Авторизация
+79139857900

На чем поедут регионы

29 апреля 2018 в 09:59

Исторически в РФ существуют весьма значительные региональные особенности автопарков легковых автомобилей. Этот факт оказывает влияние на работу практически всех сегментов автомобильного бизнеса. Игнорировать данный фактор просто не получится, поскольку  структура автопарка города или региона обуславливает состав автомобилей, которые заезжают на обслуживание и ремонт в СТО.

Нас часто спрашивают, почему руководителям предприятий автосервсисного сегмента необходимо держать «руку на пульсе» регионального авторынка? Новые автомобили, как правило, находятся на гарантии и обслуживаются дилерским сервисом. Но гарантийный срок быстро истекает, и владельцы вчера еще новых автомобилей сегодня пытаются найти альтернативу. Причем этот тренд, судя по опросам и исследованиям поведения автовладельцев, является массовым и повсеместным. Поэтому авторынок, как главная составляющая автобизнеса, должен находиться в зоне особого внимания.

Сегодня всех волнует, как будет далее развиваться ситуация на авторынке страны и отдельно взятого региона, поскольку от этого зависят многие составляющие автомобильного бизнеса, а прошедший кризис показал эту взаимосвязь. На текущий момент озвучены относительно оптимистические прогнозы дальнейшего поступательного движения вперед: прирост рынка, по мнению большинства аналитиков, составит от 5 до 10%. Впрочем, пока не ясно, как на нем скажутся замаячившие снова санкционные угрозы.  Поэтому прогнозировать ситуацию в условиях большой неопределенности сложно. Наш материал о том, как трансформируется, какие изменения претерпевает региональный авторынок, какова его современная модельно-марочная структура, какие тренды сегодня наиболее весомы. В свою очередь анализ покажет, в какую сторону следует ожидать изменения в региональном автопарке. 

 

transervice_03_35_CMYK

 

Авторынок и регионы 

Сегодня в результате некоторой стабилизации, у автомобилиста появилась уверенность, и он пошел в автосалон за новым автомобилем. Но, как оказывается, в различных регионах автолюбители тратят свои «кровные» на совершенно различные марки и модели автомобилей. Подавляющее большинство купленных в автосалоне автомобилей работают на территории города или области. Для наших региональных авторынков не характерны массовые трансрегиональные перетоки новых машин. Впрочем, для полноты картины стоит вспомнить единичные прецеденты, когда в конце 2014 - начале 2015 гг. отмечались «набеги» на российский авторынок жителей соседних стран – Казахстана и Беларуси, обусловленные соотношением курса национальных валют к российскому рублю. Но с течением времени происходило выравнивание курсов, и подобные поездки в автосалоны за автомобилями прекратились.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается восемь десятков регионов. И практически у каждого региона имеются свои особенности в структуре автомобильного рынка. Это один из важнейший факторов, обуславливающих отличие регионов друг от друга, как, впрочем, и их автопарков. В большей степени на формирование регионального автопарка оказывает влияние рынок новых автомобилей. Фактор импорта как новых, так и подержанных авто в текущей ситуации сведен практически к минимуму. Но это не означает, что поставки из-за рубежа исчезли вовсе. Как новые зарубежные автомобили, так и подержанные пересекают государственную границу, правда, в намного меньшем количестве, чем несколько лет назад.   

Другой мощный источник формирования автопарка - рынок подержанных автомобилей, которые могут прибывать как из-за границы, так и из других регионов. Впрочем, вторичный рынок, опять же, в большей степени формируется перепродажами автомобилей с местной «пропиской». Сегодня импорт б/у автомобилей заметно сократился, в сравнении с теми временами, когда отечественный рынок был фактически открытым. Исключение из этого правила — регионы Дальнего Востока. Там до сих пор существенным источником пополнения окружного автопарка являются модели праворульных японских авто.

Дальневосточный авторынок, наверняка, самый уникальный в Российской Федерации. Его «ориентация» на японский автопром прослеживается даже на рынке новых автомобилей, в числе бестселлеров которого преобладают японские марки и модели легковых автомобилей. Скорее, это пример нетипичного российского регионального авторынка. Его особенности связаны как с географической удаленностью, которая диктует и состав дилерского сообщества, так и предпочтения местных автовладельцев.

 

transervice_03_36_CMYK2

 

Но стоит отметить, что на праворульный рынок японских автомобилей начато очередное наступление. Теперь дальневосточным автолюбителям предлагается скидка на первоначальный взнос с нынешних 10% до 25% от стоимости приобретаемого автомобиля.  «Данная мера позволит достичь примерного стоимостного паритета новых автомобилей российского производства и популярных на Дальнем Востоке импортных бывших в употреблении автомобилей», - сообщил 11 апреля с.г. министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Впрочем, в данном материале мы проанализируем пример другого, географически более близкого регионального рынка, но также имеющего отличительные особенности.

В Сибирском федеральном округе четыре самых емких региональных авторынка – кемеровский, красноярский, новосибирский и омский (таблица 1). На сегодня эти рынки — одни из самых динамичных в стране, они восстанавливаются после кризиса более высокими темпами. Здесь расположен самый динамичный региональный рынок страны – по итогам прошлого года кузбасский авторынок показал самую высокую положительную динамику (+34,4%). И другие крупные региональные авторынки Сибирского федерального округа развивались более высокими темпами, чем среднероссийские темпы (+12,3%).

Отметим и другую особенность данных региональных рынков. Соотношение между продажами новых автомобилей и подержанных здесь несколько ниже, чем в среднем по отечественному авторынку. Так, годовой объем продаж автомобилей из салонов официальных дилеров по федеральному округу составил 87,6 тыс. автомобилей, а перепродажи подержанных -  776,2 тыс.  Таким образом, на сегмент новых автомобилей пришлось более 10%, что примерно в два раза ниже среднероссийского показателя. Но необходимо отметить, что в топ-листах рейтинга популярности подержанных автомобилей все более прочное место занимают легковушки, купленные несколько лет назад в автосалонах дилеров. Впрочем, в денежном выражении емкость рынка новых автомобилей и подержанных находятся в некотором паритете.  

Емкость авторынка            

Обычно в специализированной автомобильной прессе достаточно трудно найти серьезные и глубокие аналитические материалы по региональным автомобильным рынкам. Объяснение такой ситуации достаточно простое: анализ требует достаточно подробных данных по продажам марок и моделей новых автомобилей.

На примере регионального новосибирского авторынка можно «обкатать» такой анализ и, соответственно, понять, в каком направлении будет идти поступательное  развитие (на основе базы данных марочного и модельного состава).

Особенностью данного региона Сибирского федерального округа является несколько специфическая структура автопарка, который формировался как благодаря ввозу японских праворульных автомобилей в прошлом десятилетии, так и продажам новых автомобилей при ускоренном развитии сети официальных дилеров, также происходившем в то время. А после введения заградительных пошлин рынок новых автомобилей стал основным источником пополнения и роста автопарка. Хотя ввоз подержанных импортных автомобилей не прекратился.

Пиковые значения рынка новых автомобилей пришлись на 2012-2013 гг. Тогда и процесс  обновления парка проходил самыми высокими темпами за все время существования современного авторынка. Индикаторами данного процесса стало резкое уменьшение среднего возраста регионального автопарка, значительно снизились сроки владения автомобилями.

Впрочем, данные тенденции продлились недолго, и поскольку современная история российской экономики это череда кризисов, следующих друг за другом, то очередной рукотворный кризис, связанный с падением цен на нефть, введением санкций, привел к тому, что продажи на авторынке снизились. Об этом наше издание писало не один раз.

Но и в кризисное время парк продолжает обновляться, поскольку продажи новых автомобилей не останавливались. Но индикаторы показывают несколько изменившиеся тренды.  

 

transervice_03_36_CMYK

 

Автопарк стареет 

Сегодня Новосибирская область является одним из крупнейших региональных авторынков и индикатором рынка всей автомобильной Сибири. Это обусловлено рядом причин, в том числе и столичным статусом Новосибирска.

Мы посчитали: за шесть предыдущих лет на авторынке Новосибирской области (НСО) приобретено 148 тысяч новых легковых автомобилей. Это каждый четвертый автомобиль регионального автопарка: самая «молодая» его часть, и как следствие, будущие «долгожители» на дорогах Новосибирской области. 

Рекорд продаж был отмечен в 2012 году: тогда из автосалонов дилеров выехало 30 тысяч новых авто. Сегодня во время кризиса показатели упали вдвое. Отметим также, что кризис подкосил двух ведущих игроков дилерского сегмента регионального авторынка - «МАКС Моторс» и «СЛК моторс».

Что же касается собственно автомобильного рынка, то его модельно-марочная структура имеет весьма существенные отличия как от среднероссийских показателей, так и показателей других региональных рынков страны.

Начнем с анализа структуры авторынка по происхождению марок. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы отметить, что некоторое доминирование японских марок на рынке новых автомобилей имеет здесь исторические корни (диаграмма 1). Но если на рынке подержанных автомобилей «японцы» держат достаточно длительное время долю порядка 60%, и с течением времени этот показатель снижается очень медленно, то они заняли чуть более четверти рынка новых авто. Примерно такая же доля у европейских марок. Пятую часть рынка «держат» две корейские марки. А вот доля отечественных марок несравненно мала. Новосибирск вошел в число городов с самым «иномарочным» рынком новых автомобилей (с показателем 84%), наряду со многими сибирскими и дальневосточными регионами.

 

transervice_03_38_CMYK

 

Авторынок роста 

Еще некоторое время назад за нашей страной закрепилось определение: Россия – это страна седанов. Долгое время в структуре продаж новых автомобилей на первом месте были «народные седаны», бюджетные автомобили размерного класса В+. Они и сегодня занимают заметную долю на российском рынке (39,8%) и соревнуются за первое место с классом SUV. Но в исследуемом регионе класс автомобилей SUV выиграл соревнование за лидерство на авторынке (диаграмма 2).

На автомобили с повышенным клиренсом приходится более половины продаж. Причем такая картина наблюдается здесь уже не первый год. Если в среднем по РФ показатель доли автомобилей класса SUV составил 41,9%, то в НСО на 12 пунктов больше. Впрочем, называть региональный рынок «внедорожным» пока рано, но данный тренд обозначен.  

Однако, если разделить сегмент паркетников и внедорожников на соответствующие размерные классы, то по отдельности они проигрывают бюджетникам размерного класса В+, которых продано больше всего на новосибирском авторынке (диаграмма 2).

Расклад продаж по внедорожникам и паркетникам достаточно интересен. Пятую часть местного авторынка занимают универсалы (кроссоверы считают универсалами) размерного класса С+: это такие массовые автомобили как Hyundai Creta, Renault Duster, Nissan Terrano, Lifan X60 и др. По объемам продаж они конкурируют с самыми популярными «народными седанами» класса В+.

 

transervice_03_39_CMYK

 

Доля более вместительных и, соответственно, дорогих автомобилей повышенной проходимости размерного класса D+ составляет почти 15%. Это практически в два раза больше среднероссийского показателя (диаграмма 3). Покупатель с более высокой платежеспособностью выходит на сегмент внедорожников повышенного размерного класса. Аналогичная картина во внедорожном классе E: их доля на местном рынке 8,3%, что в пять раз больше среднероссийского показателя.  

В свою очередь автомобили, относящиеся к «народным седанам», занимают менее трети новосибирского регионального авторынка (31,7%), и на восемь пунктов ниже  среднероссийского показателя. В лидерах здесь все те же автомобили локального производства, которые выпускают в РФ ведущие зарубежные автопроизводители. Отметим, что уже не первый год лидером местного авторынка является Hyundai Solaris. Вторую строчку популярности занимает соплатформенник - KIA Rio (таблица 2). Если в других регионах с этими двумя корейскими моделями за лидерство успешно сражается отечественная новинка Lada Vesta, то в новосибирском регионе, как одном из самых «иномарочных», отечественному автомобилю предстоит доказывать свои амбиции. Пока эта модель уступает чешскому однокласснику Skoda Rapid.

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.