+79139857900

Рынок автомобилей с пробегом завелся не на шутку

10 июня 2019 в 16:17

Оценить потенциал рынка подержанных автомобилей страны, его перспективы, пути его совершенствования смогли участники конференции «Used Car 2019». Однако не все вопросы этого сложного сегмента оказались в их поле зрения. Фактически в РФ существует два географически автономных блока продаж бэушных автомобилей.
Об этом наш материал.   

 

Рынок автомобилей с пробегом имеет достаточно сложную структуру из-за чрезвычайного разнообразия и мозаичности. Для его полной оценки не подойдут общие для всей страны данные и информация. Он сегментирован и географически разделен. Отчасти, разобраться в этом феномене нам помогут материалы конференции «Used Car 2019», организатором которой выступило аналитическое агентство «Автостат». Но для более полной и объективной картины рынка автомобилей с пробегом этого недостаточно.

 

transervice_04_2019_cmyk-37

 

Кто растет в кризис?  

Сегодня на авторынке в сегменте автомобилей с пробегом наблюдается рост. Так, по данным, приведенным на конференции специалистами АА «Автостат», объем рынка в первом квартале текущего года составил 1 млн 14 тыс. штук, показав рост в 5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Но если рассматривать более долговременный тренд, например, за прошедшие шесть лет, то можно сделать следующие выводы. В «тучные» годы начала текущего десятилетия этот сегмент автомобильного рынка имел высокие показатели (диаграмма2).

В 2013 году, перед кризисом, в стране было продано 5,75 млн автомобилей с пробегом, в следующем 2014 году продажи достигли пика десятилетия – 6,1 млн автомобилей. Но в 2015 году, когда случился обвал в экономике и, как следствие, девальвация национальной валюты и падение доходов населения, данный сегмент отечественного авторынка показал результат в 4,9 млн автомобилей. Причем, падение рынка автомобилей с пробегом оказалось не столь сильным, как на рынке новых автомобилей, где было зафиксировано двукратное снижение объемов продаж.

Таким образом, рынок автомобилей с пробегом компенсировал резкое ухудшение ситуации с продажами новых машин. А со следующего года продажи б/у автомобилей начали медленный рост, продолжающийся до сих пор. В то же самое время начавшийся рост на рынке новых автомобилей составил в 2017 году около 16%, а в 2018 порядка 13%. Примечательно, что регистрации б/у автомобилей в условиях роста рынка новых машин не только не остались на уровне прошлых лет, но также росли. Это свидетельствует о том, что потенциал рынка автомобилей с пробегом в условиях кризисной ситуации в нашей стране огромен.

Анализ ситуации подтвердил справедливость рыночных законов. Во время кризиса, по причине снижения доходов, покупатели стараются перейти в сегмент автомобилей с пробегом, но как только на рынке наметились первые признаки выздоровления, покупатель вновь возвращается в автосалоны официальных дилеров. Но это было бы слишком упрощенное видение. Покупатель сильно неоднороден, и однозначными определениями нельзя обобщить его поведение во время кризиса. Почему даже при росте рынка новых автомобилей растут продажи автомобилей с пробегом?

Где любят с пробегом?    

Самые низкие значения соотношения между объемами рынка новых и подержанных автомобилей приходились на период 2011-2013 гг. Тогда данное соотношение составляло 1 новый автомобиль на 2,3 с пробегом. Но кризис на авторынке внес свои изменения в данном соотношении. В 2016 году данное соотношение составило один к четырем. Сегодня оно снизилось до 1 новый к 3,3 с пробегом.

Это цифры, которые характеризуют общую картину по стране. Но они не отражают региональной специфики.

Если в регионах Европейской части страны соотношение между новыми и подержанными автомобилями составляет 2 и более, то в зауральских регионах аналогичные цифры уже намного выше. Так, в Казани за первый квартал текущего года на один проданный новый автомобиль из автосалона приходится два подержанных. В типичном зауральском регионе - Новосибирской области в первом квартале текущего года на 2,56 тыс. новых автомобилей из автосалонов пришлось 27,5 тыс. проданных автомобилей с пробегом, то есть на один новый почти одиннадцать б/у автомобилей.  И это не единственное региональное различие.

Также к особенностям рынка автомобилей с пробегом относятся такие характеристики. Здесь перепродаются не только бюджетные автомобили, но и премиальные марки. На массовый сегмент приходится 90,2% этого рынка. В абсолютных цифрах это означает, что за первый квартал текущего года из рук в руки реализовано 1 млн 26 тыс. подержанных автомобилей масс-маркет. В то же самое время автомобилей с пробегом премиальных марок реализовано 110,3 тыс. единиц (9,2%).

 

Срез отечественного рынка автомобилей с пробегом показывает, что он у нас достаточно архаичен (диаграмма 1). На автомобили возрастом до 5 лет приходится всего 11% от общего объема регистраций. Автомобили с пробегом в возрасте от 5 до 10 лет составляют 33%. В свою очередь, на «возрастные», старше 10 лет, приходится более 56% рынка. То есть наиболее ходовые автомобили, проданные из рук в руки, это «старички».

 

Одновременно аналитики видят и другие негативные тенденции на рынке автомобилей с пробегом,  в том числе увеличение срока владения автомобилями. Так, по расчетам АА «Автостат», средние сроки владения новым автомобилем до первой перепродажи увеличились и составили 4,8 года. В тучные годы прошлого десятилетия (2008 год) средний срок владения до первой перепродажи составлял всего 3 года. Сегодня наиболее активно перепродаются первыми владельцами машины возраста 4-6 лет. Учитывая падение продаж новых автомобилей в кризисные годы, автомобилей в возрасте до 5 лет в региональных автопарках становится все меньше. Наоборот, автомобили, которые были куплены в рекордные для российского авторынка годы (это периоды 2011-2013 гг и 2007-2008 гг), достаточно велико и они составляют потенциал дальнейших перепродаж на вторичном рынке. Количество таких автомобилей оценивается в отечественном автопарке примерно в 12-13 млн, соответственно, они составляют более 30% парка, поэтому они будут определять «лицо» рынка автомобилей с пробегом. Но это будет характерно не для всех регионов страны

 

transervice_04_2019_cmykljnbjk-37

 

Праворульная карта страны

На востоке рынок автомобилей с пробегом сильно отличается от Европейской части РФ. Интересная картина складывается на рынке в сегменте праворульных подержанных автомобилей. 

Общая картина по праворульным выглядит следующим образом. При общем объеме рынка подержанных автомобилей в РФ 1 млн 137 тыс. на сегмент праворульных приходится 131,8 тыс. авто. Таким образом, их доля составила 12%. Понятно, что наибольшее число перепроданных автомобилей пришлась на азиатскую часть страны.

Согласно данным АА «Автостат», расклад праворульного сегмента выглядит следующим образом. 12% - это чистый импорт из Японии (22 591 ед.). Практически весь объем импорта имеет пробег по Японии, новых автомобилей с правым рулем ввозятся единицы.

Оставшиеся 88% рынка правого руля – это смена владельца, то есть условно «вторичка». Причем в эту «вторичку» включены автомобили, которые перепроданы и обрели второго, третьего, четвертого владельца.

 

В целом около 54% праворульного сегмента приходится на автомобили марки Toyota (100,2 тыс. авто).  Около 17% составили праворульные Nissan (31 тыс.). Порядка 12,5% приходится на Honda (23,2 тыс. штук). Также в пятерку машин с неправильным рулем  входят Mazda и Mitsubishi.

 

Интересен также расклад по моделям. Самым популярным праворульным автомобилем страны уже много лет подряд остается Toyota Corolla, которая в рассматриваемый период реализована  количестве 11,6 тыс. единиц, или 9% от всех продаж праворульных.

В целом, из 10 самых популярных моделей 8 принадлежит данной марке.

 

На втором месте рейтинговой таблицы компактвэн Honda Fit (4,5 тыс. ед.). Третью строку заняла Toyota Mark (3,9 тыс.), на четвертом - Toyota Corona (3,5 тыс.). В первую пятерку вошла также Toyota Vitz (3,4 тыс.), в европейской части страны известная как Toyota Yaris. Во второй пятерке оказались следующие праворульные автомобили – Toyota Carina, Toyota Caldina, Mazda Demio, Toyota Prius и Toyota Camry.

Дальный автономный округ 

Самые высокие показатели оборота праворульных японских автомобилей на территории страны в Дальневосточном федеральном округе. Здесь уместен вопрос: будет ли закрыт ввоз таких автомобилей в страну? Впрочем, решение данного вопроса уже переходит в политическую плоскость, поскольку регионы ДВФО – лидеры протестной активности.

Правительство в решении данного вопроса часто идет на уступки и не желает раскачивать ситуацию. В ноябре прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил для жителей Дальнего Востока временный порядок ввоза в Россию подержанных автомобилей с правым расположением руля. Согласно этому решению, жителям ДВФО с 27 ноября 2018 года разрешено ввезти по одному такому автомобилю в год, не оснащая его системой «Эра-ГЛОНАСС». Это правительственное решение вызвало настоящий импортный бум. Так, по данным Владивостокской таможни, с начала года до 27 мая было оформлено 26 665 японских автомобилей, это вдвое превышает объем ввезенных автомобилей за аналогичный период прошлого года.    

Такой локальный «взрыв» импорта вызван еще одним фактором. С 1 июля 2019 года должен был вступить в действие ГОСТ 33670-2015, регламентирующий методы экспертизы и сертификационных испытаний единичных транспортных средств. То есть тех автомобилей, которые ввозятся в Россию и другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) частным образом. Прежде всего, это относится к японским автомобилям с правым расположением руля.

По информации, полученной в Минпромторге РФ, срок введения новых правил сертификации «единичных» автомобилей пока решили перенести как минимум на год, в значительной степени из-за неготовности соответствующей сертификационной инфраструктуры на Дальнем Востоке РФ.

Как известно, 1 июля с.г. должны были измениться требования к сертификационным лабораториям, им надлежит иметь специально оборудованные площадки и разгонные полосы. На сегодняшний день всем требованиям ГОСТа на Дальнем Востоке соответствует только одна лаборатория. Потребность в такого рода услугах многократно выше, учитывая объемы импорта из Страны восходящего солнца.

Неготовность инфраструктуры может вызвать значительное подорожание услуги по оформлению Свидетельства о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС). Поэтому на совещании, проведенном в конце мая с представителями ЕАЭС, Минпромторга РФ, НАМИ и других профильных ведомств, было принято решение о переносе срока введения новых правил выдачи СБКТС, как минимум, до середины 2020 года. Причем, что характерно, инициатором отсрочки выступила именно российская сторона, другие члены Евразийской экономической комиссии предложение поддержали. Российская сторона руководствовалась положением дел на Дальнем Востоке.

Таким образом, импорт праворульных автомобилей является солидным источником пополнения рынка подержанных автомобилей. Пересадить жителей Дальнего Востока на леворульный транспорт, увы, пока не удается.

Рынок новых леворульных автомобилей в регионах Дальнего Востока очень мал – число продаваемых новых машин менее 5% от общих регистраций. Остальное – праворульный транспорт разного возраста, как только что доставленный из Японии, так и перепродаваемый с пробегом по РФ.

Также отметим, что новое сборочное предприятие Sollers-Mazda во Владивостоке не привело к существенному изменению на автомобильном рынке региона. А недавнее решение правительства о том, что в рамках реформы господдержки промышленности Минпромторг отменяет с 2020 года субсидии на перевозку автомобилей, выпускаемых на Дальнем Востоке, вообще ставит под сомнение саму судьбу проекта. Напомним, что субсидия объемом 500 млн руб. помогала существенно снизить транспортные расходы.

 

transervice_04_2019_cmyk-38

 

Дрейфующая Сибирь 

Примечательно, что, по данным АА «Автостат», по итогам первого квартала текущего года, в Сибирском федеральном округе лидирующей маркой рынка автомобилей с пробегом стала Toyota. На этот японский бренд приходилось более 25% рынка. Лишь на втором месте отечественные б/у Lada с долей 17,6%. Это наглядно показывает ситуацию на региональном авторынке, где пока превалируют праворульные машины. Среди бестселлеров японской марки неизменным лидером остается модель Toyota Corolla. Невероятно, но только одна эта популярная модель берет 5% рынка подержанных машин за Уралом.  

 

Отдел аналитики нашего издания в течение более десяти лет измеряет марочный и модельный состав рынка подержанных автомобилей. И отмечает, что, в отличие от Дальневосточного, рынок автомобилей с пробегом в СибФО постепенно трансформируется. Наблюдается тренд на большую представленность иномарок, произведенных на территории РФ.

Такие бренды как Hyundai, Chevrolet, Kia, Ford сегодня уже находятся во второй пятерке рейтинга популярных автомобилей с пробегом. Они уже сумели потеснить такие японские бренды как Lexus, Subaru, Suzuki, Daihatsu, ранее присутствовавшие в ТОП-10 СибФО (табл.1).

Причем, прирост продаж б/у автомобилей двух корейских марок характеризуется двузначными цифрами. Соответственно, при таком тренде и высоком приросте продаж б/у корейских автомобилей они вскоре потеснят позиции Mazda и Mitsubishi.

В модельном раскладе сибирского рейтинга ТОП-10 появились такие автомобили, как Hyundai Solaris, Ford Focus. Они вытеснили Toyota Corona, Honda Fit, Toyota Mark, которые еще несколько лет назад имели прочные позиции.

Таким образом, авторынок подержанных автомобилей в этом федеральном округе постепенно эволюционирует в сторону иномарок российского производства. Однако «праворульный» фактор еще долго будет существенным образом влиять на данный сегмент рынка в СФО.  

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >