Опубликованные недавно данные о том, что почти четверть российского авторынка принадлежит корейским брендам, вызвали острую реакцию и запустили интересную дискуссию в среде автолюбителей.
Еще 20-25 лет назад обычный российский автолюбитель и не подозревал о существовании продукции корейского автопрома. Но на рубеже веков на наш рынок стали проникать первые автомобили Daewoo, Hyundai, KIA, Ssangyong. Сегодня нет смысла обозревать всю историю работы корейских марок на нашем рынке. Итог впечатляющий – 24% российских покупателей выбирают корейские автомобили двух марок - Hyundai и KIA.
Не секрет, что успех двух корейских брендов закономерен. Если вспомнить недавний кризис, начавшийся в 2014 году после обвала национальной валюты, то руководители российских офисов корейских марок Алексей Калицев, гендиректор «Хёндэ Мотор СНГ» и Валерий Тараканов, директор по маркетингу KIA Motor Rus, в своих многочисленных интервью прямо говорили о том, что их цель - увеличение доли рынка. И вот результат представлен, что нисколько не удивляет.
Но эти события с корейскими брендами подталкивают нас к другому вопросу: смогут ли китайские бренды, которые сегодня занимают примерно теже позиции, как некогда 20-25 лет назад корейцы, повторить успех и траекторию «корейского чуда» в РФ?
В середине прошлого десятилетия на нашем рынке впервые появилась автомобильная продукция из Поднебесной. Кому она сразу пришлась по нраву? Самосвалы китайских брендов Howo, Hanya, Shaanxi, FAW, Yutong, JAC пришлись по вкусу строителям, они недорого стоили, а самое главное, имели вагонообразный кузов, в который можно было грузить 25-30 и более тонн грунта. Покупка такого самосвала (инвестиции) очень быстро отбивалась и приносила прибыль. Сегодня китайских самосвалов тех лет уже не осталось, их списали в утиль.
С легковыми автомобилями было несколько по-другому. Продукция китайского автопрома тех лет не оставила сколь-нибудь хорошего о себе впечатления у российских автолюбителей. И этот шлейф до сих пор тянется за китайскими автомобилями. Преодолеть его, значит, создать новый имидж китайского автомобиля. Сегодня практически у каждого есть смартфон, произведенный в КНР, масса других вещей из Поднебесной. А что же автомобили?
Сегодня китайский сектор отечественного авторынка пока имееет мизерную долю в 1,8%.
Кто сегодня правит бал в китайском секторе авторынка?
Самые продаваемые марки легковых автомобилей из КНР на российском рынке
Марка |
7 мес. 2019 |
7 мес. 2018 |
Динамика, %% |
Geely |
4185 |
1121 |
+ 273 |
Haval |
4155 |
1274 |
+ 226 |
Chery |
2348 |
2519 |
- 6,4 |
Lifan |
1310 |
6078 |
- 78 |
Dongfeng |
627 |
341 |
+ 84 |
Также в первую десятку попали такие китайские марки как Zotie (540 автомобилей), FAW (464), Changan (392), JAC (282), Brilliance (106).
Пока даже самые покупаемые китайские марки автомобилей занимают места в третьем десятке рейтинга популярности отечественного авторынка. Несколько сотен автомобилей на всю нашу огромную страну, это «капля в море». И у корейцев четверть века назад была такая же доля. Но лиха беда начало.
Сегодня о серьезных намерениях по освоению автомобильного рынка Российской Федерации свидетельствует все увеличивающееся число официальных дилеров китайских марок. У марки Chery сеть включает 82 дилера. Количество официальных дилеров Haval уже приближается к восьми десяткам, автосалоны Geely работают в 42 городах страны, более 70 дилерских центров у Dongfeng. В целом создание дилерской сети еще одно немаловажное свидетельство освоения российского авторынка.
Недавно мы написали о трудностях, которые возникли у китайского автопроизводителя Lifan, как следствие кризиса на самом крупном в мире китайском автомобильном рынке. Кризис набирает обороты, это означает, что в КНР будут не заполнены производственные мощности предприятий автопрома. Кто-то как Lifan будет искать пути по их оптимизации, а кто-то расширять экспорт. И в этом плане, российский автомобильный рынок, расположенный рядом за Амуром, является притягательным. Вдобавок, он не такой требовательный, как рынки стран Европейского Союза, куда войти гораздо сложнее. Заметим, что китайский автопром в странах ЕС до сих пор фактически неизвестен.
Помимо всего прочего, главное направление китайского удара – сегмент SUV, на долю которого пришлось 93,6% китайских автомобилей. Напомним, всего продано за семь прошедших месяцев в России 15 316 автомобилей китайских брендов.
Самые продаваемые модели китайских автомобилей
Модель |
7 мес. 2019 |
Динамика, %% |
Geely Atlas |
3 759 |
+ 445 |
Haval H6 |
2 928 |
+ 228 |
Chery Tiggo |
1 307 |
- 8,0 |
Chery T21 |
1 041 |
- 4,0 |
Lifan X60 |
642 |
- 59,0 |
В «десятке» моделей представлены также: Lifan X60 (642 ед., -59%), Dongfeng AX7 (627 ед., +148%), Haval H2 (568 ед., +230%), FAW Besturn X80 (441 ед., -19,5%) и Geely Emgrand X7 (426 ед., -1,2%). Как видим пока в десятке отсутствует и локализованный кроссовер Haval F7 (259). Но его перспективы наиболее радужные среди всех китайских моделей.
Для сравнения, объемы продаж за январь-июль текущего года популярных корейских кроссоверов таких как KIA Sportage составили 19 155 единиц, Hyundai Tuscon 13 045 штук, а самый популярная корейская модель Hyundai Creta разошлась тиражом 40 тысяч штук. Вот и считайте, потребуется еще несколько лет усилий китайским автостроителям, для того чтобы достигнуть аналогичных результатов.
А в целом, на российском рынке в течение ближайших лет завязалась интрига: сможет ли китайский автопром догнать, а может быть и перегнать, корейский. Согласитесь, увлекательный поединок ожидает всех нас российских автомобилистов.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен