+79139857900

Структура авторынка СФО в 2013 году

29 ноября 2013 в 14:36

Автомобильный рынок вошел в новый виток развития. Правда, теперь вместо бурного роста продаж – падение. Но одновременно с этим негативным трендом происходит развитие и укрепление одних автомобильных брендов и уход с олимпа других. Отдел аналитики Группы изданий «Авто Медиа» выяснял, как с начала года изменилась расстановка сил на автомобильном рынке Новосибирска и Сибирского округа. 

 


Автоконтинент Сибирь

Сибирский авторынок в этом году не смог дотянуть до прошлогоднего рекорда, когда на территории СФО за три квартала нашли своих владельцев более 165 тысяч новых автомобилей. В этом году на территории округа таковых оказалось только чуть более 143 тысяч. Спад оказался внушительным – минус 13%.

Авторынок страны в этом году живет в несколько иной реальности. Трехлетний бурный посткризисный рост с начала 2013 года замедлился, а затем плавно перешел в спад. Таковы закономерности рыночной экономики – чередование подъемов и спадов. Можно лишь надеяться, что он окажется непродолжительным, а меры, которые предпринимает государство в форме льготного автокредитования, эффективными. Пока сохраняется наша базовая установка, на которой растут автопродажи, – низкий уровень автомобилизации населения страны. Такова реальность, особенно в сравнении с развитыми странами.

Недавно было обнародовано исследование аналитического агентства «Автостат». За основу рейтинга ТОП-50 регионов был взят объем автомобильного рынка за три квартала 2013 года. В этот список вошли шесть сибирских регионов. На 16 месте оказалась Кемеровская область (с 29,4 тыс. новых авто), на 20 месте - Красноярский край (с 27,7 тыс. новых авто) и на 24-й ступени Новосибирская область (21,1 тыс.). В списке регионов также оказались Омская, Иркутская области и Алтайский край, которые расположились соответственно на 29, 35 и 42 местах. Томская область в данный рейтинг не попала, как и Республики Алтай, Тува и Бурятия.

Но именно самые большие по объемам авторынка регионы обусловили спад деловой активности в автомобильной Сибири. Авторынок соседнего Кузбасса просел, в сравнении с прошлым годом сразу на 16%, Красноярского края - на 14%. Правда, не все регионы Сибири показали такое внушительное снижение. В Новосибирской области оно оказалось намного меньшим (-7,9%). А в остальных регионах – спад составил от 2 до 5 %. Почему же именно Сибирь оказалась этаким «слабым звеном» на авторынке страны?

Сергей Целиков, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат», дал объяснение: «По итогам трех кварталов падение значительнее, чем в целом по рынку, отмечено в регионах Урала (Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский округ) и Сибири (Красноярский край и Кемеровская область). Рынок этих областей традиционно более тесно связан с состоянием экономики страны». То есть суть вопроса лежит в плоскости макроэкономики, а также в сфере занятости, доходов населения, его автомобильных предпочтений и многих других факторов.

Недавно были обнародованы и другие исследования аналитического агентства «Автостат». Специалисты проанализировали средние сроки владения новыми автомобилями в разных регионах страны. Все регионы СФО оказались аутсайдерами списка. Здесь самое длительное время обладания новым автомобилем. В среднем новый автомобиль находится в пользовании первого владельца 56 месяцев. А в некоторых регионах этот срок еще больше. Например, в Новосибирской области – 58 месяцев, а в Омской области и все 60.

 

Эффект по имени «Дастер»

Структура авторынка СФО претерпела не слишком значительные изменения. И хотя бренд Lada остается лидером от Урала до Байкала, все же его доля снижается, хотя лидерство отечественного бренда сохранится еще долго. Но разрыв между ним и следующими брендами сокращается. Если год назад между Lada и следующим за ним брендом Toyota был более чем двукратный разрыв (20 тыс.), то в этом году он сократился до 13 тыс. (см. табл и диаграмму). Причина подобной ситуации, прежде всего, медленное обновление модельного ряда отечественного автопроизводителя, а также репутация. Самое, пожалуй, интересное и знаковое событие этого года, она на авторынке – резкое укрепление позиций марки Renault. Еще год назад она занимала седьмую строку в сибирском топ-листе, а по прошествии года, она уже на четвертой позиции. Столь стремительное перемещение, да еще на падающем рынке, уже тянет на сенсацию.

 

А причина проста. Если посмотреть на сегментацию рынка, то очень явно выражен тренд, что автолюбители пересаживаются на SUV - компактные кроссоверы, которые можно называть псевдовнедорожниками (чаще их называют паркетниками). Они имеют как полный привод, так очень часто только передний привод. Компактные кроссоверы - это класс между B и C, но такой автомобиль имеет более высокую посадку. Сегодня на них приходится порядка 35% новых автомобилей, и их доля растет. Ценовой сегмент паркетников от $25 000 до $35 000, и дешевых SUV ниже 750 000 руб. практически нет. Но как только был выведен Renault Duster по цене ниже данного коридора - на него сразу образовался такой спрос, что автомобиль вошел в ТОП-5 российского авторынка. Вот оказывается в чем причина столь стремительного взлета французской марки.

И еще одна рокировка. Своими местами поменялись Ford и Mitsubishi. Теперь американский бренд стоит замыкающим в списке ТОП-10, а Mitsubishi, опять же благодаря богатому выбору в сегменте кроссоверов, поднялась на ступень выше.

Из 10 лидерских марок только три показали положительную динакмику - в число растущих брендов авторынка СФО вошли RenaultVolkswagenMitsubishi. Но если французский и японский автобренды растут благодаря внятному предложению в сегменте SUV, то немецкий бренд вырос скорее в результате расширения дилерской сети на восток. Напомним, что еще в 2010 году немецкая марка «народных автомобилей» в сибирском топ-листе отсутствовала. Наибольший спад в СФО зафиксирован у таких марок как LadaHyundaiChevroletNissanFord. У одних пока не сработал эффект вывода новых моделей (ChevroletNissan), у других – пробелы в модельном ряду в популярных ныне классах.

 

Новосибирский автоинтернационал

Сегодня на рынке Новосибирска автодилеры столкнулись с принципиально иной ситуацией. У большинства марок в городе работает не один, а два или даже три автосалона. Предложение превышает спрос, а на обычные методы повышения продаж клиенты уже так просто не ведутся.

В прошлом году число новых автосалонов в Новосибирске увеличилось на 12. И в этом году их число увеличится, правда, урожай новых автосалонов будет скромнее. У автолюбителя появляется дополнительная возможность поиска своего автомобиля, как и дилерского центра, в котором ему будет комфортно обслуживать свой автомобиль. Это благоприятный фактор для наших автолюбителей. Тем не менее, различные программы, скидки, бонусы и прочие стимулирующие меры, к которым прибегают в своей деятельности автодилеры, также на руку автолюбителю. Сегодня автомобили марок, входящих в новосибирский ТОП-10 (см. диаграмму), можно купить в двух, а то в трех автосалонах города. По-прежнему на авторынке два лидера: Lada и Toyota.

 

Несмотря на то, что спад на новосибирском авторынке не такой большой, как в соседних регионах, наш автомобильный рынок все же вряд ли можно назвать «островком стабильности». Впрочем, несмотря на умеренный спад, некоторые марки смогли показать положительную динамику.

Прежде всего впечатляет 50%-й рост французской марки Renault. О причинах сказано выше, но появление второго автосалона марки в городе тоже сыграло в этом процессе определенную роль. Renault теперь на третьем месте в топ-листе региона, оттеснив корейский Hyundai на четвертую строчку. А ведь еще пару лет назад этот корейский бренд совсем близко подошел к лидерской Toyota и казалось, еще немного – и кореец станет самой популярной иномаркой Новосибирска. Но в модельном ряду корейского автопроизводителя есть «брешь» – нет аналога Duster. Нынешний бестселлер марки - кроссовер Hyundai ix35 хотя и популярен, но не настолько, чтобы вывести марку на самый верх автомобильного олимпа региона. Корейцы уже работают над этим вопросом, через полтора-два года они выведут компакт-кроссовер с условным обозначением ix25. Осталось только набраться терпения.

В течение года в Новосибирске автомобили Renault превзошли по популярности и Chevrolet, и Nissan. Но если японский бренд Nissan показал совсем небольшой спад, то у американской марки отрицательная динамика была практически сопоставимой с Lada и Hyundai. Помимо Renault положительную динамику на фоне падающего рынка в Новосибирске показали такие марки как KIAVolkswagen. А снижение доли марки Ford оказалось символическим.

 

 

Табл. 1. Рынок новых автомобилей Сибирского федерального округа 

Марка

9 мес. 2013

Изменения, %

Lada

27 850

- 24,2

Toyota

14 760

- 7,8

Hyundai

10 790

- 24,2

Renault

10 000

+ 11,8

Chevrolet

9 960

- 19,2

KIA

9 290

- 6,6

Nissan

7 570

- 20,3

Volkswagen

6 700

+ 9,0

Mitsubishi

4 950

+ 6,6

Ford

4 420

- 24,1

Всего

143 720

- 13,0

По данным аналитического агентства «Автостат»

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Авторынок выезжает из спада

Первые признаки выхода из длительного спада показали, что формат отечественного...

26 июн 2017 в 12:38

Подробнее >
Photo

Авторынок нащупывает дно

Конец прошлого и начало нынешнего года не оставляют надежд на положительные...

2 мар 2016 в 17:16

Подробнее >
Photo

Автомобильная Евразия

Информация  о развитии автомобильного рынка в Сибири свидетельствует о...

12 окт 2015 в 23:45

Подробнее >