+79139857900

Стратегия автокомпонентной промсборки

13 февраля 2018 в 17:30

Смена приоритетов, развитие отечественного инжиниринга, углубление локализации автокомпонентного производства, загрузка производственных мощностей, поиск новых рынков. Казалось бы, все эти вопросы нашли ответ в новой Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года. Но произошла задержка в принятии этого важнейшего документа. У профильных федеральных ведомств сегодня выявились несколько разные подходы к инвестиционному режиму для автопрома и пути развития важнейшей отрасли экономики. Это свидетельствует о сложности принятия решений по развитию такой важной отрасли, как отрасли производства автокомпонентов.

 

За десять прошедших лет парк легковых автомобилей в Российской Федерации вырос в полтора раза - с 28 млн до рекордного уровня за всю историю страны: сегодня автопарк насчитывает свыше 42 млн легковых автомобилей. Такого впечатляющего роста не удалось бы достигнуть, если бы отечественный рынок был закрыт для иномарок, а автопром не прошел сложный и тернистый этап развития, связанный с соглашениями с зарубежными автопроизводителями о промсборке, которые кардинальным образом изменили конфигурацию автомобильного рынка.

Сегодня 60% покупаемых в Российской Федерации новых автомобилей приходится на иномарки местной сборки. Годом ранее этот показатель составлял 58,1%. В то же самое время доля российских брендов снизилась до 21,6%, также снизился прямой импорт иномарок, доля которого на рынке составляет 18,4% (диаграмма 1).

Сегодня иномарки российской сборки фактически определяют движение авторынка. 

Впрочем, еще 10 лет назад доля локализованных иномарок была достаточно низкой — всего 18%. После заключения многочисленных соглашений о промсборке выпуск автомобилей зарубежных автоконцернов стал расти как снежный ком, и уже в 2012 году данный показатель вырос до 44%. Продолжился этот рост и в кризисный  период  (диаграмма 2).

 

Untghsetitled-1

Диаграмма 2. Рост доли иномарок местной сборки на отечественном авторынке.

 

Сегодня за полтора десятка прошедших лет фактически создана новая модель отечественного авторынка, где доминирующая роль принадлежит иномаркам, а их количество в автопарке РФ давно перевалило за половину. Выпуск иномарок развернут на локальных производственных площадках зарубежных автопроизводителей на территории Российской Федерации. Сегодня таких площадок насчитывается 18, их производственные мощности способны производить до 3,4 млн автомобилей в год. В свою очередь, автосборочные производства подтянули в страну зарубежных производителей автокомпонентов.

Кризис сильно ударил по автомобильному производству, которое создавалось для удовлетворения спроса местного рынка. Оно, как и отечественный авторынок, в течение нескольких лет находился в кризисе, но в последнее время отечественный автопром постепенно начал набирать обороты. В прошлом 2017 году выпуск легковых автомобилей вырос на 21% в сравнении с предыдущим годом. Суммарно с конвейеров российских предприятий сошло 1,4 млн легковых автомобилей. Лидером по выпуску иномарок в РФ по итогам прошлого года остался петербургский завод Hyundai. Прирост производства составил +13%, а общий выпуск автомобилей марок Hyundai и KIA вырос до 233,5 тыс.

Второй зарубежный автопроизводитель по объемам выпуска иномарок – группа Volkswagen. С конвейера производственной площадки в Калуге сошло 118,5 тыс. автомобилей VW, Skoda, Audi (+13,9%). Кроме того, в Нижнем Новгороде выпуск автомобилей группы VW составил 49 тыс. штук.

С конвейера калининградского автозавода «Автотор» сошли 144 561 автомобилей, это на 53% больше, чем годом ранее. Японский автопроизводитель Nissan на собственном заводе «Ниссан Мэнуфекчуринг рус» в Санкт-Петербурге собрал 45,8 тыс. кроссоверов. Владивостокское предприятие «Мазда Соллерс» в прошлом году выпустило 24 тысячи автомобилей Mazda CX-5 и Mazda 6.

Отрадно, что оживление отечественного авторынка стимулирует не только увеличение выпуска автомобилей — продолжилось обновление модельных рядов зарубежных автопроизводителей. Также начался выпуск новых автомобилей, которые ранее импортировались из-за границы. В 2017 году начато производство на территории РФ автомобилей KIA Picanto, KIA X-Line, Genesis G80, FAW Besturn. Произошла смена поколений на отечественных конвейерах таких моделей как Hyundai Solaris, KIA Rio, Mazda CX-5, BMW 5/7 series. Отечественный производитель АвтоВАЗ начал выпуск универсалов в Ижевске - Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross.  

 

Экспортоориентированная экономика  

Впрочем, за зримыми достижениями автомобильной промышленности РФ стоит ряд проблем ее дальнейшего развития.  Разработанная Стратегия развития автопрома РФ до 2025 года  формулирует важнейшие направления развития отрасли, в том числе повышение локализации выпускаемых автомобилей. В соответствии с этой целью  ставится задача развития автокомпонентной отрасли. Для создания новой модели высоколокализованного российского автопрома необходимо решить клубок противоречий и проблем.

Главная проблема – низкая загрузка производственных мощностей сборочных предприятий зарубежных автопроизводителей на территории Российской Федерации. Проблема усугубилась из-за кризисного снижения емкости внутреннего рынка. Как известно, объемы продаж фактически упали вдвое. Сегодня внутренний российский авторынок по объемам продаж оказался на 12 месте в мире по итогам прошлого года (1,6 млн легковых и легких коммерческих автомобилей). Производственные мощности создавались в расчете на рост отечественного рынка до 3 млн автомобилей и более.

Избыток производственных мощностей, их низкая загрузка вынуждают зарубежных автопроизводителей осуществлять экспорт продукции из России. На этом пути автопроизводители сталкиваются с административными и законодательными трудностями. Объявлено о системе мер по правительственной поддержке экспорта автомобилей из РФ. Минпромторг РФ предлагает субсидировать скидку в размере порядка 50 тыс. руб. при продаже за рубежом произведенных в России автомобилей. Это следует из разработанного в министерстве постановления правительства. Кроме того, на период 2018-2019 гг планируется разработать и запустить программу льготного кредитования иностранных покупателей российских автомобилей. Государство поддерживает экспорт, чтобы помочь автопроизводителям дозагрузить свои предприятия. В текущем году, по данным Российского Экспортного центра (РЭЦ), экспорт легковых автомобилей из РФ может составить порядка 90 тысяч штук.   

Найден и новый инструмент поддержки экспорта автопродукции. Между немецким автопроизводителем Volkswagen и Федеральной таможенной службой РФ (ФТС) 23 января с.г. подписано соглашение по новому режиму «переработки на таможенной территории». Этот режим подразумевает освобождение от уплаты таможенных пошлин на автокомпоненты, которые используются для производства автомобилей, предназначенных для экспорта. Благодаря этому режиму (предусмотрена отмена ряда налогов, акцизов и НДС), немецкий автопроизводитель намерен резко увеличить экспорт как готовых автомобилей, так и автомобильных двигателей. В прошлом году экспорт Volkswagen составил более 25 тысяч автомобилей, что вывело автоконцерн  в разряд крупнейших экспортеров автомобильной продукции из РФ. Сегодня первым проектом для Volkswagen в рамках нового режима «переработки на таможенной территории» является поставка на экспорт автомобильных двигателей 1,6 MPI, выпускаемых на моторном производстве концерна в Калуге. Планируемый объем поставок на другие производственные площадки Volkswagen Group, расположенные за рубежом, составят около 40 тыс. бензиновых моторов ЕА211 в год. Напомним, что производственные мощности завода двигателей VW составляют 150 тыс. двигателей в год. Второй проект в рамках нового режима таможенной территории – экспорт автомобилей Skoda Octavia. Запланированный объем экспорта в страны Евросоюза порядка 10 тыс. автомобилей в год.     

 

aadb1

Диаграмма 1. Структура отечественного авторынка в 2017 г.

 

Отметим, что Volkswagen Group Rus стал первым автопроизводителем, который будет работать в рамках нового таможенного режима. По всей видимости, вскоре и другие зарубежные автопроизводители смогут воспользоваться льготами и преимуществами режима «переработки на таможенной территории» для увеличения экспорта выпускаемой на территории РФ автомобильной продукции, поскольку новый инструмент дает возможность увеличить экспорт.      

Суммарный объем экспорта французского автопроизводителя Renault составил более 13 тысяч автомобилей. Поставки осуществлялись преимущественно в страны Таможенного союза и СНГ – Белоруссию и Казахстан. А летом прошлого года автопроизводитель начал поставки кроссовера Renault Duster на экспорт в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, отгружено пока 3,6 тыс. кроссоверов. На сегодня Renault экспортирует весь локально производимый модельный ряд, выпускаемый на территории РФ. Главными получателями сегодня являются страны ближнего зарубежья. Стратегия развития экспорта Renault Россия направлена на расширение географии поставок, выход на новые рынки. Кроме того, французский автопроизводитель планирует поставить в текущем году
25 тыс. комплектов сваренных и окрашенных кузовов автомобилей Renault Logan в Алжир с «АвтоВАЗа».      

Таким образом, стимулируя экспорт автомобилей и компонентов, предлагая зарубежным автопроизводителям льготные таможенные режимы, государство обеспечивает интеграцию  производственных площадок, расположенных на территории РФ, в глобальные технологические цепочки автомобильных концернов. Также сегодня в повестке дня стоит поиск нового инвестиционного инструмента, который способен эффективно заменить соглашения о промсборке. Профильные чиновники, курирующие автопром, считают, что необходимо также повышать локализацию и развивать выпуск новых автокомпонентов на территории РФ. Но, как оказалось, не все так просто.      

 

Непокорный СПИК  

Руководители Минпромторга РФ заявляют, что главным инструментом развития автопрома и автокомпонентной отрасли страны, после завершения действия соглашений о промсборке (в период 2018-2019 гг), вскоре станут Специальные инвестиционные контракты (СПИК). Концептуально, идея специнвестконтракта заключается в том, что зарубежные автопроизводители, подписавшие СПИК, берут на себя обязательства использовать в производстве определенные компоненты, выпущенные на территории РФ. Также предусматривается, что автокомпании могут самостоятельно не локализовывать узел или деталь, а брать ее у любого местного поставщика. Чиновники Минпромторга определили девять «критических технологических операций» для локализации. В этот список вошли: двигатель, трансмиссия, система управления, система автоматической помощи водителю, гибридные двигатели, аккумуляторные ячейки, колеса и редукторы к колесам. За локализацию этих компонентов автоконцернам предусмотрено выставление баллов. И в зависимости от набранных баллов будет определяться объем государственной поддержки автопроизводителя. Еще одним условием СПИК станет не менее 20% доля экспорта произведенной продукции.

Почему родился такой механизм, взамен оканчивающихся в ближайшем будущем соглашений о промсборке, где прописывались уровни локализации к определенному сроку? После вступления РФ во Всемирную торговую организацию российскими переговорщиками был выторгован переходный период для автомобильной промышленности. Теперь же, для соблюдения правил ВТО, зарубежным автопроизводителям, локализовавшим производство на территории РФ, придется платить пошлины на общих основаниях, которые будут компенсированы так называемыми промышленными субсидиями от государства.

Вероятен и такой сценарий. Те автопроизводители, которые по тем или иным причинам не подпишут СПИК, в отсутствии мер поддержки будут вынуждены свернуть производство и перейти к импорту автомобилей на российский рынок.     

В Минпромторге рассчитывают, что число производимых брендов автомобилей в РФ может сократиться за счет закрытия ряда производств крупноузловой низколокализованной сборки. В такой «зоне риска» могут оказаться китайские бренды, ряд брендов, сборка которых ведется на калининградском «Автоторе», и даже калужский завод ПСМА (Peugeot, Citroen, Mitsubishi).

Идея Минпромторга на самом деле направлена на создание наибольшей добавочной стоимости на территории Российской Федерации. Поэтому государство будет направлять автоконцерны на создание новых производств автокомпонентов. Однако идея отечественных чиновников, согласно  формуле «господдержка в обмен на инвестиции в автокомпонентную отрасль», выглядит совсем непривлекательно с точки зрения рынка. Для создания крупных автокомпонентных производств емкости снизившегося авторынка Российской Федерации недостаточно, и окупаемость инвестиций в них неочевидна.

Также идея СПИКов не вызывает восторга у отраслевых экспертов, поскольку данный нерыночный инструмент не прозрачен, а принуждение автопроизводителей инвестконтрактами ради господдержки, а не потребностей авторынка, может привести к неэффективности бизнес-моделей в автомобильной отрасли, а также более медленному обновлению модельных рядов автоконценами.

Пока в Правительстве РФ спорят о новом инвестрежиме. И окончательно формат инвестрежима, который придет на смену соглашениям о промсборке, не определен.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >