Утилизационный сбор был введен для защиты российского производства автомобилей как отечественных, так и зарубежных моделей в 2012 году. Сначала его платили только импортеры авто, но после вмешательства ВТО он распространился и на российские заводы и сборочные площадки. Правда, чиновники нашли лазейку в законодательстве и компенсирует 100% утильсбора автопроизводителям, чьи сборочные площзадки расположены на территории РФ. То есть на внутреннем авторынке у них сохраняется преимущество перед теми зарубежными автопроизводителями, которые делают ставку на импорт. Локализованным производствам это идет на пользу. А вот с чем могут столкнуться российские автолюбители, мы попытались найти ответ в этом материале.
Утилизационный сбор в сочетании с изменившейся политикой государства в сфере поддержки автопроизводителей, подписанные так называемые СПИКи (специнвестконтракты) с 14 автопроизводителями, попытки повышать локализацию приводят к малоутешительному результату. Ряду автопроизводителей становится невыгодно работать на российском рынке. Не будем касаться политических аспектов ухода, наподобие того, что продемонстрировал американский концерн General Motors, но в Российской Федерации уже нельзя купить официально новый SEAT, Ssangyong, а теперь уже и некогда популярный Ford.
В ноябре глава Минпромтога Денис Мантуров отмечал, что он не ожидает роста цен на машины российского производства из-за индексации утильсбора. Правда, на тот момент еще обсуждались варианты компенсации отечественным производителям. В конце декабря стало известно, что 100-процентную субсидию на сбор решили отменить. В 2020 году автопроизводители смогут гарантированно получить субсидию лишь на половину сбора. Так что, скорее всего, подорожают и автомобили зарубежных марок и отечественные авто. Размер утилизационного сбора не менялся с 2018 года. Новая индексация коснется главным образом легковых автомобилей. Для малолитражек объемом двигателя до одного литра он вырастет на 46%, с двигателем один-два литра — на 112%, от двух до трех литров — на 123,5%. А на машины с двигателем от 3,5 литра утилизационный сбор вырастет сразу на 145%.
Все это приведет к росту розничных цен, в особенности на импорт, уверен генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. «Если говорить о компенсации утилизационного сбора, она распространяется на производства, которые соответствуют установленным требованиям по уровню локализации. Часть, которая будет переложена на плечи покупателя, это, безусловно, решение производителей, но я думаю, это будет измеряться несколькими десятками тысяч рублей».
Японская Subaru уже предупредила, что увеличит стоимости своих автомобилей в России. С нового года рекомендованные розничные цены на них вырастут на 3-6% в зависимости от модели и комплектации. Также об аналогичных планах заявили BMW, Volvo.
Впрочем, к росту ценника отечественные автолюбители уже привыкли, нас этим не удивить. Но тут выясняется одна интересная деталь. Из-за увеличения ставок утилизационного сбора к нам могут не доехать многие интересные новинки.
На днях главная российская газета сообщила, что новый кроссовер Mazda CX-30 с большой долей вероятности не появится в России в 2020 году. Как рассказал «РГ» источник в японской компании, из-за увеличения ставок утилизационного сбора привозить эту модель в нашу страну пока не планируется. Впрочем, он не исключил, что ситуация может и измениться.
Напомним, этот автомобиль планировали экспортировать из Японии. Никакой локальной сборки на территории РФ для него изначально не планировалась. Судя по ОТТС, которое кроссовер получил не так давно, если CX-30 все-таки доберется до нас, то будет доступен только с одним мотором. Речь идет о 2-литровом атмосферном двигателе Skyactiv-G мощностью 150 л.с. Силовой агрегат работает в паре с шестиступенчатыми «механикой» и «автоматом». Привод автомобиля - передний или полный.
Новый кроссовер весьма стильный и интересный автомобиль, создан на основе хэтчбека Mazda 3 нового поколения. CX-30 стоит на ступеньку ниже локализованного в России CX-5, чья цена начинается с 1 млн 595 тыс. руб. Но с учетом отсутствия локализации Mazda СX-30 не может быть дешевле CX-5.
И тут мы видим, что расширение модельного ряда японского бренда упирается в ценовой фактор. А значит, российскому автомобилисту не видать новую и интересную модель. Да и учитывая, что интерес к кроссоверу будет не таким как к более старшей модели, вкладывать в организацию сборки этой модели Mazda просто невыгодно.
Сегодня на нашем автомобильном рынке представлено 259 моделей автомобилей. Когда-то в тучные докризисные времена их число доходило до более чем 350. Выбор был колоссальный. Но теперь из модельных рядов постепенно вымываются интересные модели, а новинки объезжают наш рынок.
Посмотрите, сегодня количество продаваемых пикапов в салонах официальных автодилеров можно посчитать загибая пальцы только одной руки. Чрезвычайно мало у нас минивэнов. Эти однообъемники чрезвычайно редкий класс на наших дорогах. Малыши размерного класса А, также не более десятка моделей. Можно и далее перечислять те типы и модели, которые объезжают РФ. Автопроизводители говорят, что кризис им мешает держать приличную гамму в своих салонах.
Так что в итоге можно рассматривать пессимистический прогноз. Шаг за шагом придем к тому, что на рынке будет несколько доминирующих автопроизводителей, локализовавших свое производство здесь. У каждого из которых в палитре всего по несколько моделей. Но тогда о широте выбора никакой речи просто не будет.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен