+79139857900

Nissan может хлопнуть дверью

13 января 2020 в 12:17

Респектабельное издание Financial Times с утра выдала сенсацию. Оказывается, японский автомобильный концерн Nissan ускорил разработку плана по выходу из альянса с Renault. 

Автопроизводитель Nissan ускорил разработку плана по возможному выходу из альянса с Renault на фоне скандала с экс-главой альянса Renault - Nissan - Mitsubishi Карлосом Гоном, сообщает газета Financial Times (FT) со ссылкой на источники в руководстве компании.

По информации газеты, планируются прекращение сотрудничества в производственной и инженерно-технической сферах и перестановки руководителей в правлении Nissan. Вместе с тем, издание отмечает, что разрыв сотрудничества приведет к необходимости поиска новых партнеров для работы в условиях глобальной конкуренции.

На самом деле информация, если соответствует действительности, весьма серьезная и может оказать влияние на операционную деятельность японского автопроизводителя в РФ.

Напомним, что франко-японский альянс, который был образован двумя автопроизводителями, до последнего момента был достаточно успешен. Это уникальный в мировом автопроме опыт, заключающийся в стратегическом партнерстве, основанном на том, что инвестиции каждой компании осуществляются в финансовых интересах другой. Но при этом сохраняется индивидуальная фирменная идентичность и независимая корпоративная культура. Проще говоря, индивидуальность автомобилей Renault и Nissan сохраняется, а технические разработки становятся общими. Это выражается в частности в проектировании автомобилей на общих платформах.

Идея основания альянса принадлежала прежнему руководителю Renault Луи Швейцеру. Тогда 20 лет назад в 1999 году японский Nissan попал в финансовую яму. Концерн был глубоко убыточным. Французский автопроизводитель протянул руку помощи, им было приобретено 43,4% акций Nissan. В свою очередь, Nissan-у принадлежит 15% Renault, правда без права голоса.

alliance33_mitsu

Руководителем Nissan тогда был назначен небезызвестный Карлос Гон. Ему предстояло вытащить второй по величине автомобильный концерн Японии из кризиса. Положение японского концерна усугублялось особенностями законодательства страны восходящего солнца. Например, одним из положений трудового законодательства был пожизненный найм работников. Но все же творческий гений и административная жилка Карлоса Гона, ливанца по происхождению, сделали, казалось бы невероятное. Оптимизация была проведена и Nissan вышел в зону роста и развития. Карлос Гон за произведенные операции по снижению расходов был признан в автомобильном мире гуру и получил почетное звание «кост киллер» (убийца расходов).

Кроме того, Renault и Nissan объединили различные исследования и разработки, производство и бизнес-операции, чтобы увеличить денежную экономию, интегрировать две компании и ускорить развитие. В 2006 году руководители альянса предложили войти в их союз начинавшего испытывать трудности американский General Motors. Но по ряду причин это не удалось сделать.

С 2010 года альянс осуществляет ряд проектов в рамках стратегического соглашения о сотрудничестве с немецкой компанией Daimler AG. В частности, плодом такого сотрудничества стал турбированный двигатель TCe 1,3, который сегодня устанавливается на кросс-купе Renault Arkana, выпускаемый в Москве.

В 2016 году к альянсу присоединился еще один игрок автомобильного рынка Mitsubishi Motors. А в сентябре 2017 года альянс объявляет о своем шестилетнем плане развития «Alliance 2022», в котором поставлена новая цель удвоить ежегодную синергию от сотрудничества до 10 млрд евро к концу срока. Карлос Гон на презентации плана отметил: «Для достижения этой цели, с одной стороны, Renault, Nissan и Mitsubishi Motors ускорят сотрудничество на общих платформах, силовых агрегатах и электрических, автономных и подключенных технологиях следующего поколения. С другой стороны, синергия будет усиливаться за счет нашего растущего масштаба. По прогнозам, наш общий годовой объем продаж автомобилей превысит 14 млн штук, а выручка, как ожидается, составит 240 миллиардов долларов к концу срока». Но этим наполеоновским планам не суждено сбыться.

Но тут случилось непредвиденное. С ноября 2018 года Карлос Гон находился под следствием в Японии. Тогда ряд руководителей Nissan обвинили председателя совета директоров в финансовых махинациях, а впоследствии к обвинениям присоединились Renault и Mitsubishi. Карлоса Гона дважды освобождали под залог. А в канун нового года Гон сбежал из Японии. Но это уже другая история, как были использованы для побега футляры музыкальных инструментов. Гон, оказавшись на своей родине в Ливане, рассказал, что сбежал от «несправедливого и политического преследования», которому подвергался в Японии. И последствия себя не застали долго ждать – Nissan выходит из альянса.

Пока сложно сказать, как данный демарш и его последствия отразятся на российском авторынке и партнере альянса крупнейшем автопроизводителе АвтоВАЗе. Поскольку будут нарушены прежние договоренности, а планы будут неизбежно скорректированы.

kiks_NISSA

Во-первых, японский автопроизводитель Nissan вряд ли отправится в одиночное плавание. Сегодня на дворе эпоха глобализации и, соответственно,  нынешнее руководство компании будет искать место в другом альянсе. Но в таком, в котором устойчивое финансовое положение. Этим новым партнером может стать итало-французско-американский союз PSA и FIAT-Chrysler. А может и другой автопроизводитель.

Во-вторых, все-таки крупный пакет акций Mitsubishi Motors принадлежит Nissan. Напомним, что сделка по покупке 34 % акций MMC за 237 млрд японских иен произошла в 2016 году. Так что Nissan отправится не один в самостоятельно плавание, а вместе с тремя бриллиантоами.

В-третьих, разрушение альянса приведет к отдельному ведению партнерами бизнеса в Российской Федерации. Что здесь может измениться? Наиболее вероятным может стать следующее. Но сначала сделаем отступление.

Успокаивает то, что созданные в рамках альянса решения долго еще используются партнерами. В качестве примера можно привести партнерство Daimler-Chrysler-Mitsubishi-Hyundai. Атмосферные двигатели объемом 2.0 и 2.4, созданные в рамках этого альянса до сих пор устанавливают на KIA Sportage и другие модели корейского конгломерата.

HR16_new222

Что же касается конкретно сотрудничества в России, то, по всей видимости, на московском заводе Renault после развода перестанут выпускать автомобиль Nissan Terrano. На конвейер АвтоВАЗа также вряд ли встанет давно обещанный кроссовер на платформе альянса В0 - Nissan Kiks.

Выпускаемому на АвтоВАЗе двигателю, который разработал Nissan HR16 (объемом 1.6 л, мощностью 113 л.с.) также ничего не грозит в результате крушения альянса. Теперь этот мотор носит индекс французского автопроизводителя  H4M. Также некоторую тревогу  внушает тот факт, что компания Jatco принадлежит Nissan. А как известно, в прошлом году модели Lada Vesta и Lada XRay обзавелись автоматическими трансмиссиями этого производителя. Но будем надеется на лучшее, поставки вариаторов на вазовский конвейер не прекратятся.

 Jatco_вариатор       

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ будет "отстраивать" Lada Iskra от своего флагмана, или кое-что о каннибализме

На АвтоВАЗе возникает проблема внутреннего...

22 апр 2024 в 20:46

Подробнее >
Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >