+79139857900

- 45 С. Полет нормальный

5 августа 2010 в 15:31

Сегодняшний наш разговор пойдет об экскаваторах в какой-то степени уникальных. Уникальных, поскольку работают они в таких условиях, в которых, по-хорошему, работать не должны. Вы только представьте себе: -45 С, постоянно подмерзающие топливо и гидравлика, работа ведется по дну реки Лены. Именно в такой ситуации мы и застали минувшей зимой экскаватор JCB с удлиненной рукоятью. Тогда-то нас и заинтересовала сфера применения этих, пока еще не столь распространенных в Сибири, землеройных машин. 

эксперты статьи 

Эксперты 


Николай Воротынцев, директор компании «Механика-Сервис» 
Юрий Собуль, директор компании «СПРУТ»
 

Экскаваторы с такими характеристиками серийно изготавливают только ведущие мировые производители спецтехники. Причем в модельном ряду ведущих фирм-производителей, как правило, представлено два типа «длинноруких» экскаваторов. Первый тип традиционно называют разрушителем. Такая машина специально комплектуется максимально длинной стрелой и рукоятью усиленной конструкции, что позволяет не только навешивать на нее довольно тяжелые гидроножницы, но и создавать весьма значительные нагрузки. Совокупная высота стрелы и рукояти в 18–20 м позволяет такому экскаватору в одиночку и без особых последствий для окружающего ландшафта разобрать по кирпичику пятиэтажное здание. В комплектации с бетоноломом, или ножницами по металлу, экскаватор с удлиненной стрелой способен оставить от монолитного железобетонного здания лишь гору мелких кусков бетона, готовых к погрузке и вывозу. В России такой экскаватор можно увидеть разве что в одной из столиц нашего государства, где уже сегодня наблюдается дефицит свободных участков под застройку. В регионах же если и возникает необходимость в сносе здания, то, как правило, небольшой этажности. А такую работу с легкостью выполнит и обычный экскаватор. 

Второй тип «длинноруких» более универсален. Стрела и рукоять у него ничуть не меньше по размерам, чем у «разрушителя», но не такие тяжелые. Ведь его основная задача — это все же выполнение землеройных, а не разрушительных работ, но на таком расстоянии, куда обычному экскаватору можно добраться разве что на плоту. Экскаватор с таким рабочим оборудованием комплектуется ковшами небольшой емкости. Но если вы посмотрите, как оперирует JCB этим небольшим ковшом, насколько легко, аккуратно и быстро он выполняет работу, которая всегда считалась уделом лишь очень тяжелых и неповоротливых драглайнов, уверяю вас: побороть желание самому сесть за джойстики этой машины будет очень не просто. Автору этой статьи довелось видеть в работе JCB JS 260 LR (аббревиатура LR обозначает наличие рукояти Long Reach) в Новокузнецке. Полгода назад этот экскаватор появился в парке компании «Механика-Сервис», которая занимается очисткой технических водоемов со стоячей водой, как подарок к Новому году. До этого момента компания, как и большинство фирм, выполняющих этот вид работ, использовала отечественные драглайны. Кто не помнит эти неповоротливые тяжеленные экскаваторы, укомплектованные стрелой и канатом, на котором подвешен ковш?  Драглайн тяжел, неповоротлив и немобилен. Это шагающий электрический экскаватор со стрелой решетчатой конструкции. Транспортировать даже легкий драглайн не так-то просто. К тому же скорость выполнения рабочих операций таким экскаватором довольно низкая, и даже довольно объемный ковш (1–3 куб. м) не спасает ситуации — драглайн работает небыстро. Директор компании «Механика-Сервис» Николай Воротынцев решился на эксперимент. Он взял и заменил на одном из объектов старый, еще советских годов производства, тросовый экскаватор новеньким JCB JS 260LR с удлиненной стрелой. Результат превзошел все ожидания. Гидравлический экскаватор с удлиненной стрелой, оборудованный ковшом 0,55 м3, оказался эффективнее драглайна малой единичной мощности. 

[«За счет очень быстрого оперирования рабочим оборудованием и высочайшей скорости поворота башни этот экскаватор очищает отстойники горводоканала от осадков и ила намного быстрее, чем драглайн, объем ковша которого больше в несколько раз», — рассказывает Николай Воротынцев. — Более того, за счет сравнительно небольших размеров и более высокой маневренности он выполняет свою работу гораздо аккуратнее неповоротливого драглайна. Быстро перемещается с места на место и, если требуется, производит планировку береговой линии. Таким экскаватором намного удобнее осуществлять погрузку отходов и ила в самосвалы. Ввиду того что стрела у экскаватора довольно длинная, автотехника может не подъезжать близко к берегу для погрузки. В общем, мы ни разу не пожалели, что приобрели этот экскаватор. На моей памяти это единственная машина, которая смогла составить конкуренцию драглайну при очистке средних по площади котлованов, каналов и отстойников».] 

Однако еще более интересное применение этому типу экскаваторов нашли в Якутии. В этом регионе экскаваторы JCB c длинной рукоятью прокладывают трубопроводы по дну рек. При этом вся работа выполняется зимой, когда температура воздуха в этих краях опускается ниже  -45о С. Как такое возможно, спросите вы? Оказывается, возможно. Английская гидравлика смогла выдержать жесточайшие северные морозы. Технология же работы такова. 

Первым делом с помощью экскаватора-погрузчика JCB 4CX производится вскрытие (взламывание) льда. Затем вступает в работу экскаватор с удлиненной рукоятью, который роет по дну реки траншею для трубопровода. Ранее эту часть работы выполняли подрывники, что отнимало очень много времени и усилий. Работу ведет иркутская фирма по строительству и подводно-техническим работам по улучшенной технологии «СПРУТ», директор которой, сам в прошлом подводник с большим стажем, Юрий Собуль и является автором этой технологии. 

До самого последнего времени компания «СПРУТ» использовала в работе экскаваторы JCB и японские экскаваторы. Однако уже в этом году компания решила полностью перейти на экскаваторы английской компании. 

[«Экскаватор JCB JS 330 мы приобрели в 2008 году, на тот момент у нас уже работало две японские машины, — рассказывает директор фирмы Юрий Собуль. — С первых же часов работы стало ясно, что «англичанин» крутится быстрее и работает рукоятью быстрее примерно на 10–15%. Такая точность в управлении рабочим оборудованием, которую мы увидели на JCB, честно говоря, стала для нас настоящим открытием. Есть и другие причины, по которым английские экскаваторы оказались более эффективными в наших непростых условиях.  К примеру, нам поставили экскаватор с двигателем, который еще не соответствует различным евростандартам, и для нас такой вариант оказался как раз наиболее подходящим, поскольку качество солярки, поступающей в наш регион, не выдерживает никакой критики. Дизтопливо содержит множество вредных примесей. Для системы Common Rail такое топливо было бы просто губительным, а для нашего экскаватора с рядным ТНВД оно оказалось вполне «по зубам». Машина работает на этом топливе и не требует ремонта или частого техобслуживания. Адаптация к тяжелым условиям эксплуатации великолепная. Гидравлика также выдерживает самые тяжелые климатические условия».] 

Минувшая зима вынудила работать в условиях 50-градусных морозов. Однако именно эти условия и показали, насколько надежна гидравлика английских экскаваторов. По завершении проекта JCB 330 остался на объекте один. Вся остальная техника вышла из строя, и «англичанин» заканчивал прокладку трубопровода в одиночку. Естественно, столь суровые климатические условия отражаются на сроке службы экскаватора, но в ситуации, когда необходимо выполнить работу во что бы то ни стало, другого выхода нет. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >