Авторизация

Великая французская автосервисная революция

6 декабря 2017 в 13:41 admin

Впрочем, обо всем по порядку. Итак, Франция. Современная Франция, отнюдь не лидер европейского автомобильного рынка. Конечно, она не в аутсайдерах, у нее, скажем, так твердые средние позиции (учитывая масштабы государства и уровень экономического развития) с парком более 31 млн автомобилей (здесь и далее, если это не оговорено отдельно, данные ZePros) и плотностью 58,46 автомобилей на квадратный километр. По этим параметрам она уступает своим соседям — Германии, Великобритании и даже Италии. Хотя, что там говорить про Италию. В Бенилюксе «на троих» плотность парка примерно в три раза выше, чем во Франции, а количественный состав лишь наполовину меньше. Испания уже дышит в спину, Польша стремительно нагоняет.

 

BOUVENT-AUTO-SERVICES

 

И что же Франция? Франция, скажем так, в раздумьях. А как же иначе? Судите сами. Во Франции один из самых молодых парков – средний возраст автомобилей 8,8 лет (только в Великобритании и России парк моложе). При этом люди ездят довольно много, наматывая в среднем за год 13100 км. На запчасти по европейским меркам тратят немного (парк-то молодой) – в среднем 390 евро в год. Поэтому и обороты рынка послепродажного обслуживания так же умеренные:14,5 млрд евро оборот афтемаркета, 12 млрд оборот автокомпонентов. Соотношение независимого сегмента к официальному: 65% к 35%. 

Но автосервисных станций во Франции огромное количество – 36 000. Больше только в Испании (37300). Причем разница в количестве независимых СТО и дилерских центров минимальная – 21000 против 15000. В той же Испании независимый сектор однозначно превалирует с огромным перевесом – 32000 против 5300. Естественно, в такой обстановке конкуренция даже не между секторами, а вообще всех против всех (взвесьте еще раз все факторы: парк, плотность, оборот и т. д.) — обострена до предела. Добавьте сюда то, что самые популярные в стране марки, конечно же, французские (по доле в парке): Renault, Peugeot, Citroen. И вы поймете, что революционная ситуация, как говаривали классики, вне всякого сомнения назрела.

Автобизнес Франции сейчас подобен шахматной доске, на которой разыгрываются очень сложные партии гроссмейстерами международного уровня. В очень интенсивной и длительной битве свои пешки уже разменяли и автопроизводители, и производители автокомпонентов. Но им удалось четко обозначить линию, отделяющую OES от IAM, введя территорию оригинальных и неоригинальных запчастей. Казалось бы, ситуация стабилизировалась, но затишье или скорее паритет, продлились недолго. После нескольких лет отстаивания своих позиций дилеры и автомобильные бренды вдруг выказали серьезную заинтересованность в неоригинальных запчастях. В 2014 году Volkswagen реструктурировал свою логистику. В результате достигнута почти мгновенная доступность деталей через сеть из 850 дилеров, а доля удовлетворения клиентских заявок (так называемый service rate) приблизились к 96%.

 

foto_botiga_auto-plegamans

 

Но основной сыр-бор начался, когда в 2016 году группа PSA открыла во Франции 40 региональных центров и запустила складской комплекс для вторичного рынка в городке Везуль. Здесь теперь содержатся запчасти восьми OEM-производителей, отобранных PSA для своего каталога послепродажного обслуживания и для дистрибьютора автокомпонентов Mister-Auto, приобретенного еще в 2015 году. PSA не исключает возможности прохождения через сеть своих региональных центров продукции IAM (независимого рынка), если того требуют сроки поставки автозапчастей. Смелый подход, считают эксперты, но он вполне оправдан, когда идет речь об обеспечении доставки автокомпонентов СТО до трех раз в день, в течение 90 минут. В свою очередь Renault, переосмысливая свою логистику с целью ее улучшения, предпочла воспользоваться уже существующей сетью дистрибуционных центров, купив 35% долю в известном дистрибьюторе Exadis (9 территориальных складских локаций), принадлежащем независимой группе Laurent.

Laurent занимает второе место в рейтинге Top 100 Parts Distributors France с оборотом в 136 миллионов евро в 2015 году. Автопроизводитель и компания Ciscar, торговое подразделение дилерской группы Renault, получили 23,5% и 11,5% соответственно (всего 35%). Весомые преимущества от данной сделки надеются получить все стороны. Группе Laurent инвестиции со стороны Renault позволят оптимизировать свою логистическую структуру для улучшения предоставляемых услуг и расширения географического охвата.

Renault намеревается использовать возможности дистрибьютора для реализации своих мультибрендовых (то есть для автомобилей разных марок под фирменным брендом Motrio) автозапчастей.

Примечательно то, что чуть раньше в Италии был выкуплен другой независимый оптовик – компания PiVI Ricambi.

Автодилеры, видя все эти тектонические телодвижения в стане «больших фигур» – своих вендеров, тоже решили включиться в процесс, выстраивая определенные стратегии. Так в летом 2016 г. PGA Motors – один из ведущих французских автохолдингов с оборотом 3,9 млрд евро, продавший в 2015 г. 109485 новых и 106749 подержанных автомобилей – приобрел контрольный пакет акций Aurilis Group (Flauraud). У Aurillis 21 торговая точка и большой складской комплекс площадью 16000 м2, а также две дочерние компании в Испании и Италии. Таким образом, руководство PGA Motors собирается в условиях все более концентрирующейся бизнес-среды обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов, предоставляя им расширенный сервис и услуги.

После таких действия PSA стремительно активизировала свое вторжение в независимый сектор, а Renault во всеуслышание заявила том, что автопроизводители могут корректировать правила игры и интегрироваться в IAM (независимого рынка) – такая стратегия полностью отвечает их интересам.

На этот шаг оппонентов независимые дистрибьюторские группы пока никак не отреагировали. Они слишком поглощены внутренними процессами слияний и поглощений в борьбе за увеличение рыночной доли на фоне продолжающейся консолидации.

Революционным с нашей точки зрения можно назвать прямое вхождение автопроизводителей в IAM (независимого рынка), не то что бы на равных правах, конечно же, с существенным перевесом – это как раз очень и очень нетривиальное явление.

Автопроизводители и прежде заигрывали с постгарантийным сегментом. Одни, как например Ford, создали отдельную линейку запчастей и уникальный бренд для нее. Другие, в числе которых Mitsubishi, Suzuki и проч., кардинально снизили цены (на 25-30%), но что бы вот так вот глубоко внедриться в IAM со своими мультибрендовыми запчастями, со своей дистрибуционной сетью — такого еще нигде в мире прежде не было. На такое способна только Франция, на такое способны только французы!

Чем все эти процессы в итоге грозят независимым СТО? На поверхности, конечно же, идет усиление конкуренции, причем, как мы говорили выше, всех против всех. Но с другой стороны, это и дополнительные возможности для развития и расширения бизнеса посредством выхода в новые сегменты, налаживания сотрудничества с новыми партнерами. В этой связи, безусловно, огромное значение приобретает эффективность взаимодействия с поставщиками запчастей. Все большую важность получает сотрудничество с крупными структурами, с торгово-закупочными группами, способными обеспечить потребности СТО и удовлетворить все их запросы в полном объеме. На первый план выходит профессионализм мастеров, уровень технического оснащения станций, способность справляться с самыми сложными и нетривиальными задачами. И тут опять мы упираемся в поддержку, которую СТО может предоставить только Группа, обладающая потенциалом всех своих участников – производителей запчастей премиального качества, аккумулирующая его и транслирующая партнерским станциям.

Кстати, использование именно премиальных запчастей тоже становится принципиальным фактором, поскольку только они могут служить залогом качественного, не вызывающего нарекания ремонта. Словом, все конкурентные преимущества обретают новое, еще более сильное звучание, и потому поддержка СТО мощными группами становится, как никогда, актуальной.

 

actu-feu-vert-ouvertures

 

Как быстро подобные изменения придут в Россию? Сложно сказать, но то, что российский рынок развивается в русле общеевропейского, – очевидно. И потому перемен нам с вами ждать недолго, мы стремительно догоняем Европу. А значит, уже сегодня нужно думать о завтрашнем дне, очевидно, с общеевропейскими чертами и особенностями.

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.