+79139857900

Отечественные производители дорожно-строительной техники. Под знаком перемен

11 декабря 2013 в 14:33

Иностранная спецтехника фактически выиграла у отечественных производителей рыночное соревнование. Теперь на строительных площадках не так часто можно встретить оборудование от отечественного производителя. А как в будущем станет развиваться отечественное машиностроение, какие меры подготовило государство, чтобы под прессингом конкурентов сохранить в РФ производство строительно-дорожной техники?

 

 На последние три года в России вновь, как и десятилетие назад, пришелся очередной бум строительства, как жилищного, так и инфраструктурного. Это самым прямым образом сказывается на рынке спецтехники. За три года рынок вырос. Главным драйвером этого роста стало жилищное и дорожное строительство — они стимулируют спрос на дорожно-строительную технику. Однако статистика фиксирует и такой факт: моральный и физический износ спецтехники в стране имеет высокий процент - и составляет порядка 48 процентов. Но этот феномен не сложно объяснить, поскольку на балансе предприятий могут числиться различное старое оборудование. И хотя оно по разным причинам числится, но его практически не эксплуатируют.

Сегодня когда темпы строительства жилых и общественных зданий и сооружений увеличиваются, предприятия строительного комплекса начали заниматься процессом обновления своего парка техники, как строительного оборудования, так и дорожно-строительной техники. Но при этом наблюдается такой тренд – доля на рынке специальной техники отечественных производителей начала сокращаться. И если в СССР производство строительной и специальной техники было развито хорошо, то сегодня импортная техника стала занимать доминирующее положение в закупках предприятий. По данным агентства «Крединформ», по итогам первого полугодия 2013 года на долю импорта в физическом выражении приходилось 83,2% рынка, а на российскую дорожно-строительную технику — всего 16,8%. Главным преимуществом спецтехники зарубежного производства является лучшее соотношение цены и качества.

Сегодня российские производители в основном представлены в нижнем ценовом сегменте. С ними конкурирует китайские производители. В целом, к недостаткам спецтехники, произведенной отечественными производителями, как правило, относят низкий ресурс, низкое качество гидравлических систем, меньшую производительность, недостаточно комфортные условия работы операторов. В среднем и высоком ценовом сегменте дорожно-строительной техники в основном представлены корейские, японские, европейские и американские модели.

Они отличаются высокой производительностью, низким уровнем текущих затрат при эксплуатации и на техническое обслуживание. Вдобавок, дорожно-строительная техника зарубежного производства регулярно проходит техническое обслуживание у официального дилера и находится в отличном состоянии и высокой степени готовности. Она практически не простаивает, и механикам предприятий намного проще планировать свои расходы.

Тем не менее, отечественные производители дорожно-строительной техники удерживают прочные позиции и не собираются сдавать их иностранным конкурентам в ряде сегментов – автобетононасосов, автокранов, автогрейдеров, автопогрузчиков, башенных кранов, бульдозеров, экскаваторов. По данным агентства «Крединформ», за первое полугодие 2013 года отечественные производители нарастили выпуск погрузчиков в 2,9 раза, башенных кранов - на 63%, автопогрузчиков - на 38%, автобетоносмесителей - на 17%, автокранов — на 11%. Правда, производство отдельных видов техники отечественными производителями сократилось: снизился выпуск отечественных экскаваторов, бульдозеров и других видов техники.

Некоторым отечественным производителям удается в этих условиях наращивать производство. Однако другие предприятия находятся в более сложном положении и демонстрируют падение производства и ухудшение финансовых показателей. Усугубляет ситуацию и такой факт: ресурсы отечественных и крупных зарубежных производителей дорожно-строительной техники несопоставимы. Поскольку вторые давно работают в условиях жесткой конкуренции и подвержены частым слияниям и поглощениям. В результате которых и стала современная конфигурация рынка строительного оборудования и дорожно-строительной техники. Только опыт работы в высоконкурентной среде поможет отечественным производителям выпускать современную продукцию.

По объемам поставок техники на российский рынок строительных машин сегодня всех обгоняют японцы. Немного от них отстают китайцы и корейцы (см. диаграмму). Однако если рассматривать поставки по конкретным поставшикам-производителям, то на первом месте среди импортеров находится японский производительKomatsu, который за первое полугодие текущего года поставил в Россию своей продукции (бульдозеры, экскаваторы, погрузчики) на сумму более $163 млн. На втором месте корейский Hyundai ($136 млн) и американский Caterpillar ($118 млн).

Структура импорта спецтехники в РФ по странам производства

Сегодня активно зарубежные производители специальной техники строят свои предприятия в Российской Федерации. Уже никого не удивляет тот факт, что иностранная компания развивает свои производственные мощности в России. Еще в 1994 году крупнейший мировой производитель строительного оборудованияCaterpillar создал собственные мощности в городе Тосно Ленинградской области. В Ярославле с 2008 года работает предприятие «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», которое освоило выпуск экскаваторов, а с недавнего времени и карьерных самосвалов. Планы развивать производство строительной техники в России есть и у других иностранных компаний. Заявления на эту тему озвучивали корейская компания Hyundai и американская компания John Deere. В Калуге разворачивается производство гусеничных экскаваторов Volvo на собственном заводе. Производственная мощность предприятия составит 2 тыс. экскаваторов в год. А инвестиции составят более 40 млн евро. Однако другое направление, которое дает отечественным производителям шанс на выживание и интеграцию в мировую машиностроительную отрасль является сотрудничество с ведущими иностранными производителями. Более года работает совместное предприятие крупнейшего отечественного производителя дорожно-строительной техники Группы ГАЗ и американской корпорации Terex. Cсовместное предприятие занимается производством, продвижением и реализацией отдельных видов дорожно-строительной техники Terex, а также всей продукции Группы ГАЗ в России. Предполагается, что создание СП позволяет перенести в Россию лучшие иностранные ноу-хау. Освоены уже производство автогрейдеров, карьерных самосвалов, экскаваторов-погрузчиков на мощностях Группы.

 

 Как выйти из тупика

 Казалось бы, выход из порочного круга, когда отечественный рынок фактически отдан на откуп зарубежным производителям строительно-дорожной и другой спецтехники, вряд ли будет найден. Но недавно из недр Министерства промышленности и торговли РФ появилась и сегодня широко комментируются специалистами и в специализированных СМИ информация о том, что вскоре увидит свет Постановление правительства РФ о введении запрета закупки дорожно-строительной и другой техники, произведенных вне территории Таможенного союза (РФ-Казахстан-Белоруссия), предназначенной для муниципалитетов и прочих государственных нужд.

В принципе, для тех, кто внимательно следит за состоянием отрасли, это не должно стать сенсацией, поскольку еще весной прошлого года, Президент РФ Владимир Путин на совещании в Твери предупреждал, что расширение планов дорожного строительства не должно стимулировать поддержку зарубежных производителей дорожно-строительной техники. Теперь подошло время облечь слова первого лица государства в нормативно-законодательную форму.

Отечественное производство должно обеспечивать нужды предприятий собственной страны. Поскольку в плановый период 2014-2020 гг увеличиваются затраты на строительство и содержание автомобильных дорог, развитие инфраструктуры в регионах России потребность в дорожно-строительной технике резко возрастет. Логично предположить, что это будет отечественная техника, либо техника произведенная иностранными производителями на территории страны. Второй аспект этого вопроса – в последние годы одним из самых важных потребителей дорожно-строительной техники специального назначения (коммунальной, строительно-дорожной и прочей) стали муниципальные органы. На них приходится порядка 60% закупок автогрейдеров страны, 30% погрузчиков с бортовым поворотом, 15% сегмента рынка экскаваторов, 7% от общего числа проданных бульдозеров и т.п. именно такие условия позволят отечественным производителям и зарубежным производителям, открывшим производство в стране получить стабильный рынок сбыта.

Наряду с этим фактором, такие факторы как увеличение расходов консолидированного бюджета РФ на дорожное строительство и содержание дорог, высокий износ техники и плачевное состояние парка спецтехники и необходимости его обновления, а также все более широкое внедрение лизинга, который помогает дорожно-строительным предприятиям, не имеющим значительных финансовых ресурсов для обновления основных фондов, расширять парк техники, спрос на отечественную технику можно эффективно стимулировать. Но важно, чтобы этот спрос был направлен на спецтехнику, которая произведена в рамках Таможенного союза, то есть на заводах отечественных производителей и на предприятиях ведущих мировых производителей, а также на их совместных предприятиях.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >