Авторизация
+79139857900

Вектор рынка

26 сентября 2018 в 07:45

Калейдоскоп мнений, круговорот суждений, полярность взглядов, широта оценок – как сориентироваться в этом информационном поле, чтобы выработать собственную точку зрения, на основе которой сформировать стратегию развития своей компании, своей СТО или магазина автозапчастей? На прошедшей в Москве выставке MIMS Automechanika Moscow 2018 мы встретились с представителями топ-менеджмента ведущих мировых производителей премиальных автозапчастей (иностранных офисов и российских поставщиков) и узнали, что они думают о происходящих на российском рынке процессах.

 _DSC9956

MIMS Automechanika Moscow  как международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобилей  является отличной площадкой не только для демонстрации новинок, передовых технологий и инновационных решений, но и встреч, обмена мнениями с руководителями ведущих компаний отрасли. Насыщенная экспозиция, богатая деловая программа форума располагает к вдумчивому общению, благо на такую престижную выставку съезжаются специалисты со всех концов мира. Мы воспользовались этой возможностью и постарались как можно больше узнать о том, что думают о ситуации на российском рынке опытные профессионалы бизнеса, и о том, какие пути его развития они видят, как оценивают наметившиеся тенденции.

Прошлый год и первая половина текущего для разных компаний, естественно, прошли неодинаково, однако общий тренд был однозначно позитивен. Андрей Мельников,  генеральный директор ООО «ТМД Фрикшн Евразия»:

 

TMD_10

 

Если говорить о премиум сегменте, в котором мы со своими брендами присутствуем, то и 2017 г., и 2018 г. особо не отличаются ­ премиум сегмент если и показал рост, то в пределах статистической погрешности. Происходило и происходит определённое перераспределение доли брендов. Например, в этом году у нас были проблемы с центральным складом в Германии. К сожалению, на нашем складе в Риге это не могло не отразиться ­ как следствие, наши конкуренты нашу долю быстро подхватили. Это касается сегмента легковых автомобилей. В грузовом сегменте премиум однозначно растёт, и мы растём вместе с ним.

Боян Ивков, региональный менеджер по продажам в России/СНГ, Wolf Oil:

 

Boyan-Ivkov

 

Позиции нашего бренда в России год от года усиливаются, что говорит о позитивном векторе развития рынка в целом. Наш рост в России в прошлом году составил в объемном выражении 28%. Во многом ему способствовала очень обдуманная ценовая политика, широкое предложение и доступность. Объясню. Во­первых, предложение: в нашем ассортименте полная линейка продуктов. Мы своего рода супермаркет смазочных материаловв этой линейке можно найти любой интересующий потребителя продукт. Это конечно создает выгоду и для продавца, способного полностью закрывать имеющиеся потребности аудитории, и потребителя. На данный момент наш ассортимент покрывает примерно 98% существующего автопарка России, есть продукты, в том числе и американских и японских спецификаций. Даже самых свежих – CK­4 и FA­4 – это новые стандарты Американского нефтяного института, которые только появились в конце прошлого года. Спустя всего лишь один квартал после их декларации соответствующий товар уже был у нас в ассортиментеблагодаря тому, что у нас очень прочная  связь с поставщиками присадок.

Во­вторых, доступность. Наш эксклюзивный импортер активно развивает дилерскую сеть, и мы с ними вместе очень энергично работаем в регионах. Мы каждый месяц проводим семинары по городам России: обучение техническое и коммерческое, от самых простых вещей к более сложным

Ну, и еще один немаловажный
фактор: за пять лет сотрудничества с эксклюзивным импортером мы не получили ни одной жалобы. К тому же нашу продукцию не подделывают –  для нас и наших потребителей это отличный факт.

 

Максим Легушев, глава российского подразделения MAHLE Aftermarket:

 

ТМД-мельников

 

Я совершенно не чувствую падения спроса. Наша компания довольно динамично растет. У нас расширяется ассортимент, пополняется предложение, причем я бы сказал, астрономическими темпамипод 10 тыс. артикулов: мы в два раза увеличили ассортимент. Это главные факторы нашего роста. К ним также относятся клиентский сервис на самом высоком уровне, внимательная работа с дистрибьюторами, более тонкие маркетинговые активностирынок стал нас больше видеть, осознавать. И даже когда он начал падать, наше собственное развитие перекрыло это падение. У нас открываются новые направления, появляются новые товарные группы. Появились стартеры, генераторы и компрессоры кондиционера. Появились новые клиенты в тех областях деятельности, которые мы раньше не охватывали: морские судоремонтные заводы, горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство.

 

Не повлияли на динамику MAHLE и санкции: ни один из продуктовых портфелей компании под них не попал. Продажи стартеров, генераторов, мехатроники серьезно пошли вверх, и конечно нескончаемый рост наблюдается в моторной группе, подстегиваемый началом поставок в сегмент внедорожных машин. Стабильно прибавляет в объемах фильтрация. 

То есть рынок живет, живет достаточно активной жизнью, развивается. Естественно, накладывают отпечаток некоторые негативные факторы, но в целом поводов для уныния нет. Тенденции четко соответствуют ведущему векторурынок становится крепче, он оформился как некая самостоятельная целостность, он такой, каков есть и на нем можно и нужно работать, работать успешно и эффективно.

 

Коричнев Игорь, глава Представительства Dayco Europe SRL:

 

_DSC0090

 

Я в этом рынке с 1979 г. в запасных частях, в after­market с середины 90­х гг.,
в Dayco я уже 10 лет. За это время изменилось многое, но рынок неизменно продолжал свое развитие. Сейчас, если говорить о дистрибьюторах, на рынке остались только профессиональные компании. Конечно, как ни странноуже столько лет существует этот бизнесвсе еще идет ротация: очень известные игроки вдруг уходят, неожиданно и постепенно подтягиваются те, кто был на вторых­третьих ролях. Причин несколько: это и инвестирование, и переосмысление стратегии поведения, и вливание молодой крови в виде новых амбициозных и профессиональных руководителей, которые всеми силами стремятся развивать бизнес.

Мы с удовольствием наблюдаем за этими процессами, стараемся повлиять на них, насколько это возможно, и поддержать тех, кто реально хочет сделать рынок профессиональным и развитым

Так как наш отдел отвечает за 12 стран бывшего СССР, включая страны Закавказия, Центральной Азии, мы имеем возможность следить за этими процессами в разных регионах. Например, в Азербайджане и Казахстане компании сегодня чрезвычайно активны; те, которые раньше казались не очень заметными, сейчас становятся действительно серьезными игроками. Причем они профессионально делают бизнессоздают хорошие склады, дистрибьюторскую сеть, проводят мероприятия: конференции, круглые столы и т. д. Все это действительно выводит рынок на мировой уровень, делает его зрелым.

 

Действительно, процессы, связанные с перераспределением ролей, с консолидацией, отмечают многие наши эксперты. Во многом они сходны с тем, что происходит в настоящий момент в Европе, но при этом имеют и ряд самобытных отличий. Директор по маркетингу подразделения Aftermarket компании Brembo Марко Моретти:

 

IMG_0053-(2)


Рынок насыщен, сейчас происходит перераспределение ресурсов. Чтобы дальше развиваться, нужны специальные меры и особые возможности. Основной тренд в Европе уже несколько летконсолидация дистрибъюторского ландшафта. Большие компании становятся еще больше и покупают другие компании. Этот тренд усиливается с каждым годом ­ компании становятся крупнее и мощнее. Основной драйвер данной тенденцииамериканские компании, которые приходят на европейский рынок с большим капиталом и покупают европейских лидеров отрасли. Компании из разных стран объединяются, становятся частью единой международной структуры. Они осваивают лучшие практики друг друга, перенимают лучший опыт, берут на вооружение наиболее эффективные решения, становятся сильнее и сильнее.

Но в России такого еще не происходит. Россия по­прежнему обособлена от европейского рынка. Никто не приходит извне, чтобы приобрести российские компании. Хотя при этом мы видим, что местные операторы рынка автозапчастей покупают друг друга, чтобы становиться больше. Пока не очень активно, в большей степени они ориентируются на собственный потенциалОни открывают новые филиалы, новые подразделения, расширяются территориально, выходят в новые регионы. И российский бизнес автозапчастей все еще остается очень фрагментированным. Я ожидаю большей консолидации в будущем.  

 

Алишер Худайбердиев, директор Delphi Product & Service Solutions по России:

 

KIC_5928

 

Российский рынок, к сожалению, практически не участвует во  всемирной глобализации, которая действительно происходит сейчас в Европе. Поэтому «ландшафт» российского рынка фактически не  изменяется. Я вижу, что состав ведущих  игроков остается на этом рынке постоянным. В то же время происходит некоторая трансформация  в плане организации каналов сбыта. Возрастает роль Интернета, заметную роль начинают играть агрегаторы. Из­за этого усиливается ценовая конкуренция.

Но, с другой стороныинтернет привносит в деятельность ведущих игроков  больше прозрачности. Все понимают уже, что нет никакого эксклюзива в части ценового предложения. Складывается интересная картинаценообразование на самом минимальном уровне, соответственно, прибыльность на самом минимальном уровне, и, если говорить про развитие, то развиваться будут те, кто сумеет придумать нечто особенное, кто сумеет выделиться.

В области клиентского сервиса, в частности, я вижу, что в этом направлении мы идем впереди и обгоняем в известной степени Европурынок, имеющий более продолжительную историю и полностью сформированный. Мы стремимся стать привлекательнее для клиентов. И в этом смысле здесь будут происходить весьма существенные  изменения. Этим мы уже сейчас отличаемся от других рынков.

 

Андрей Мельников:

Тенденции российского рынка автозапчастей и европейского в чем­то совпадают, в чем­то различаются. Из совпаденийэто укрупнение рынка, появление крупных игроков, которые скупают или вытесняют с рынка средние и мелкие компании. Упор на СТОдля этого ускоренное развитие сети локально­дистрибуционных центров. Из отличий я бы выделил следующие. Мы были пионерами в Европе в электронной торговле, один Exist чего стоил... Но сейчас этот сегмент затормозил и даже показывает падение. Очень интересно, как будут развиваться события в 2019 году ­ предсказать сложно...

Андрей обозначил еще одну важную тенденцию отечественного рынка автозапчастей – акцент на СТО. Причем все больше мы видим, что  получают развитие сети автосервисных станций. Об этом говорит Гийом ЭМИЛИ, руководитель направления IAM в России, группа PSA:

 

авторепар-

 

Сеть Euro Repar Car Service пришла на российский рынок, потому что видим его динамику, прекрасно понимаем ведущий тренд отраслиразвитие сетей независимых СТО. Наша программа очень популярна в Европе. Мы ориентируемся на быстрый ремонт и регламентное обслуживание. Хотя, конечно, в зависимости от станции будет проводиться и сложный ремонт тоже, в том числе, кузовной.

Мы запустили собственный проект мультибрендовых запчастей на все марки и имеем покрытие не только европейских, но также и азиатских автомобилей: корейских и японских. Это покрытие от 85% до 95% необходимых запчастей для обслуживания автомобилей. 

Сейчас запускаем сеть станций Euro Repar Car Service. До конца года их число увеличится до 50–80 СТО. Уже сейчас ведутся переговоры с 30 станциями, которые откроются в самое ближайшее время.

Мы сотрудничаем с независимыми автомастерскими и с автодилерами. Наша концепция легкая и гибкая, и интересная в том плане, что мы приносим и знания, и клиентов. Важно доверие: доверие между нами и станцией, между станцией и клиентами, между нами и клиентами.

Мы будем привлекать трафик на партнерские станции, будем предлагать инструменты для эффективной работы. Это может быть система управления, техдокументация и проч. – все инструменты, которые необходимы станции, чтобы осуществлять свою работу. Нам важно, чтобы независимые СТО умели и могли отремонтировать автомобиль качественно.

 

IMG_5589

 

Еще одна тенденция – появление все большего количества брендов запчастей средней и низкой ценовой категории. К этой тенденции можно относиться по-разному, но она в любом случае имеет место быть. Игорь Коричнев, глава Представительства Dayco Europe SRL:

Все основные поставщики и производители запчастей премиального уровня, поставляющие свою продукцию на конвейеры мировых автомобилестроителей, уже давно работают на российском рынке. Наша компания относится к их числу. Мы не только производители и дистрибьюторымы разработчики, разработчики высокотехнологичных систем. Казалось бы, ременная система передачи крутящего моментачто может быть проще? Нет, создаются очень сложные механизмы, при помощи которых этот крутящий момент передается.

Сейчас мы видим, что второй­третий эшелон производителей автокомпонентовне поставщиков сборочных конвейеровуже подпирают премиальные бренды в разных продуктовых группах на вторичном рынке. Это заставляет нас работать еще активнее, развивать клиентский сервис, товарный ассортимент, техническую поддержку и проч., потому что в такой ситуации мы не можем бездействовать, довольствуясь своим текущим положением. Все предпринимаемые нами шаги в конечном итоге идут на пользу рынку, на пользу профессиональному сообществу.

 

_DSC0029


 

Алишер Худайбердиев:

Появление низкоценовых брендов на рынке происходит само собой. Спрос рождает предложение. Если таких брендов сейчас многозначит, на них есть спрос. Просто так они не появятся. Поэтому да, конечно, мы, по идее, должны были бы беспокоиться из­за появления конкурентов. Но на самом деле мы в другом возрастном и ценовом сегменте. Наш клиент  немного другой.

На этом фоне возрастает активность отраслевых структур, среди которых видную роль играет GroupAuto Russia – надежный провайдер премиальных автозапчастей. Максим Легушев:

Роль отраслевых сообществ усиливается. В частности, GroupAuto Russia сейчас руководствуется прогрессивной философией поставщика и ведет активную деятельность, направленную на развитие рынка. Проводятся конкурсы, конференции, реализуется множество других проектов. То есть ведется более тонкая работа с рынком, чего прежде не было. На сжимающемся рынке или рынке не растущем такая точечная работа, такое копание в глубину приносит ощутимые результаты.

 

 

IMG_5397

 

В ряду важнейших тенденций Боян Ивков со своей стороны отмечает локализацию производства:

Сейчас самый серьезный процесс на рынкеэто процесс локализации. Уже несколько международных производителей имеют свои собственные фабрики в России. Мы тоже  рассматриваем эту возможность. С одной стороны, это дает сокращение затрат и себестоимости, с другойчасть доверия можно потерять. Потому что многие конечные российские потребители думают, что имеют место двойные стандарты.

 

Так во что же в итоге выльются эти тенденции, чего нам ожидать в ближайшей перспективе? На что рассчитывают производители премиальных автокомпонентов?

 

 

Механика-mims_2018_01

 

Максим Легушев:

Я вижу MAHLE на российском рынке только в растущей фазе. Плюс 20% минимум. Сейчас мы год от года за счет новых сегментов растем и больше чем на 20%. По турбокомпрессорам мы одно из самых эффективных подразделений компании в мирерастем двукратно. Это грузовой сегмент и внедорожная техника. Наши компетенции в горно­добывающем сегменте очень сильны. Поэтому мы активно развиваем это направление. К тому же на российском рынке в прошлом году выросли продажи грузовой и строительной техники. В секторе легкового автотранспорта мы так же развиваем ассортимент: усиливаемся во вкладышах и  клапанах.

Андрей Мельников:

Я думаю, стабильность сохранится. Не будет ни роста, ни падений. Для нас колебания курса не столь важны, у нас всегда есть достаточно приличная пауза перед повышением рублёвого прайс­листа в силу договорённостей с материнской компанией. Премиум будет немного ужиматься, но у нас есть все шансы вернуть с добавкой то, что мы потеряли в этом году из­за проблем с центральным немецким складом.

В ближайшее время клиентов TMD Friction ждут несколько интересных новостей от бренда Textar. Хотя официальная информация еще впереди, вкратце расскажу про несколько из них....

 


Полная версия статьи а электронной или печатной версиях журнала "Трансервис.Автобизнес"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.