Авторизация
+79139857900

Поддать регионам газу

8 июля 2015 в 15:34

 

Неразвитость автозаправочной инфраструктуры является серьезным фактором, тормозящим процесс газомоторизации коммерческого и пассажирского транспорта. Как перезагрузить процесс, придать ему новый импульс и высокие темпы, обсуждали в Новосибирске на Международном Транспортном форуме. Здесь были представлены новые механизмы для осуществеления важной государственной программы, направленной на существенную экономию затрат автоперевозчиков.  

Неразвитость рынка газозаправочной инфраструктуры – одна из проблем, которая встала в повестку дня государственной политики газомоторизации транспорта. По данным Государственного комитета по статистике, на начало прошлого года на территории РФ насчитывалось всего 270 работающих газозаправочных станций, в то время как число обычных заправок превысило 29 тыс. Если ускоренными темпами не развивать газозаправочную инфраструктуру, то невозможно в принципе выполнить целевые показатели, намеченные решениями Правительства РФ. В 2020 году в крупных городах России доля газомоторного пассажирского транспорта должна составить: 50% - в городах-миллионниках, 30% - в городах с численностью населения свыше 300 тыс. и более 10% в городах-«стотысячниках». Аналогичные цифры приняты и по коммунальной технике. Во внутригородских перевозках грузов доля газомоторной техники повысится до 30%. Прогнозируемый объем потребления компримированного природного газа в отрасли транспортных перевозок увеличится до 10,4 млрд куб.м.   

Сегодня на территории 37 субъектов федерации напрочь отсутствует какая-либо газозаправочная инфраструктура. А в тех регионах, где она имеется, во многих крупных городах число газовых заправок (АГНКС) невелико, к тому же они расположены, как правило, на окраинах городов.

Сегодня в повестке дня ускоренное развитие газозаправочной инфраструктуры. На прошедшем в Новосибирске IV Международном Транспортном форумедиректор Томского филиала ООО «Газпром Газомоторное топливо» Владимир Чебоксаров отметил: 

«В наших планах к 2017 году реализовать 90 объектов газомоторной инфраструктуры. Мы активно работаем в этом направлении. Нашими планами предусмотрен выход на федеральную трассу М-53 «Байкал». Планируется ввести в строй 4 АГНКС в Омской области. Реализуется программа с независимыми компаниями по размещению блоков газозаправочной аппаратуры на обычных АЗС».  

Руководитель филиала рассказал также о перспективах расширения сети на территории Новосибирской области. В конце года будет введена в строй новая АГНКС на ул. Грузинской в областном центре, в следующем году начнется  строительство еще одной заправки - в Первомайском районе города, а также двух АГНКС на территории области – в городах Искитиме и Барабинске, что позволит начать процесс газомоторизации в этих районах и использовать автомобили, работающие на компримированном природном газе для междугородних перевозок. 

Впрочем, нужно учесть один аспект, тормозящий развитие инфраструктуры газовых заправок. Экономически оправданное функционирование АГНКС возможно только при наличии значительного парка техники, работающего на компримированном природном газе. Чтобы выйти «в ноль», объемы продаж на заправке должны составлять порядка 4 млн куб. в год, что примерно соответствует парку техники в несколько сотен единиц. Пока же на существующих заправках имеется избыток мощностей. 

И хотя компаниям фактически гарантирован сбыт компримированного газового топлива, в связи в развитием данного направления следует отметить, что процесс идет достаточно медленно. Государство принимает меры по финансовой поддержке перевозчиков, переходящих на газомоторную технику и прежде всего по переоснащению парков пассажирской техники. В марте 2015 года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении субсидий в размере 3 млрд руб. бюджетам субъектов РФ на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. (Постановление Правительства РФ №242 от 17.03.2015).  


Преодоление препятствий


Одним из факторов, тормозящих развитие процесса газомоторизации, признаны ограничения в нормативно-законодательной базе. Компания «Газпром Газомоторное топливо» проводит большую работу по совершенствованию и актуализации нормативных актов и документов. Сегодня актуализированы требования к газозаправочной инфраструктуре и не только в плане пожарной и промышленной безопасности. Утверждены изменения №4 в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, Своде Правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», а также актуализированы ФНиП «Правила промышленной безопасности опасных промышленных объектов, на которых используется оборудование, работающее при избыточном давлении». Предстоит также исключить АГНКС из государственного перечня опасных промышленных объектов, подготовить предложения в проект правил предоставления субсидий на закупку газомоторного транспорта, подготовить предложения по упрощению процедуры предоставления земельных участков под строительство газозаправочной инфраструктуры, продолжать совершенствовать ценообразование на компримированный природный газ. Весь комплекс работ по законодательному обеспечению процесса ведется в рамках поручений Президента РФ от 11.06.2013 №ПР-1298. А также в рамках Комплексного плана мероприятий использования природного газа в качестве моторного топлива, утвержденного Заместителем Председателя Правительства РФ №6819-П9 от 13.11.2013. 


Экономика и экология


Сегодня число автопроизводителей, предлагающих технику, работающую на компримированном природном газе, постоянно растет. Между компанией «Газпром Газомоторное топливо» и такими крупными производителями автомобильной техники как «КАМАЗ», «Группа ГАЗ» подписаны специальные договоры. Аналогичные документы подписаны и с зарубежными производителями. На автомобильном рынке представлены образцы автомобилей в классах легковой, легкой коммерческой (LCV) и среднетоннажной техники, автобусы разных классов и разной вместимости, коммунальная техника, магистральные грузовики, а также сельскохозяйственная техника. 

При этом компанией «Газпром Газомоторное топливо» разработаны и реализуются программы по стимулированию перевода транспорта на компримированный природный газ. Условия корпоративной целевой программы «Полгода без забот» достаточно выгодных для перевозчиков. Клиенту предоставляется целевое финансирование на переоборудование парка техники на КПГ сроком от 6 до 12 месяцев, в свою очередь, клиент обязуется выбрать определенный объем топлива для своих нужд. 

Немаловажно, что выполнение на газовых двигателях вводимых норм Евро-5 проще, чем на дизельных двигателях, поскольку для газовых двигателей CNG нет нормативов выброса дисперсных частиц, т.к. в их отработавших газах отсутствует сажа и оксиды серы. Также низкие показатели выхлопа газов обеспечиваются установкой электронного блока автоматического управления подачей газа и воздуха, электронно-управляемого турбокомпрессора и каталитического нейтрализатора для снижения выбросов оксида углеродов и углеводородов. 

Сегодня региональными перевозчиками накоплен положительный опыт эксплуатации газомоторной техники. Один из руководителей Торгового дома «КомТранс» (Новосибирск) рассказал нашему корреспонденту, что в регионе Западной Сибири уже имеется успешный опыт работы техники, использующей в качестве топлива природный газ. Например, томские перевозчики уже 9 лет эксплуатируют такой тип техники, при этом они отмечают низкий расход топлива и существенную экономию за счет законодательно установленных низких тарифов на газ. 



Юрий Власов, руководитель департамента продаж ООО «СтарТрак» (г. Кемерово): 

- Несмотря на тот факт, что Кузбасс - угольный край, применение газомоторной техники является приоритетом в транспортной политике региона. Для предприятий угольной промышленности самосвал марки C&C N332 с объемом кузова 19 куб.м является оптимальным транспортным средством, работающим на плече перевозок угля «разрез – угольный склад». Его технические характеристики подтверждены опытом эксплуатации на ряде угольных предприятий. На самосвале установлен 6-цилиндровый двигатель Yuchai, 12-ступенчатая автоматическая трансмиссия Mercedes-Benz, расход топлива составляет при интенсивной работе 55-60 куб./100 км пробега, при порожнем пробеге 40 куб./100 км. На одной заправке самосвал может преодолевать 300-350 км пробега с грузом в одну сторону. Нами проведены сравнения затрат при совершении аналогичной работы между китайским самосвалом C&C, работающем на метане, и обычным дизельным. Получили следующие итоги: минимальная экономия 10 рублей на 1 км пробега. 


Андрей Миховский, технический директор «Автогазаппаратура»  (г. Новосибирск):

- Битопливная схема эксплуатации коммерческой и пассажирской техники имеет свои преимущества. Как правило, заправка подвижного состава происходит по такой схеме: утром – дизельным топливом, вечером, в конце рабочего дня – газовым. Такой алгоритм выигрышен в текущий переходный период, когда степень насыщения городов газозаправочной инфраструктурой невысока. Можно оперативно осуществлять переход на использование другого вида топлива, если газ заканчивается. Переключение осуществляется нажатием кнопки. Нашим предприятием уже переоборудовано свыше двух десятков единиц техники – это магистральные тягачи Scania, КАМАЗ для междугородних и комбинированных перевозок. Интересен пример автобуса GoldenDragon, вот уже восемь лет эксплуатирующегося на маршрутах Томска. На нем использована битопливная схема. Его пробег 700 тыс.км, без существенных поломок и ремонтов. Суточный пробег автобуса более 300 км. 
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.