них увеличение создания добавленной стоимости на единицу производимой продукции – как автомобилей, так и компонентов; технологическая безопасность по ключевым автокомпонентам и разработка технологий будущего (connected cars, беспилотное вождение, электродвижение).

В результате реализации стратегии в рамках третьего этапа должны быть обеспечены рост производительности труда в отрасли, развитие человеческого капитала, экспорт инжиниринговых услуг, получение новых компетенций в автопроме, а также увеличение глубины переработки отечественного сырья и включение производителей комплектующих в глобальные технологические цепочки.

По ключевым позициям должны быть достигнуты следующие показатели, с учетом интересов ключевых участников отрасли. В частности, внутренний рынок автомобилей составит к середине следующего десятилетия 2,5 млн единиц транспортных средств. Уровень локализации выпускаемых автомобилей должен достигнуть 70-85%. Общая выручка производителей увеличена до 2,5 трлн руб. Обеспечены условия возврата инвестиций, повышена конкурентоспособность выпускаемой продукции, адаптированы передовые технологии и компетенции.

В качестве инструментария будет применена балльная система оценки. Она отличается от применяемых ранее расчетов по локализации, которые предоставляли автопроизводители в Минпромторг РФ для получения госсубсидий и включения в систему мер поддержки. По новой методике оценки начисление баллов будет происходить как за фактическое использование компонентов (условий/операций), так и за обязательства, которые приняты автопроизводителем в специнвестконтракте (СПИК). Количества баллов будет определено за каждую технологическую операцию, в зависимости от объема создаваемой добавленной стоимости. Такой подход, казалось бы, оправдан и повысит ответственность автопроизводителей.

Но специалисты уже на данном этапе видят ряд рисков неисполнения данного механизма. Теоретически может возникнуть ситуация, когда будет выгодней ввозить готовые автомобили, чем производить сборку, учитывая, что в РФ высокие тарифы. Также третий этап не полно решает вопросы увеличения глубины переработки российского сырья, включения российских производителей компонентов в глобальные цепочки поставщиков, появления новых компетенций в автопроме и привлечения отечественных конструкторов и технологов. Также новый инструментарий не определяет четко, как считать добавленную стоимость. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >