+79139857900

Внимание и профессионализм

11 декабря 2018 в 20:08

Продолжая разговор об особенностях системы охлаждения современных автомобилей, технологиях обслуживания и подбора запасных частей, мы переходим к радиаторам.

 

 

Эксперты статьи:

Алексей Сердюк,
технический тренер, МАЛЕ РУС

 

Евгений Бедняков,
коммерческий директор, «Партс-Молл СНГ»

 

 

 

Строгое соблюдение температурного режима – одно из важнейших условий эффективного и безотказного функционирования современного двигателя внутреннего сгорания. Диапазон температур не так широк – рабочая температура двигателя лежит в интервале от 95 до 110 градусов Цельсия в зависимости от конкретного мотора. Перегрев способен очень быстро вывести агрегат из строя. Кроме того, закипание охлаждающей жидкости – это практически прямой путь к довольно скорому капитальному ремонту агрегата. Поэтому корректно работающая система охлаждения, можно сказать, критически важна для обеспечения и сохранения  исправности двигателя.

 

20100708_075

 

Как отмечает Алексей Сердюк, технический тренер, МАЛЕ РУС, радиатор представляет собой одну из основных ее частей, поэтому качество и состояние радиатора напрямую влияет на работу двигателя. Нужно понимать, что радиатор это не просто некоторое количество медных или алюминиевых трубок, по которым протекает охлаждающая жидкость. Автомобильный радиатор кардинально отличается от обычной батареи центрального отопления и функционально, и конструктивно.

Важной приметой сегодняшнего дня, наглядно отражающей эволюционные процессы в автомобилестроении, является увеличение количества радиаторов в транспортных средствах. Если раньше, еще десятилетие назад, автомобили комплектовались одним-двумя радиаторами – охлаждения и отопителя печки, то сейчас их становится все больше и больше. Появились интеркулер турбины, радиатор системы кондиционирования, дополнительные радиаторы для охлаждения батареи гибридных автомобилей, даже для системы рециркуляции отработавших газов (EGR) предусмотрен свой радиатор. Причем эти технологии охлаждения востребованы и на традиционных ДВС, и на электрических моторах, потому что если в классических автомобилях нужно охлаждать мотор, то в электромобилях очень важно соблюдение температурного режима батареи, поскольку от него напрямую зависит ее долговечность и емкость.

Мы в своей статье коснемся всего многообразия радиаторов, представив как новинки товарных линеек, так и рекомендации в отношении их обслуживания.

 

20100708_022

 

Алексей Сердюк:

Радиаторы, можно сказать, тема вечная, и даже если в ближайшем будущем мир полностью откажется от ДВС, радиаторы все равно будут нужны для использования в транспортных средствах, независимо от того, какая силовая установка будет в них применяться.

В этом смысле MAHLE одним из основных своих приоритетов считает развитие термоменеджментасистемы управления температурным балансом и развивается по нескольким направлениям для систем охлаждения ДВС и систем охлаждения батарей.

 

 

20100708_120

 

NRF –нидерландская радиаторная фабрика. С 1927 года NRF является одним из ведущих производителей систем охлаждения для автомобильного рынка, промышленности и морского сектора. NRF хорошо известный игрок не только по производству радиаторов и различных охладителей, масляных радиаторов, вентиляторов, моторчиков вентиляторов и муфт вентиляторов. Компания также предлагает широкий спектр компонентов для кондиционирования воздуха, такие как конденсоры, испарители, компрессоры и отопители.

Изделия проходят полный цикл испытаний на герметичность на автоматическом оборудовании марки Nolek. На тестовой площадке NRF радиаторы подвергаются испытаниям в аэродинамической трубе.

Три европейских завода и пять заводов в Индии позволяют NRF оставаться лидером в сфере разработок продукции на рынок OEM и выпуска альтернативных запасных частей для системы охлаждения двигателя и кондиционирования.

Ассортимент насчитывает более
8 000 продуктов и постоянно расширяется, появляются новые позиции на самые современные автомобили; недавно были добавлены EGR охладители для легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей и грузовиков.

Parts-Mall, южнокорейский поставщик автозапчастей, наряду с другими автокомпонентами имеет в своем портфеле широкую линейку автомобильных радиаторов, а также прочих компонентов: конденсоров, отопителей, диффузоров, – то есть целиком все элементы, присутствующие в системе охлаждения и кондиционирования воздуха. Parts-Mall – это своего рода гипермаркет, дающий потребителю возможность получить из одних рук все, что выпускает порядка 400-450 лучших мировых фабрик. Глобальная география производства охватывает не только азиатские страны, но и государства Европы, Северной Америки.

Номенклатурный перечень Parts-Mall огромен, однако каждый из радиаторов всегда четко соответствует качеству оригинального изделия. Эта отличительная особенность марки позволила ей в довольно сжатые сроки получить всемирную известность и уважение в профессиональной среде. В свою очередь комплексный подход – «все из одних рук», наряду с высоким качеством продукции, а также оперативной технической поддержкой и адекватной гарантийной политикой дают возможность бренду оставаться востребованным и весьма популярным среди сервисменов.

 

20100708_154

 

Евгений Бедняков, коммерческий директор, «Партс-Молл СНГ»:

По моему мнению, это очень трезвый и грамотный подход, не требующий чрезвычайно сложных решений. Все простомы эффективно работаем для удовлетворения потребности клиента, предлагая ему максимально необходимый сервис вместе с качественными запчастями.

Мы никогда не будем самыми широкими в ассортименте как те, кто непосредственно производит эту продукцию, но у нас и нет такой цели. Parts­Mall фокусируется на другоммарка закрывает наиболее востребованные, наиболее ходовые позиции, предоставляя заказанные запчасти в предельно сжатые сроки. Например, у нас очень хорошо развита линейка продукции для автомобилей китайского производствасейчас запчасти для таких машин найти довольно сложно. Это Chery, FAW, Geely и проч. – чрезвычайно актуальные для России марки.

При этом обновление, пополнение ассортимента происходит регулярно. Сейчас мы ожидаем порядка 200 новых изделий сразу. Только вдумайтесь в эту цифру! Не каждый производитель может похвастаться такими показателями. Это действительно впечатляет в Parts­Mall.

 

 

NRF---production-2

 

Ключевая рекомендация экспертов в отношении радиаторов – содержание их в строго идеальном состоянии, потому что наряду с некоторыми достаточно легко диагностируемыми неисправностями – всевозможными механическими повреждениями и износом от времени, когда лопается какая-то часть, – существует немало менее очевидных повреждений, связанных с закупоркой каналов. Практически все современные автомобили оснащены кондиционером и как следствие имеют радиатор кондиционера, причем он расположен перед радиатором двигателя. Его обычно хорошо видно – сразу понятно, забился он грязью, пухом или нет, а вот радиатор двигателя скрыт и не виден. Очень мало кто об этом задумывается, поэтому поиск проблемы начинается только тогда, когда мотор перегревается.

При этом, как правило, промывка радиатора двигателя представляет собой довольно трудоемкую задачу: надо снимать радиатор кондиционера, радиатор охлаждения, сливать антифриз и т. д. 

Алексей Сердюк:

Кроме того, использование некачественной охлаждающей жидкости или даже воды может привести к тому, что в системе охлаждения и в радиаторе будут образовываться отложения. Он может забиться внутри (что маловероятно, но так же может иметь место), и промывка уже вряд ли поможет. Поэтому очень важно кроме поддержания радиатора в чистоте еще и правильно выбирать антифриз, который не будет химически активен к материалу конкретного радиатора и всей системы охлаждения в целом, а также не будет образовывать различные отложения. 

Второй моментне менее важно периодически промывать систему охлаждения, чтобы всевозможные загрязнения не накапливались. К сожалению, такой промывкой очень многие автолюбители пренебрегают, считают, что она не так критически важна, но это глубокое заблуждение. Мы рекомендуем каждые 70­90 тыс. км пробега или 2­3 года выполнять промывку системы охлаждения с полной заменой антифриза.

 

transervice_09_20-gfxn_cmyk

 

Промывка системы охлаждения это не просто слив старого антифриза и заливка нового, это определенная технологическая операция, выполняемая посредством специального оборудования – установкой по промывке системы охлаждения, которая удаляет старый антифриз, промывает систему и под давлением заполняет ее свежим антифризом.

Отдельный вопрос достаточно часто возникает по поводу определенных химических субстанций, в изобилии сегодня представленных на рынке, из разряда «анти течь». По мнению экспертов, подобные средства – это палка о двух концах. Если радиатор прохудился где-то в дороге, а ехать надо, то, безусловно, не всегда возможно быстро найти неподалеку профессиональный сервис с необходимым оборудованием и запасные части.

Народными умельцами изобретено немало способов ремонта механических повреждений радиатора. В него засыпают горчичный порошок, заливают куриное яйцо и т. д. и на какое-то время течь действительно прекращается. Сегодня приемы народной смекалки усиленно эксплуатирует химическая промышленность, предлагая целую гамму всевозможных препаратов подобного действия. Но надо понимать, что данные препараты не только перекрывают механическое повреждение в конкретном месте, но они исполняют роль тех самых отложений, ухудшая теплопроводимость радиатора.

Алексей Сердюк:

К тому же посторонние химические жидкости и гранулированные средства могут вступать в реакцию с антифризом. К чему такая реакция приведет, никому не известно. Современные антифризы имеют сложную формулу, это не просто этиленгликоль и вода, это и органика, и различные присадки, и как они будут взаимодействовать с посторонней добавкой, к сожалению, мало кто может предсказать.

Я бы советовал использовать средства «анти течь» только как экстренную меру, когда однозначно нет другого выхода. Но и в этом случае после добавки герметика при первой же возможности необходимо радиатор поменять.

 

Действительно, состав герметика неизвестен, и как он расположится в системе? Мало у кого есть достаточные компетенции, чтобы оценить возможные риски. Поэтому до определенного момента система, скорее всего, будет работать вполне исправно, но в летнюю жару или под большой нагрузкой мотор может перегреться. А это уже чревато большим дорогостоящим ремонтом. Чтобы этого не допустить, лучше все-таки радиатор поменять.

Алексей Сердюк: 

Совершенно неясно, насколько эффективно герметик устранит течь, и в какой момент она может проявиться вновь. Это, можно сказать, дамоклов меч, занесенный над автомобилем. Система охлаждения относится к критически важным, и если охлаждение не будет осуществляться надлежащим образом, машина просто встанет раньше или позже. Поэтому все­таки замена.    

 

transervice_09_20_cmyk

 

 

С запайкой прохудившихся радиаторов тоже следует быть чрезвычайно осторожными. Конечно, таким способом можно устранить течь на определенное время, но проблема в том, что припой – вещь достаточно хрупкая, и со временем пайка имеет свойство лопаться, трескаться, особенно под воздействием нагрузок, с которыми имеет дело радиатор (высокие температуры, температурные перепады, тряска и проч.) и отходить от места пайки. В итоге в самый неподходящий момент течь опять возобновится. Поэтому, чтобы не искушать судьбу, специалисты рекомендуют заменять поврежденные радиаторы. 

Здесь нужно учитывать, что срок службы практически всех автомобильных компонентов, за исключением расходных материалов, рассчитывается исходя из расчетного ресурса двигателя.

 

Алексей Сердюк:

Расчётный ресурс радиатора равен расчётному ресурсу двигателя и без особой нужды менять его никакой необходимости нет. Другой момент состоит в том, что у современных легковых автомобилей расчетный ресурс составляет
200­300
тыс. км пробега, а при интенсивной эксплуатации это не так и много
5­6
лет всего. Поэтому, если мы говорим об автомобилях вторичного рынка, то просто менять радиатор ради замены, превентивно, смысла нет, но рано или поздно радиатор все равно выйдет из строя. И вот тогда только замена, поскольку никаких технологически и, что немаловажно, экономически оправданных «реставрационных» способов для восстановления старого радиатора не существует.   

 

С коллегой соглашается Евгений Бедняков:

Срок службы современных радиаторов довольно большой. Чего­то сложного в их конструкции, если мы говорим про стандартные, массовые автомобили, нет. В негодность они приходят главным образом вследствие естественного эксплуатационного износа. Изделие само по себе весьма консервативно. Если не произошло механического повреждения, если радиатор не забился отложениями, он будет служить верой и правдой долгие годывесь положенный срок.

Хотя, безусловно, есть и суперсложные разработки, но они предназначаются для особых машин специальных сегментов, которые на массовый рынок не попадают.

 

NRF-CAC

 

 

При выборе радиаторов Евгений Бедняков рекомендует использовать самый взвешенный утилитарный подход. Переплачивать за радиатор, как он считает, нет никакой объективной необходимости.

Евгений Бедняков:

В вопросе выбора нового радиатора, как и многих других запчастей, я бы рекомендовал руководствоваться традиционной стратегией. Отдавать предпочтение тем поставщикам, тем компаниям, которые готовы предоставить вам надлежащие сервис, гарантийную политику и техподдержкуэто принципиально важный аспект. Также обратите внимание на ассортиментное покрытие, умение качественно удовлетворить потребность, срок поставкибольше ориентируйтесь на эти вещи.

То есть сначала «сколько это стоит» и может ли поставщик уложиться в выгодную вам стоимость, дав требуемое качество. Потому что на радиаторе сильно не сэкономишь и не заработаешь, огромных наценок сейчас на рынке нет.

 

Ну и не забывайте точно подобрать спецификацию, хотя, как говорит Евгений Бедняков, нередко можно столкнуться с ситуацией, когда вроде бы верно выбранный по коду/номенклатурному номеру радиатор не подходит. Такое может происходить при смене модификаций транспортного средства, особенно если речь идет о производимых в нашей стране автомобилях – в связи со сменой поставщика, определёнными конструкционными доработками, оптимизирующими сборочный процесс, радиаторы могут немного видоизменяться. Причем, что самое неприятное, – в документации подобные доработки находят отражение далеко не всегда.    

Евгений Бедняков:

Такие вопросы мы решаем однозначномы принимаем радиаторы обратно за свой счет. Таким образом мы стараемся максимально обезопасить своих партнеров и этим заметно отличаемся от многих других поставщиков.

 

NRF_sdfzb


 

Возвращаясь к расширению перечня радиаторов в современном автомобиле необходимо вспомнить, что стандарты выбросов и показатели CO2 в Европе становятся с каждым годом все строже. Особое внимание уделяется показателям выбросов CO2 (углекислый газ) и NOx (оксидов азота) для бензиновых и дизельных автомобилей.

Дизельные автомобили производят больше NOx, чем автомобили с бензиновым двигателем, так как температура сгорания в дизельном двигателе значительно выше. Благодаря рециркуляции отработавших газов обратно в двигатель выбросы NOx снижаются. Но как?

Принцип системы рециркуляции отработавших газов состоит в регулировании части выхлопа и возврате его обратно в камеру сгорания. Поскольку отработанный газ смешивается с поступающим воздухом, уровень содержания кислородной смеси для горения уменьшается. Это уменьшает температуру в камере сгорания и выбросы оксидов азота NOx примерно на 30%, потому что последние образуются при высоких температурах горения.

С новыми требованиями EURO-6 снижение норм выхлопных газов NOx становится все более важным. Для получения еще более эффективного снижения выбросов оксидов азота, выхлопной газ циркулирует в системе и проходит через охладитель рециркуляции отработавших газов EGR. В результате, температура принудительно снижается, и таким образом большее количество выхлопных газов может быть направлено снова в двигатель.

Температура находящихся в двигателе с неполной нагрузкой выхлопных газов равна около 300 градусов (при стабильной скорости автомобиля на шоссе). При полной нагрузке температура может достигать более 700 градусов. В то же время более холодный воздух поддаётся и смешивается для лучшей производительности двигателя. Холодный воздух содержит больше кислорода. Теплый воздух расширяется все больше и, следовательно, содержит меньше кислорода.

EGR охладитель системы рециркуляции отработавших газов работает как теплообменник. Через EGR охладитель охлаждающая жидкость течет по фиксированным каналам. Хладагент поглощает тепло из отходящего газа. Охладитель системы рециркуляции отработавших газов снижает температуру выхлопных газов до  100 градусов.

Современные системы часто используют электронные блоки управления двигателем (ЭБУ), которые управляют процессами и регулируют работу двигателя – как правило повышают производительность и эффективность без каких-либо негативных воздействий на автомобиль. В большинстве современных двигателей неисправная или отключенная система рециркуляции отработавших газов приведет к ошибке в компьютере и сразу загорится лампочка «Check».

Компания NRF в настоящий момент имеет в ассортименте 56 позиций EGR охладителей и EGR модулей. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >