Авторизация
+79139857900

Среднетоннажная коммерческая техника

12 мая 2015 в 13:13

В сегменте среднетоннажной коммерческой техники сложился определенный статус кво. Однако в ближайшее время он может быть нарушен. Причина в появлении сильной модели, способной взорвать сегмент. О том, как может повлиять смена модельной линейки на рыночные позиции в этот непростой период, наш материал.  

Среднетоннажный сегмент (автомобили полной массой от 5 до 12 тонн) по объемам продаж сильно уступают классу автомобилей LCV (легких коммерческих автомобилей). До недавнего времени он уступал и классу тяжелых грузовиков. Но сегодня ситуация изменилась. И теперь в топ-листинге из 10 самых востребованных моделей отечественного авторынка - шесть относятся к классу автомобилей до 12 т. Они смогли потеснить с грузового статистического олимпа популярные европейские тягачи, спрос на которые резко снизился.     

 
По данным издания «Эксперт», по итогам прошлого года в классе среднетоннажных автомобилей  доминировал нижегородский ГАЗ, на который приходилось около 60% продаж автомобилей полной массой от 5 до 12 тонн. Это отечественное предприятие  выпускает устаревшие модели ГАЗ-3308/3309/3310. На втором месте – корейский бренд Hyundai (модели HD72, HD78). Также в лидерскую пятерку отечественного рынка вошли японские бренды Hino, львиную долю продаж которого составляют среднетоннажные грузовики серии 300. Еще один японский бренд - Mitsubishi Fuso с моделью Canter серийно производится на совместном предприятии КАМАЗ-Фузо в Набережных Челнах. Третий японский бренд – Isuzu. Его конек — серия автомобилей Elf. Выпуск автомобилей данной марки стартовал на предприятии Sollers в Ульяновске. Этот проект позволяет локализовать выпуск не только линейки обновленных среднетоннажников, но и автомобилей классом выше. 

Сегодня на рынке грузовых автомобилей полной массой от 5 до 12 тонн сложилась непростая ситуация, как и во всей экономике страны. Наряду с падением продаж происходит остановка производства на ряде предприятий. Из-за резкого падения спроса японская компания Mitsubishi Fuso приостановила производство грузовиков на территории РФ. Пока увольнять работников и уходить из России компания не собирается. Остановка производства японской компанией пока единичный случай, другие сборочные производства продолжают работать. 

Сегодня в период кризисных явлений в экономике проходят испытания на прочность рыночных позиций лидеров. Об этом свидетельствует статистика аналитического агентства «Автостат» по итогам первого квартала 2015 года. 

«Группа ГАЗ» сохранила ведущее положение в сегменте коммерческих автомобилей полной массой от 5 до 12 тонн. Впрочем, не может не настораживать падение объемов реализации нижегородских автомобилей на 37%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. У корейского автопроизводителя Hyundai также наблюдалось падение на 35%. В свою очередь два японских бренда – Hino и Isuzu, наоборот, нарастили объемы продаж. Модели-лидеры среднетоннажного сегмента в этом году поменялись местами (см. диаграмму). 

Самой популярной моделью данного класса на отечественном рынке остался корейский коммерческий грузовик Hyundai HD78 (513 автомобилей). На втором месте новичок рынка – нижегородская пятитонка «ГАЗон NEXT» с 340 автомобилями. Также с небольшим отставанием в топ-списке старые модели ГАЗ-3309 (313), ГАЗ-3308 (328)  ГАЗ-3310 (298). Нисколько не отстает от отечественных моделей импортируемое семейство автомобилей Hino 300 (320). Следует учесть два обстоятельства. Начало года никогда не характеризовалось высоким уровнем продаж автомобильной техники. Второй момент: статистика зафиксировала достаточно стабильное положение на рынке шести вышеперечисленных моделей автомобилей. 
Впрочем, произошла сенсация. Даже при чрезвычайно низком уровне рынка нижегородская «пятитонка» «ГАЗон NEXT» сумела опередить конкурентов и подняться на второе место. Дебют нового автомобиля пришелся на крайне сложный период в экономике. И это может сыграть отечественному автопроизводителю только на руку. Выводя новую линейку среднетоннажных автомобилей, «ГАЗ» планирует поднять свою рыночную долю в сегменте до 65-70%. Предпосылки для этого имеются. Во-первых, ценовое преимущество модели «ГАЗон NEXT». Во-вторых, высокие технические характеристики автомобиля, низкая стоимость владения и отличные условия гарантии (три года либо 150 тыс. км пробега при 20 тыс. км межсервисного интервала). В качестве своих потенциальных клиентов отечественный автопроизводитель рассматривает тех коммерческих перевозчиков, кто «перерос» обычный классический «газон» и присматривается к зарубежным моделям. Для них перспектива получить грузовик с иномарочным комфортом и высокими эксплуатационными характеристиками весьма заманчива. Маркетологи предприятия говорят об уникальном шансе и для тех клиентов, кто уже имел опыт работы с техникой зарубежных брендов. Теперь «Группе ГАЗ» стоит лишь убедить таких клиентов в преимуществах своей модели. 




Перспективный NEXT

Когда-то Горьковский автомобильный завод выпускал более 200 тысяч  среднетоннажников ГАЗ-53. Наряду с ЗИЛ-130 это были самые распространенные  грузовые автомобили страны. Со временем спрос на среднетоннажники сильно упал и завод производит порядка 15-20 тыс. автомобилей этого класса. 

Модельная линейка «Группы ГАЗ» в этом классе представлена морально устаревшими автомобилями (ГАЗ-3309, ГАЗ-3310 и ГАЗ-3308). Несмотря на высокую ремонтопригодность и относительно низкую стоимость владения,  привлекательность этих автомобилей с каждым годом снижается. Понимание того, что устаревшая продукция не сможет долго сдерживать «натиск» конкурентов привела к тому, что вслед за выходом новой «ГАЗели NEXT» в сегменте легких коммерческих автомобилей, были начаты работы над моделью «ГАЗон NEXT», грузоподъемностью от 5 т и выше. Это новая модель среднетоннажника обошлась весьма недешево. Инвестиции в разработку, испытания и подготовку производства вылились в круглую сумму – 2,3 млрд докризисных рублей. 

Существующие мощности позволяют предприятию выпускать до 30 тыс. грузовиков семейства «ГАЗон NEXT». Из видимых изменений, самое заметное новшество – кабина грузовика. В ее основе унифицированный модуль, который применен ранее на «Газели NEXT». Это позволяет минимизировать затраты и адаптировать кабину для других автомобилей («Урал NEXT», автобусная линейка).  

Унификация кабины среднетоннажника с кабиной модели «ГАЗель NEXT» позволяет уменьшить затраты на организацию производство. Появилась возможность проводить сварочные работы на одной автоматической линии, благодаря чему на заводе могут варьировать соотношение выпуска разных моделей в зависимости от рыночного спроса. Для окраски кабин задействован комплекс Eisenmann, запущенный в эксплуатацию в 2013 году, на котором окрашивают фургоны Mercedes-Benz Sprinter, контрактная сборка которых также ведется на ГАЗе.  

Кабина линейки NEXT просторнее, пассажирское сиденье рассчитано на двух человек. Передняя панель «ГАЗона» унифицировано с торпедо нового автобуса «ГАЗель NEXT». Эргономика водительского места на высоте – «подрессоренное» сиденье водителя имеет шесть регулировок, откидной подлокотник, поясничный подпор, также регулируется и угол наклона рулевой колонки. Даже в стандартной комплектации включены подогрев зеркал и электростеклоподъемники. 

Поскольку грузоподъемность «ГАЗон NEXT» увеличена до 5 тонн, потребовалась доработка рамы. Появились усиленные кронштейны и локальные усилительные вставки. Также кардинальные изменения претерпела ходовая часть. Передняя ось подвешена на малолистных рессорах, крепящихся к раме при помощи сайлент-блоков. На обеих осях установлены стабилизаторы поперечной устойчивости, что вместе с новым рулевым механизмом позволяет поднять управляемость автомобиля на новый уровень. На всех колесах стоят дисковые тормоза, вместо барабанных. Тормозную систему заменили целиком. 

В моторном отсеке «ГАЗон NEXT» устанавливают ярославский дизель ЯМЗ-5344, с характеристиками рабочего объема 4,43 л, мощностью 149 л.с. и 490 Нм крутящего момента. Двигатель, по уверениям заводчан, адаптирован под качество российского топлива и суровые зимы. Также для новой модели разработана новая коробка передач с увеличенной площадью зубчатого зацепления шестерен, импортными подшипниками, синхронизаторами и сальниками. 

В конструкции «ГАЗон NEXT» широко применяются передовые технологии. Это стало возможным за счет использования импортных автокомпонентов от мировых производителей: Bosch, ZF, Wabco, LuK, TRM и др. На долю зарубежных компонентов приходится 25% себестоимости автомобиля. Не все российские поставщики смогли обеспечить требуемое качество. Вообще, применение комплектующих от ведущих зарубежных фирм позволило обеспечить высокую надежность, отличные ходовые качества грузовика и низкие затраты на владение автомобилем. 
Однако сохранить ценовое преимущество автомобиля перед моделями зарубежных конкурентов позволяет 75% локализация. По словам президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина, контроль за себестоимостью продукта обеспечивается собственным производством двигателей, коробок передач, а также собственным сборочным производством. При этом собственная сварка, окраска и сборка обеспечивают 50% себестоимости грузовика. 
Использование зарубежных комплектующих позволило нижегородскому «ГАЗу» выйти на уровень лучших зарубежных моделей среднетоннажников.
Осенью прошлого года на конвейер нижегородского предприятия встали грузовики «ГАЗон NEXT» с однорядной кабиной со стандартной 3770 мм (модель ГАЗ-С41R13) и удлиненной базой 4515 мм (модель ГАЗ-С41R33). В конце года начат выпуск автомобиля с двухрядной семиместной кабиной, который предлагается только в длиннобазном исполнении. Начат также выпуск автомобиля, ориентированного на внутригородские перевозки («ГАЗон City»). Его особенностями стала ходовая часть с 19,5-дюймовыми колесами, в результате чего погрузочная база уменьшена с 1300 мм до 1170 мм. Кроме того, на шасси «ГАЗона» появились различные варианты с многочисленными надстройками, которые были показаны на специализированных выставках: компактный мусоровоз, комбинированная дорожная машина, самосвал с трехсторонней разгрузкой для сельскохозяйственных предприятий, молоковоз и т.д.    




Эволюция и развитие


Дальнейшее развитие модельной линейки «ГАЗон NEXT» продолжится в 2015-2016 гг. В конце 2015 года начнется серийный выпуск автомобиля Next 4x4. Это полноприводная версия будет иметь обозначение «Садко NEXT». Грузоподъемность автомобиля повышенной проходимости составит 3000 кг. У него усиленная рама, подвеска и основание платформы. Единственное, что останется неизменным – тормозная система с барабанным механизмом на всех колесах и гидравлическим цилиндром от предыдущего поколения «Садко». 


Также вскоре появится седельный тягач на базе «ГАЗон NEXT» для автопоезда весом до 18 000 кг. «Заключительным аккордом» развития модельной линейки нижегородских среднетоннажных грузовиков станет создание одиночного автомобиля полной массой 12 тонн.  

Шасси «ГАЗон Next» (заводское обозначение LDT) будет положено в основу новой модельной линейки автобусов Павловского завода, входящего в автобусный дивизион «Группы ГАЗ», под условным названием «Вектор Next» с каркасным кузовом. Новый автобус будет иметь три варианта длины - 7,1 м, 7,56 м и 8, 65 м. Одна из задач, стоящая перед новым семейством автобусов - заменить популярный, но порядком  устаревший «пазик» - модель ПАЗ-3205, выпуск которого продолжается в рестайлинговом варианте. Новое семейство автобусов малого класса «Вектор Next» станет результатом синергии разных подразделений «Группы ГАЗ» – Объединенного инжинирингового центра, конструкторских бюро Горьковского и Павловского заводов. Таким образом,  в результате междивизионной кооперации «Группы ГАЗ» должен появиться новый автобус по привлекательной для перевозчиков цене.    
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.