Авторизация
+79139857900

Отцифрованный мир автомобиля

11 июля 2018 в 10:15

Автомобиль, как и компьютер, как сотовая связь, принято относить к благам цивилизации. Недавно это транспортное средство отметило 130-летие со дня своего рождения. Автомобиль фактически является самым старшим из всех современных популярных благ, без которого невозможно представить жизнь современного человека. В свою очередь, это самый массовый инструмент для обеспечения мобильности горожан, да и не только их, а всего человечества. И его значение, даже с появлением других форм коммуникаций, не снижается.

У автомобильного мира блестящее будущее и интересное прошлое. Однако для каждого автомобилиста все начинается с образа того транспортного средства, которым он хотел бы владеть. Наши представления об автомобиле с течением времени изменяются. Вот простой пример. Еще совсем недавно Россию называли страной седанов. То ли это отголосок моделей советского автомобилестроения, когда, начиная с ГАЗ-21 «Волга», устойчиво сформировался образ «седанолюбия», который до сих пор присущ весьма существенной прослойке наших автолюбителей и позволил мировым автопроизводителям сделать весьма необычные трехобъемные автомобили на базе своих двухобъемных моделей размерного класса В, и впоследствии освоить их производство на территории страны. Примечательно, что в этом классе в РФ легковые универсалы и хэтчбеки не пользуются таким высоким спросом как седаны.

Но, как говорил древний мудрец, «Все течет, все изменяется». И образ идеального автомобиля в сознании наших автомобилистов также подвержен медленной  трансформации. 

В мае аналитическим агентством «Автостат» и порталом Avito Авто был проведен онлайн-опрос «Автомобиль мечты», в ходе которого организаторы выясняли, насколько изменились предпочтения россиян в отношении легковых автомобилей. Аналогичный опрос проводился три года назад. Время достаточное, чтобы нащупать долговременные тренды, произошедшие в сознании отечественных автолюбителей. Основные тренды, выявленные опросом, показали достаточно интересную картину.  

Первое. Снизилось число желающих владеть дизельным автомобилем, в то же время сторонников бензинового двигателя прибавилось. Казалось бы, качество дизельного топлива на наших АЗС повысилось настолько, что не представляет сегодня угрозы дизельному движку, как это было еще десяток лет назад. Не станем также объяснять это влиянием средств массовой пропаганды, все-таки «дизельгейт» нас коснулся ничтожным образом и некими отголосками прозвучал лишь в СМИ. Но факт остается фактом.

Второе. Кризисное состояние авторынка и «похудение» кошельков непосредственным образом коснулось мнения опрошенных автолюбителей о том, какова должна быть мощность мотора «автомобиля мечты». Если три года назад самый популярный ответ был 150-200 л.с. (33% опрошенных), то сегодня автомобилисты смотрят на этот вопрос более прагматично. И уже 44% респондентов говорят о промежутке 100-150 л.с.

Третье. Трансформация произошла и в восприятии цвета желаемого автомобиля. Классические цвета – «белый» и «черный» поменялись местами. И, наконец, самое важное изменение, произошедшее в сознании в течение трех прошедших лет: большинство опрошенных считают, что «Автомобиль мечты» должен быть внедорожником либо кроссовером. Об этом заявил практически каждый второй из опрошенных (46%). То есть наличие высокого клиренса важная составная часть отечественного автомобильного менталитета. Конечно, можно начать говорить о долговременной тенденции, что в конце концов седаны, универсалы и хэтчбеки отомрут как ветвь автомобильной эволюции. Но пока, давайте, повременим с такими выводами.   

Подобный процесс поворота к кроссоверам наблюдается и на северо-американском рынке. Аналитики полагают, что через пять лет в США на автомобили класса SUV будет приходиться три четверти из 15-16 млн проданных новых транспортных средств. Глядя на подобные тенденции, один из крупнейших американских автопроизводителей  Ford Motors объявил о сворачивании разработок обычных легковых автомобилей таких популярных ныне моделей как седаны Taurus и Fusion, а все конструкторские силы сосредоточит на автомобилях с высоким клиренсом Explorer и Escape, не говоря уже о самом популярном пикапе F-серии.

Впрочем, не стоит кивать на далекий американский рынок. Недавнее наше исследование новосибирского рынка показало, что по итогам прошлого, 2017 года, на этом крупнейшем региональном рынке Сибирского федерального округа уже 53%  проданных из автосалонов автомобилей приходились на класс SUV. Аналогичная картина наблюдалась нами и на других региональных рынках СФО. Недавно в одном из номеров «Авторевю» его главный редактор Леонид Голованов сделал попытку объяснить, почему на автомобильных рынках происходит снижение влияния легковой автомобильной традиции и рост популярности кроссоверов? Он заметил: «Здесь должна быть какая­то глубинная причина, что­то подсознательное».

Но если тягу к автомобилям-универсалам и пикапам с высоким клиренсом на американском рынке аналитик объяснил процессом великого переселения через континент, который у американцев происходил в конных фургонах, то аналогичную тягу к кроссоверам и внедорожникам у соотечественников он тактично обошел. Но мы-то понимаем, что даже в крупных городах, когда зимой на обочинах и стоянках намерзают снежные валы, то на обычном легковом автомобиле, который в народе метко прозван «пузотеркой», ездить и парковаться достаточно затруднительно. 

И еще один штрих. Согласно данному опросу, число тех, кто хотел бы полноприводную машину класса SUV, несколько снизилось (с 65% до 55%). Ведь полный привод – это дополнительные расходы, которые влияют на стоимость транспортного средства и его содержание.

 

transervice_05_Аналитика2-3

 

 

Мощный, премиальный и «нафаршированный» 

Если автолюбитель в вышеназванном опросе уже высказался об оптимальной мощности желаемого автомобиля, то автомобильной статистике приходится подтверждать данный взгляд цифрами. Согласно исследованию АА «Автостат», проведенному в 27 регионах страны, средняя мощность нового автомобиля, купленного в текущем году в автосалонах, составила 137,1 л.с.

 Россия не была бы Россией, если бы на авторынке не было существенных региональных различий. В большинстве обследованных регионов показатель средней мощности ниже полученного среднего значения. В ряде регионов Поволжья он не достигает 125 л.с. Причиной такого положения считается высокая доля в структуре проданных автомобилей отечественной марки Lada, которая здесь традиционно популярна. А в свою очередь  модельный ряд данного автопроизводителя оснащается двигателями собственного производства мощностью в диапазоне 87-122 л.с.

Наиболее мощные автомобили покупают жители столицы (средний показатель свыше 150 л.с.) и Дальнего Востока (178 л.с.).

Естественно, что структура рынка Дальнего Востока имеет свою специфику. Что же касается столичного автомобильного рынка, то здесь на средний показатель мощности влияет высокая доля проданных автомобилей премиум-марок. Если в среднем по Российской Федерации автомобили премиум-марок составили 9,1% авторынка, то в столице практически каждый пятый автомобиль, выехавший из ворот автосалона,   принадлежит либо четырем немецким премиальным брендам, либо таким маркам как  Genesis, Infiniti, Jaguar, Land Rover, Lexus, Jeep, Volvo и др. Этот московский показатель (21,1%) свидетельствует о более высоком благосостояния населения столицы. В культурной столице страны Санкт-Петербурге на долю премиума пришлось всего 14,7% местного авторынка. Среди других городов-миллионников выше среднего продажи таких машин в Красноярске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Екатеринбурге. Ну, а к самым «бедным» миллионникам относятся такие города как Пермь, Омск, Волгоград, Воронеж, Уфа, в которых доля премиум-марок менее 7% авторынка (диаграмма1).

Впрочем, приобретение автомобиля в автосалоне не заканчивается выбором выставочного образца или просто автомобиля со склада или автостоянки. Как правило, предусмотрительный автомобилист доукомплектовывает своего «железного коня». В ходе следующего опроса, который провели журнал «За рулем» и АА «Автостат», участники высказались о самых популярных автоаксессуарах, которыми, как правило, дооснащают свое новое авто. Как оказалось, на первом месте типовой «Набор автомобилиста», включающий аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и трос. Следом, вторым и третьим по популярности, идут автокомпрессор, а также видеорегистратор. А вот набор инструментов предпочли выбрать лишь 28% опрошенных автолюбителей. Видимо, работа руками со своим автомобилем медленно уходит в историю, поскольку еще совсем в недавнем прошлом без инструмента не обходился ни один автомобилист. В списке названных по мере убывания покупок также чехлы для сидений (17%), радар-детектор, пылесос.

