+79139857900

Обзор рынка автомобильных насосов системы охлаждения

11 февраля 2019 в 17:39

Рынок автомобильных запчастей — весьма сложный и динамично развивающийся сегмент автомобильного бизнеса. Его основной чертой и важнейшей характеристикой является высокая финансовая емкость, сопоставимая с емкостью рынка новых автомобилей.  К сожалению, в деловой специализированной автомобильной прессе не часто встречаются детальные исследования этого потенциально привлекательного сегмента автобизнеса. В данном материале скрупулезно проанализирован этот конкретный сегмент рынка автозапчастей. Материал подготовлен аналитическим отделом коммуникационного агентства «Автобизнес-медиа».

 

transervice_01_2019_cmfdnhyk-32

 

Водяной насос (или помпа) – один из основных узлов системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Фактически это жизненно важный агрегат. Система охлаждения автомобиля не просто охлаждает двигатель, она не допускает его перегрева и отводит избыточное тепло.

 

Поскольку водяной насос (или помпа) является одним из основных узлов системы охлаждения двигателя, то главным его функционалом является обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости по системе – по большому или малому кругу и через теплообменники.

Данная система обеспечивает функционирование мотора в определенном  температурном диапазоне, поскольку без охлаждения ни одни двигатель долго работать не сможет. Главная опасность – тепловое заклинивание, которое в определенный момент неизбежно возникнет, если двигатель будет перегреваться. Узлы и агрегаты двигателя (в частности поршни) будут расширяться, что в итоге может привести к корблению и выходу из строя. По мнению некоторых ремонтников, хотя система охлаждения не относится к числу самых важных, ее неисправность сулит автовладельцу немало проблем,и значит,  реагировать на малейшие отклонения в работе системы охлаждения надо максимально быстро, для того чтобы не было более тяжелых последствий. Это азбука эксплуатации автомобиля.

Ненадлежащая работа водяного насоса (помпы) повлечет серьезные проблемы, чреватые не только дорогостоящим ремонтом. Во избежание таких проблем нужно регулярно следить за исправностью и корректной работой насоса.

 

Срок службы помпы автопроизводители не регламентируют. Обычно рекомендуют в случае замены ремня ГРМ и всех компонентов привода заменять помпу. Дело в том, что водяной насос приводится в действие от двигателя, от одного из ремней: либо зубчатого (и тогда помпа является частью привода механизма газораспределения), либо поликлинового – ремня привода вспомогательных агрегатов. Поскольку при среднем межсервисном интервале для ремня в 120 тыс. км пробега (или 5 лет), следующая инспекция системы охлаждения произойдет не скоро, помпу может заклинить гораздо раньше, что приведет к повторному выполнению всех работ по замене ремня и роликов – то есть придется повторно оплачивать весь комплекс работ и запчастей. Плюс заклинившая помпа может привести к очень неблагоприятным последствиям, в частности, обрыву ремня.

 

Неисправность ремня и натяжителя может привести к преждевременному отказу подшипника и вала и резкому сокращению срока службы насоса. И наоборот, утечка охлаждающей жидкости из насоса неизбежно сказывается на состоянии ремня и натяжителя.

 

Мастерам-приемщикам автосервисных станций необходимо рассказывать клиентам об этих рисках и об условиях исправной работы водяной помпы. Это позволит увеличить количество продаж, которые связаны с обслуживанием данного узла автомобиля. Так что автосервис будет в выигрыше, поскольку сможет заработать либо на замене, либо на обслуживании системы охлаждения автомобиля.

 transervice_01_2019_cmgbddyk29

Наш выбор 

Исследование аналитического отдела проводилось на примере самых массовых моделей автомобилей, которые представлены в региональных парках, запчасти для которых всегда востребованы на вторичном рынке. На этот раз объектом нашего анализа стали автозапчасти для иномарок российской сборки. Это популярные бюджетные автомобили -  Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Renault Logan. За короткий по историческим меркам период, а точнее, в течение текущего десятилетия эта тройка заняла весомую долю в региональных автопарках. Их владельцами стали не только рядовые автомобилисты. Данные модели автомобилей часто встречаются в таксопарках и в корпоративных гаражах предприятий самого различного профиля и эксплуатируются достаточно плотно. Новое веяние – использование данных моделей автомобилей в каршеринге.

 

Выбор моделей для анализа рынка автокомпонентов основывался на данных статистики. Согласно статистическим данным, сегмент иномарок российской сборки является самым быстрорастущим в автопарке страны.  Самой распространенной иномаркой местного производства является Hyundai Solaris. К середине прошлого года в РФ насчитывалось более 700 тыс. автомобилей этой модели. Производство данного автомобиля началось в нашей стране в 2010 году. В тройку лидеров отечественного автопарка входит и другая выбранная для нашего  исследования модель – Renault Logan (654 тыс. ед.). Ее производство началось еще раньше - в 2006 году. На шестом месте в рейтинге отечественного автопарка иномарок российской сборки находится еще одна модель – Volkswagen Polo sedan. Парк немецкой модели немного не дотягивает до 400 тыс. ед. Таким образом, выбор этих популярных автомобилей обеспечивает высокую репрезентативность нашего исследования  рынка aftermarket.   

 

В свою очередь, выбор в качестве исследования сегмента рынка aftermarket именно Уральского федерального округа вполне закономерен по ряду причин. Во-первых, авторынок Уральского округа один из самых крупных в стране. Из-за особенностей его географического положения между европейской и азиатской частями страны, здесь в концентрированном виде отображается фактически весь авторынок России.

 

Во-вторых, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский (ХМАО) и Ямало-Ненецкий округ - это крупнейшие по емкости региональные авторынки, которые входят не просто в ТОП-30, но занимают там ведущие позиции. Этот факт автоматически повышает репрезентативность при анализе. В прошлом году авторынок ХМАО стал самым динамичным в стране: продажи новых автомобилей увеличились на 28% по сравнении с 2017 годом.

 

В-третьих, автопарки регионов УрФО наиболее многочисленные. В Свердловской и Челябинской областях количество легковых автомобилей давно превысило символический уровень в 1 млн автомобилей. А в столице Урала, в г. Екатеринбурге автопарк также весьма внушителен. В абсолютном выражении он подошел к полумиллионной отметке. Рынок новых автомобилей этого областного центра уступает двум столичным и находится на четвертом месте в рейтинге городов-миллионников. Такие же внушительные размеры автопарка  в Челябинской области. Авторынок в Челябинске — шестой среди 15 городов-миллионников. 

И еще один момент, авторынок Уральского округа долгое время был своеобразной границей, «водоразделом» между разными трендами формирования современного автомобильного парка РФ. С восточного направления сюда завозились подержанные японские автомобили, а с западного – европейские б/у автомобили. Это сформировало особый уральский подход при выборе марок и моделей. Но сегодня данная особенность постепенно изменяется. На первые роли, как и повсюду в стране, в регионах УрФО выходят иномарки российской сборки. Следовательно, постепенно снижается численность некогда ввезенных подержанных автомобилей. 

 transervice_01_2019_cmyk-32

Hyundai Solaris 

Аналитическим отделом нашего издания проанализированы 20 марок автомобильных водяных насосов для самой распространенной модели отечественного автопарка Hyundai Solaris в магазинах Екатеринбурга, Челябинска и других уральских областных центров. На отечественном авторынке модель длительное время имела титул бестселлера, и до сих пор является самой популярной иномаркой российской сборки. Сегодня  на рынке подержанных автомобилей регионов эта модель укрепляет позиции, оттесняя прежних лидеров б/у автомобилей. Уже на многих региональных рынках Hyundai Solaris входит в топ-рейтинг самых популярных подержанных моделей.

 

Средняя цена насоса для «соляриса» в УрФО составляет 1719,5 руб. При этом цены в разных областных центрах несколько различаются. Так, в Екатеринбурге среднее значение 1958 руб, а в Челябинске – 1606 руб.

 

При анализе цен можно выделить два класса насосов. Первый - бюджетный. Здесь представлены 9 брендов: AMD, Brave, Zommer, Doda, Ashika, Fenox, JapanParts, JapKo, Luzar, NSP и SAT. Средняя цена на продукцию этих брендов не превышает 1500 руб. Впрочем, в данном сегменте представлено супербюджетное предложение: насосы Brave, Zommer предлагаются по ценам ниже 1000 руб.

 

Премиальный сегмент насосов представлен такими брендами как GMB, GRAF, Hepu, Mando, Metelli, Patron, Valeo. Ценовое предложение здесь весьма широкое – от 2000 до 5300 руб. К этому же сегменту относятся и оригинальные насосы Hyundai/KIA. В целом же разброс цен на помпы для данной модели автомобиля чуть более чем шестикратный.

 

В магазинах Екатеринбурга главными лидерами среди водяных насосов систем охлаждения для Hyundai Solaris являются бренды Metelli, AMD, Doda, Fenox, GMB, GRAF, Hepu, Luzar, а также оригинал Hyundai/KIA (см. диаграмма2). Аналогичная картина в других региональных центрах. Напрашивается следующий вывод. На рынке aftermarket широко представлены как отечественная, так и белорусская продукция, а также большое количество зарубежных изделий разных брендов, в разной ценовой категории.

 transervice_01_2019_cmyk-30

Volkswagen Polo 

Что сразу обращает на себя внимание при исследовании рынка автомобильных насосов системы охлаждения для седана Volkswagen Polo – это достаточно широкое предложение ассортимента в интернет-магазинах Екатеринбурга и одновременно более скудный ассортимент в других областных центрах Урала. Поэтому мы тщательно проанализировали предложение интернет-магазинов столицы округа, но и не оставили без анализа другие областные центры. 

 

Средняя цена помп в Екатеринбурге также несколько выше, чем в соседних областных городах. Так, в Екатеринбурге она составила 2052 рубля, а в соседнем Челябинске – 1931 руб.

 

Что больше всего отличает рынок водяных насосов для автомобиля немецкой марки – это намного больший разброс цен в сравнении с аналогичной продукцией для Hyundai Solaris.

 

Оригинальные насосы VAG предлагаются по цене 7967 руб. Это ценовой потолок сегмента. Разрыв между самым дорогим насосом и самым бюджетным также велик – 8,2 раза. Самое низкое ценовое предложение от Stellox (986 руб.) практически не отличается от аналогичных цен помп для Solaris. Если провести уровень отсечения (1600 руб.) для бюджетных предложений, то среди брендов окажутся те, названия которых уже звучало в обзоре для корейского автомобиля. К бюджетному сегменту отнесем насосы под маркой AMD, Dolz, Fenox, JP Group, Patron. SAT, LYNXauto, Luzar. Но вот ассортимент в верхнем ценовом сегменте намного больше, чем для корейского автомобиля. В нем представлены насосы таких известных производителей автокомпонентов как Delphi, Hepu, Metelli, Meyle, Ruville, Sasic, SWAG.

Главными лидерами по представленности на рынке УрФО, как это ни покажется странным, премиум-продукция таких брендов как SWAG, SKF, Ruville, Metelli. В числе наиболее популярных предложений в бюджетном сегменте - Dolz, Fenox, JPGroup.

 

transervice_01_2019_cmyk29

 

Renault Logan 

Ассортимент водяных насосов для бюджетной иномарки Renault такой же широкий, как и для Volkswagen Polo. Но есть небольшое отличие – в областных центрах УрФО оно не уступает Екатеринбругу. По всей видимости, такое положение вещей объясняется тем, что этот бюджетный автомобиль имеет более длительную историю выпуска в России и поэтому запчасти для него стали доступными без оглядки на регион.

 

В Екатеринбурге средняя цена составила 2 023 руб., а в Челябинске – 2 015 руб. Среднюю цифру несколько «задирает» оригинальный насос Renault, особенно в областных центрах. Да и в Екатеринбурге оригинал предлагается в среднем за 3 450 руб.

А самая высокая цена помпы у шведской премиум-марки SKF (4 650 руб.).

 

Цена отсечения бюджетного предложения (1500 руб.) здесь несколько ниже, чем VW Polo. В списке бюджетного сегмента повторяются бренды – Doda, Fenox, Luzar, LYNXauto, Patron. Также здесь представлен такой европейский бренд как Magneti Marelli (1473 руб.).

 

В премиальном сегменте есть некоторые отличия по марочному составу предлагаемых помп. Прежде всего, это такой европейский бренд как Febi (2707 руб.). Выше уровня 2000 руб. предлагается продукция таких известных производителей автокомпонентов как GRAF, Hepu, Metelli, Sasic, SWAG и Valeo.    

 

Что касается представленности на рынке, то премиальные и самые дорогие марки Febi и SKF имеют наибольшее предложение в интернет-магазинах. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >