Авторизация
+79139857900

Перспективы рынка aftermarket

14 августа 2018 в 12:10

Российский независимый рынок автотехобслуживания развивается. Он продолжит свое развитие, несмотря на все экономические сложности и проблемы. В каком направлении? С какой динамикой? Об этом наш корреспондент беседует с главой российского подразделения компании DENSO Ильей Соколовым.

 

–Как вы оцениваете 2017 г. для рынка автозапчастей и автотехобслуживания? Что ждете от 2018 г.?

–Одним из важнейших драйверов рынка в 2017 г. был отложенный спрос. Вероятно, он был связан с кризисом 2014 г., после которого ситуация значительно ухудшилась, и два года было достаточно тяжело: автовладельцыоткладывали ремонты и покупки. И вот в 2017 г. он реализовался. Но уже к концу 2017 г. мы увидели падение потребительского спроса, что отразилось на продажах. Эта тенденция продолжится в 2018 г., который станет сложнее, чем предыдущий. Конечно, еще можно отмечать рост, мы его видим и в своих продажах, и в продажах дистрибьюторов, но динамика значительно ниже, чем в прошлом году. Я думаю, по итогам 2018 г. мы достигнем максимум 5% роста.

2019 г., скорее всего, будет еще сложнее. В 2019 г. я в принципе не ожидаю роста. Из-за этого обострится конкурентная борьба. Определенные поставщики и дистрибьюторы имеют возможности расти за счет повышения эффективности своей работы, оптимизации издержек, предоставления нового сервиса. То есть, внутри рынка возможности для роста сохранятся, и те,кто сумеют воспользоваться ситуацией, получат преференции. Однако в целом рынок расти ближайшие несколько лет, если и будет, то не более чем на 5%. Скорее всего он будет стабильным.

 

–Исходя из каких факторов вы строите свои прогнозы?

–Я исхожу из того, что кризис продаж новых автомобилей, начавшийся в 2014 г., как раз сейчас получает отражение на нашем рынке – количество проданных с 2014 г.,автомобилей,в настоящий момент выходящих на рынок постгарантийного обслуживания,значительно снизилось. При этом естественная убыль парка в связи с прекращением эксплуатации старых машин достаточно большая. Это значит, что парк не будет расти ближайшие несколько лет.

Другой фактор – несмотря на достаточно маленькую инфляцию, реально располагаемый доход населения уменьшается. Не добавляет уверенностив будущем геополитическая обстановка исанкционнаяспираль – зависимость курса рубля от санкций  больше, нежели от цены  нефти.

 

–И что в итоге?

–В итоге парк не растет, тратить будут меньше – отсюда возникает достаточно серьезное давление со стороны дешевых брендов, провоцируемое смещением матрицы потребления вниз. Из «оригинала»клиент уходит в премиум запчасти, из премиум запчастей в средний ценовой сегмент и далеепо нисходящей. Вопрос, на который нам предстоит ответить: насколько это смещение из «оригинала» в премиум запчасти позволит компенсировать отток спроса из премиума ниже. Пока мы видим, что имеет место достаточно большой приток из «оригинала», позволяющий премиум запчастям чувствовать себя более комфортно.

При этом я не думаю, что премиум рынок растет. Все что я вижу по нашим ключевым товарным группам – это перераспределение долей внутри рынка. Мы в частности, отмечаем увеличение доли DENSO в рознице на 4%.

Но самое главное в происходящих процессах то, что формируется новая модель потребления: автовладельцы экономят, автомобиль с точки зрения расходов теряет приоритет. В связи с этим меняется парадигма всего рынка: наценок, с которыми работала розница и дистрибьюторы еще пять лет назад больше нет. Они уменьшились в 2-3 раза: в рознице еще сохраняется 15-20%, а дистрибьюторы оперируют близкими к нулю значениями. Но это новая парадигма,в которой нужно научиться работать. Профессиональное сообщество видит, что автовладельцы испытывают давление. Чтобы сохранить продажи, нужно пойти навстречу этим автовладельцам.

 

–Как в этой связи ваша компания «идет навстречу»? На что делает ставку в своей работе?

–Мы как российское подразделение компании DENSO происходящую курсовую девальвацию никогда не отыгрываем на сто процентов. Условно говоря, Евро сейчас поднялся с 75 руб. до 80 руб., а наш прайс-лист остался на прежнем уровне. То есть, мы всегда берем на себя часть курсового удара. Этого же ожидаем и от других игроков.

С другой стороны, DENSO, как, прежде всего, очень крупный и авторитетный мировой производитель премиальных автокомпонентов (95% наших продаж занимает ОЕМ сектор), постоянно работает над тем, чтобы количество продуктов и артикулов, представленных на вторичном рынке автозапчастей,всегда увеличилось. В существующих товарных линейках мы расширяем ассортимент, открываем новые позиции. В этом году, например, появились новые компрессоры.

Кроме того, мы вводим новые товарные линейки, такие как, в частности, датчики коленчатого вала и распределительного вала. Это чрезвычайно дорогие датчики, до их появления в нашем ассортименте никакой альтернативы кроме «оригинала» на рынке представлено не было. Еще из принципиально нового – это стартеры и генераторы для дорожно-строительной техники. Это довольно новое для нас направление. Мы поставщик всех известных производителей такой техники, в конце текущего года мы выведем эту линейку в России. 

Видя достаточно сильное давление бюджетного сегмента, мы думаем о том, чтобы вводить новые линейки, позиционирующиеся в среднем ценовом сегменте, не под брендом DENSO. В этом году появится такой бренд – полностью самостоятельная марка. Это будут щетки стеклоочистителя, они выйдут в октябре.

Помимо этого, мы, конечно же, очень внимательно работаем с логистической цепочкой, чтобы наш товар оказался в каждом регионе, в каждом магазине. Стараемся обеспечить слаженность во взаимодействии  дистрибьюторов, розницы иавтосервисов.

Много делаем в маркетинге. Особенно для второго уровня конечного потребителя – последние несколько лет DENSO смещалось в своих инвестициях в сторону как раза второго уровня конечного потребителя. Мы создаем там спрос, который потом приходит к дистрибьюторам. Я уверен, за эту работу целиком и полностью несет ответственно поставщик. И потому делаем на нее очень серьезную ставку. У нас большая команда региональных представителей, которая контактирует исключительно с авторемонтными мастерскими и розницей. Они не взаимодействуют с дистрибьюторами. Они каждый день посещают клиентов дистрибьюторов, создавая спрос.

 

–Существует несколько сценариев развития российского рынка. Ему прочат так называемый «европейский» путь, «американский»… Каково ваше мнение по этому поводу?

–Российский рынок сильноотличается от европейского. А европейский от американского. В Европе основное потребление запчастей происходит через СТО. Продажи российских дистрибьюторов через СТО различаются, но в целом доля достаточно низкая. Однако тенденция к тому, чтобы эта доля увеличивалась,присутствует.

Но я хочу обратить внимание на американскую модель бизнеса, когда сбыт через сервисы это не 90% ,как в Европе, а только 50%. В ней как раз остальные 50% занимает розница в виде достаточно больших сетей по всей стране. Мне кажется, это может случится и с российским рынком – доля автосервисов действительно будет увеличиваться до 50%, а вторая часть будет развиваться в виде сетей именно автомагазинов в том или ином виде. Они могут быть совмещены с СТО, но это обязательно будет ритейл сеть.

При этом рост и развитие самих автосервисов, тут я полностью поддерживаю видение GROUPAUTO Россия, будет происходить за счет сетевого формата. Потому что таким образом – в объединении с партнерами – проще и эффективнее конкурировать. Чем больше таких проектов будет запускаться на рынке, тем лучше.

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.