 

transervice_05_Аналитика2-4

 

Непрочный союз 

Страсть к быстрой смене одного автомобиля на другой, весьма характерное желание, но оно присуще лишь небольшой части автолюбителей. Когда несколько лет назад рынок был на подъеме и характеризовался высокими объемами продаж, а население богатело, растущее  благосостояние подталкивало владельцев к мысли о смене машины на ступень большую по размеру либо более статусную. Но сегодня на авторынке все кардинально изменилось. И опять об этом же нам говорят конкретные показатели статистики. Если в благоприятном тучном предкризисном 2008 году сроки владения новым автомобилем до первой перепродажи в среднем в РФ составляли 3 года, то к 2012 году срок увеличился уже до более 4 лет. В минувшем году показатель вырос до 57 месяцев или 4 года 9 мес. Как видим, с 2008 года средний срок владения вырос на 21 месяц. Этот тренд обусловлен экономическим кризисом и его проявлениями. Это падение доходов населения, неуверенность в завтрашнем дне, рост цен на автомобили из-за серьезной девальвации национальной валюты. При этом обозначилась условная «полярность» между владельцами автомобилей массовых и премиальных марок. Если средний срок владения новым автомобилем премиум-марки составил 46 месяцев, и их владельцы могут благодаря более высоким доходам чаще менять автомобиль, то в масс-сегменте финансовые возможности автолюителей существенно скромнее, и поэтому сроки владения автомобилем до первой продажи выше (58 мес., или почти 5 лет). Если рассмотреть данный показатель в разрезе стран происхождения автомобиля, то наиболее привязаны к своему «железному коню» владельцы отечественных марок: зафиксирован показатель 63 месяца, или более 5 лет. А вот обладатели иномарок местной сборки чаще меняют свои автомобили – срок  их владения составляет 49 мес. По данным аналитиков, чаще всего меняли автомобили после 4-5 лет эксплуатации: так поступило 14% автовладельцев. Через 3-4 года задумались о новой машине 13% автомобилистов. Еще 13% автолюбителей отъездили на своем автомобиле более 10 лет.

А что может мотивировать автолюбителя к смене своего автомобиля? И тут был получен достаточно интересный разброс мнений и взглядов. Как ни покажется странным, но эмоциональная составляющая в выборе решения о смене оказалась самой популярной. 43% респондентов готовы сделать это просто потому, что автомобиль «надоел». Впрочем, указывать только на эмоциональное восприятие было бы не совсем верно. Для нашего автомобилиста не чужда расчетливость. Порядка 40% готовы задуматься о смене автомобиля, если вырастут денежные доходы. Каждый третий (32,5%) задумается о смене, если машина начнет часто ломаться. На смену автомобиля, если изменится семейное положение, указала четверть (25,5%) опрошенных. Каждый десятый готов к смене, если вырастут цены на обслуживание автомобиля.   

 

Растущий
cost of ownership
 

Рост цен на топливо в последние месяцы серьезно отразился на кошельках отечественных автовладельцев и стал причиной некоей социальной напряженности. Конечно, данное явление можно было бы по привычке отнести к какой-либо флуктуации (отклонению), поскольку ценники на АЗС неприятно удивляли. Но если взять за несколько больший период, например, с 2014 года, то рост цен коснулся практически всех товаров и услуг, прямо либо косвенно связанных с автомобилем. Опять же, обратимся к итогам опроса, который провели специалисты портала drom.ru и АА «Автостат». Обобщив мнение более 17 тыс. респондентов, аналитики выявили интересную картину. Оказывается, часть респондентов не заметили никакого роста цен на товары и услуги, связанные с эксплуатацией автомобиля (16%). Но подавляющее большинство респондентов (84%) подтверждают рост расходов на содержание авто. При этом, одна половина этих респондентов (44%) говорит, что рост был существенный, а другая часть (40%) считает, что данный рост не критичен для их бюджета.

Но в чем фактически единодушны водители (96%) так это в том, что затраты на топливо увеличи лись. Более половины отметили рост ставок системы автострахования, также респондентами был отмечен рост стоимости запчастей и расходных материалов (47%).

В этой связи интересные результаты получены в ходе другого опроса, касающегося стоимости обслуживания автомобиля. Речь в нем шла о замене масла в двигателе. Оказывается, наш автолюбитель большой эконом. Порядка 40% автовладельцев делают это самостоятельно, в своем гараже, и не обращаются к специалистам. Лишь около 30% респондентов пользуются данной услугой в автосервисе. Учитывая, что замена масла — достаточно распространенный вид услуги, автосервисам есть повод задуматься, как увеличить свою клиентскую аудиторию, перетянув их из гаража на станцию техобслуживания.

К официальным дилерам обращаются 13,1% респондентов, половина из них назвала причину, что автомобиль находится на гарантии.

Региональный разрез ответов респондентов показал, что в Москве услугами автосервиса по замене масла пользуется 42% автоаудитории, в Санкт-Петербурге – 33%.  В регионах Дальнего Востока, Сибири, Северо-Запада производят замену масла в автосервисах более 60% опрошенных, а на Урале и в Поволжье – около 70% опрошенных.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.