Сегодняшний наш разговор пойдет об экскаваторах в какой-то степени уникальных. Уникальных, поскольку работают они в таких условиях, в которых, по-хорошему, работать не должны. Вы только представьте себе: -45 С, постоянно подмерзающие топливо и гидравлика, работа ведется по дну реки Лены. Именно в такой ситуации мы и застали минувшей зимой экскаватор JCB с удлиненной рукоятью. Тогда-то нас и заинтересовала сфера применения этих, пока еще не столь распространенных в Сибири, землеройных машин.
эксперты статьи
Эксперты
Николай Воротынцев, директор компании «Механика-Сервис»
Юрий Собуль, директор компании «СПРУТ»
Экскаваторы с такими характеристиками серийно изготавливают только ведущие мировые производители спецтехники. Причем в модельном ряду ведущих фирм-производителей, как правило, представлено два типа «длинноруких» экскаваторов. Первый тип традиционно называют разрушителем. Такая машина специально комплектуется максимально длинной стрелой и рукоятью усиленной конструкции, что позволяет не только навешивать на нее довольно тяжелые гидроножницы, но и создавать весьма значительные нагрузки. Совокупная высота стрелы и рукояти в 18–20 м позволяет такому экскаватору в одиночку и без особых последствий для окружающего ландшафта разобрать по кирпичику пятиэтажное здание. В комплектации с бетоноломом, или ножницами по металлу, экскаватор с удлиненной стрелой способен оставить от монолитного железобетонного здания лишь гору мелких кусков бетона, готовых к погрузке и вывозу. В России такой экскаватор можно увидеть разве что в одной из столиц нашего государства, где уже сегодня наблюдается дефицит свободных участков под застройку. В регионах же если и возникает необходимость в сносе здания, то, как правило, небольшой этажности. А такую работу с легкостью выполнит и обычный экскаватор.
Второй тип «длинноруких» более универсален. Стрела и рукоять у него ничуть не меньше по размерам, чем у «разрушителя», но не такие тяжелые. Ведь его основная задача — это все же выполнение землеройных, а не разрушительных работ, но на таком расстоянии, куда обычному экскаватору можно добраться разве что на плоту. Экскаватор с таким рабочим оборудованием комплектуется ковшами небольшой емкости. Но если вы посмотрите, как оперирует JCB этим небольшим ковшом, насколько легко, аккуратно и быстро он выполняет работу, которая всегда считалась уделом лишь очень тяжелых и неповоротливых драглайнов, уверяю вас: побороть желание самому сесть за джойстики этой машины будет очень не просто. Автору этой статьи довелось видеть в работе JCB JS 260 LR (аббревиатура LR обозначает наличие рукояти Long Reach) в Новокузнецке. Полгода назад этот экскаватор появился в парке компании «Механика-Сервис», которая занимается очисткой технических водоемов со стоячей водой, как подарок к Новому году. До этого момента компания, как и большинство фирм, выполняющих этот вид работ, использовала отечественные драглайны. Кто не помнит эти неповоротливые тяжеленные экскаваторы, укомплектованные стрелой и канатом, на котором подвешен ковш? Драглайн тяжел, неповоротлив и немобилен. Это шагающий электрический экскаватор со стрелой решетчатой конструкции. Транспортировать даже легкий драглайн не так-то просто. К тому же скорость выполнения рабочих операций таким экскаватором довольно низкая, и даже довольно объемный ковш (1–3 куб. м) не спасает ситуации — драглайн работает небыстро. Директор компании «Механика-Сервис» Николай Воротынцев решился на эксперимент. Он взял и заменил на одном из объектов старый, еще советских годов производства, тросовый экскаватор новеньким JCB JS 260LR с удлиненной стрелой. Результат превзошел все ожидания. Гидравлический экскаватор с удлиненной стрелой, оборудованный ковшом 0,55 м3, оказался эффективнее драглайна малой единичной мощности.
[«За счет очень быстрого оперирования рабочим оборудованием и высочайшей скорости поворота башни этот экскаватор очищает отстойники горводоканала от осадков и ила намного быстрее, чем драглайн, объем ковша которого больше в несколько раз», — рассказывает Николай Воротынцев. — Более того, за счет сравнительно небольших размеров и более высокой маневренности он выполняет свою работу гораздо аккуратнее неповоротливого драглайна. Быстро перемещается с места на место и, если требуется, производит планировку береговой линии. Таким экскаватором намного удобнее осуществлять погрузку отходов и ила в самосвалы. Ввиду того что стрела у экскаватора довольно длинная, автотехника может не подъезжать близко к берегу для погрузки. В общем, мы ни разу не пожалели, что приобрели этот экскаватор. На моей памяти это единственная машина, которая смогла составить конкуренцию драглайну при очистке средних по площади котлованов, каналов и отстойников».]
Однако еще более интересное применение этому типу экскаваторов нашли в Якутии. В этом регионе экскаваторы JCB c длинной рукоятью прокладывают трубопроводы по дну рек. При этом вся работа выполняется зимой, когда температура воздуха в этих краях опускается ниже -45о С. Как такое возможно, спросите вы? Оказывается, возможно. Английская гидравлика смогла выдержать жесточайшие северные морозы. Технология же работы такова.
Первым делом с помощью экскаватора-погрузчика JCB 4CX производится вскрытие (взламывание) льда. Затем вступает в работу экскаватор с удлиненной рукоятью, который роет по дну реки траншею для трубопровода. Ранее эту часть работы выполняли подрывники, что отнимало очень много времени и усилий. Работу ведет иркутская фирма по строительству и подводно-техническим работам по улучшенной технологии «СПРУТ», директор которой, сам в прошлом подводник с большим стажем, Юрий Собуль и является автором этой технологии.
До самого последнего времени компания «СПРУТ» использовала в работе экскаваторы JCB и японские экскаваторы. Однако уже в этом году компания решила полностью перейти на экскаваторы английской компании.
[«Экскаватор JCB JS 330 мы приобрели в 2008 году, на тот момент у нас уже работало две японские машины, — рассказывает директор фирмы Юрий Собуль. — С первых же часов работы стало ясно, что «англичанин» крутится быстрее и работает рукоятью быстрее примерно на 10–15%. Такая точность в управлении рабочим оборудованием, которую мы увидели на JCB, честно говоря, стала для нас настоящим открытием. Есть и другие причины, по которым английские экскаваторы оказались более эффективными в наших непростых условиях. К примеру, нам поставили экскаватор с двигателем, который еще не соответствует различным евростандартам, и для нас такой вариант оказался как раз наиболее подходящим, поскольку качество солярки, поступающей в наш регион, не выдерживает никакой критики. Дизтопливо содержит множество вредных примесей. Для системы Common Rail такое топливо было бы просто губительным, а для нашего экскаватора с рядным ТНВД оно оказалось вполне «по зубам». Машина работает на этом топливе и не требует ремонта или частого техобслуживания. Адаптация к тяжелым условиям эксплуатации великолепная. Гидравлика также выдерживает самые тяжелые климатические условия».]
Минувшая зима вынудила работать в условиях 50-градусных морозов. Однако именно эти условия и показали, насколько надежна гидравлика английских экскаваторов. По завершении проекта JCB 330 остался на объекте один. Вся остальная техника вышла из строя, и «англичанин» заканчивал прокладку трубопровода в одиночку. Естественно, столь суровые климатические условия отражаются на сроке службы экскаватора, но в ситуации, когда необходимо выполнить работу во что бы то ни стало, другого выхода нет.