На прошлой неделе все информационные ленты СМИ облетела новость. Российско-японское предприятие по производству электромобилей начнут строить следующей весной в 2018 году. На первоначальном этапе планируется выпускать до 5 тысяч таких машин в год. В Приморском крае начнут производить экологичные автомобили. Соответствующее соглашение подписали правительство Приморья, холдинг «Сумотори» и корпорация Arai Shoji Co. Ltd. из Токио. Совместный российско-японский проект получил название «Прометей».
Вот и наши чиновники пытаются уловить мировой тренд в автомобильной промышленности на электромобилизацию. Но пять тысяч – это «капля» в отечественном автомобильном море.
Недавно в Санкт-Петербурге прошла авторитетная автомобильная конференция «AutoInvest 2017». Здесь много говорилось о стратегических вопросах развития автомобильной отрасли и авторынка.
О перспективных «горизонтах» автомобиля на период до 2025 года рассказал Юрий Трощенко (PriceWaterHouseCooper) Мы же выделим из его рассказа следующее: «Можно говорить о трех группах глобальных тенденций: изменение конструкции автомобиля – переход на беспилотный и электрический транспорт, развитие мобильных сервисов, разработка и внедрение новых технологий и подходов к производству».
То есть один из ключевых мировых трендов – электромобилизация. Автомобиль, которым движет электрическая энергия. Сегодня в России насчитывается всего 920 таких электромобилей, представленных всего лишь несколькими моделями. Несколько лет назад правительство «обнулило» пошлины на импорт таких машин. Все это было в стиле объявленной модернизации и инновациях.
Из этого объема наибольшая доля (37%) приходится на модель Nissan Leaf, которой зарегистрировано в количестве 340 единиц. Далее следует Mitsubishi i-MiEV (263 шт.), доля которой составляет 28,6%. Замыкает тройку лидеров Tesla Model S, которая представлена 177 экземплярами (доля – 19,2%). И еще один штрих – за первые два месяца 2017 года в России продано всего 11 электромобилей. На всю огромную страну такого количества чрезвычайно мало. Фактически, это «игрушки» для избранных. Тренд пока делает самые первые шаги на нашем рынке. И до массовости ему еще, ох, как далеко.
И зарубежные автопроизводители пока очень осторожно относятся к продажам электромобилей в РФ. Например, Volkswagen не будет продавать у нас новый электрический VW e-Golf. Причина - крайне низкий спрос на электромобили, а инфраструктура до сих пор находится в зачаточном состоянии. Но машина уже имеет довольно-таки приличные заявленные показатели: дальность хода на одной зарядке – 200 км, а мощность – 136 л.с.
Перспектива в мире электромобилей такова. Если же брать весь мир, то с учетом субсидирования со стороны государств и интенсивного внедрения электромобилей к 2030 году их объем не превысит 7% от мирового парка. В перспективе это не более 30%, то есть максимум 300 млн штук. Безусловно, это много, но эта альтернатива хороша для Европы, где расстояния маленькие и существует отлаженная транспортная логистика. Даже в США электромобили вряд ли смогут отхватить существенную долю рынка.
В газовых пенатах
Одновременно в России набирает скорость другой тренд - газомоторизация. Сегодня ее параметры в РФ таковы. Парк газомоторной техники превысил 150 тыс. транспортных средств (сравните с 920 электромобилями!!!), потребление ими газа составляет 535 млн куб.м.
По словам Кирилла Молодцова, зам.министра энергетики России к 2020 году потребление вырастет газомоторными транспортными средствами возрастет до 1,26 млрд кубометров, то есть вдвое. Соответсвенно число газовых заправок по стране увеличится до 743, а транспортных средств — до 370 тыс.
Но поскольку продажи крупной грузовой и пассажирской газомоторной техники находит поддержку у государства, которое ежегодно выделяет для софинансирования порядка 3 млрд рублей, а развитие газозаправочной инфраструктуры находится под чутким оком «Газпром Газомоторное топливо», получается, что два вектора автомобильного развития в РФ находятся в разных весовых категориях.
Подтягиваются и наши автостроители: для населения недавно АвтоВАЗ получил сертификат на газобаллонную версию Lada Vesta, и уже началось серийное производство. По их планам в 2017 году будет произведено порядка 1000 таких автомобилей. Пока мало, но годовой объем сопоставим со всем электромобильным парком. В этом году такие же сертификаты могут получить Lada Granta и Largus.
Минусы газомоторного автомобиля, которые многим не нравятся - баллоны занимают много места в багажнике. Вот бы разработать газовое оборудование, при котором баллоны не занимали бы столько нужного места. Оказывается, такие работы ведут наши разработчики в Кемерово.
Но если у газомоторных проблема в баллонах, то у электромобилей, с нашим суровым климатом, аккумуляторным батареям зимой «плохо» в мороз. в холодный период года, эксплуатация такого транспортного средства оптимальна в крупном городе, где есть теплый паркинг и электророзетки для заправки на каждом углу. Поэтому какова перспектива двух векторов автомобильного будущего в нашей стране, ответ на этот вопрос дать с сегодняшних позиций сложно. Какой вектор будет динамичнее развиваться, зависит от целого ряда факторов. Пока некоторый перевес на стороне газомобиля.