+79139857900

АВТОЭВОЛЮЦИЯ: взгляд в будущее

30 ноября 2019 в 20:37

В Калуге прошел юбилейный десятый Международный форум по развитию автомобилестроения и инновационной инфраструктуры «АвтоЭволюция-2019». Участники форума оценили состояние автомобильной отрасли, обсудили стратегии развития автопрома и автомобильного бизнеса. Также глубокому анализу были подвергнуты перспективы создания интеллектуальной транспортной инфраструктуры. 

 

Десятый Международный форум по развитию автомобилестроения и инновационной инфраструктуры «АвтоЭволюция-2019» привлёк большое число участников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. И это не случайно, поскольку сегодня калужский автомобильный кластер стал одним из крупнейших в стране. Автомобильная промышленность за последние полтора десятилетия стала главной отраслью этого региона. Доля автопрома в промышленном производстве Калужской области составила 35,6%. В составе автомобильного кластера 33 предприятия, из которых 3 OEM (Volkswagen, PCMA, Volvo Truck), производящих 12% всех автомобилей в Российской Федерации, и 30 производителей автокомпонентов. О путях развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов состоялся серьезный разговор.  

 

Найти отечественные автокомпоненты 

На форуме «АвтоЭволюция-2019» тон задавали немецкие автопроизводители. Говоря о присутствии Volkswagen на российском рынке, Ларс Химмер, управляющий директор ООО «Фольксваген Груп Рус», отметил, что компанией запланированы инвестиции в размере 60,5 млрд рублей до 2028 года согласно специнвестконтракта (СПИК).

«В России мы производим автомобили уже 13 лет. В 2018 году был выпущен 1,5­миллионый автомобиль. К концу 2020 года будет произведен ужемиллионный. В российское производство мы инвестировали 1,9 млрд евро и в ближайшие 9 лет увеличим сумму на 60,5 млрд рублей», - рассказал топ-менеджер.

 

transervice_09_2019_CMYK-21

 

В данный момент на площадках компании производятся пять моделей – Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia и Skoda Kodiaq. Также на калужском предприятии производятся бензиновые двигатели 1.6 MPI в двух вариантах мощности (90 л.с. и 110 л.с.) Объем производства в прошлом году составил более 200 тысяч автомобилей и 161 тыс. двигателей.

Летом 2019 года между «Фольксваген Груп Рус» и Минпромторгом РФ был заключен специнвестконтракт, в рамках которого немецкий автоконцерн планирует реализовать проект по углублению локализации выпускаемых в РФ автомобилей и двигателей. В перспективе будет локализовано производство коробки переключения передач. Кроме того, в рамках специнвестконтракта компания планирует модернизировать существующий модельный ряд и значительно расширить его в будущем.   

В качестве драйверов дальнейшего развития Volkswagen в Российской Федерации  названы развитие экспортных поставок, углубление локализации выпускаемых автомобилей, а также поставки автомобилей в парки каршеринга.

Ларс Химмер отметил, что парк автомобилей сервисов каршеринга в Москве увеличился за два года до 22,5 тыс. автомобилей и потенциально вырастет до 35 тыс. машин в 2020 году. «С точки зрения будущего, каршеринг будет продолжать расти и станет доступен не только в Москве, но и в регионах», - рассуждает Ларс Химмер, прогнозируя появление этих сервисов в более чем двадцати городах России, а также странах СНГ. По его словам, «Фольксваген Груп Рус» рассматривает возможность поставок для таких сервисов не только автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, но и электромобилей.

Что касается будущего российского производства Volkswagen, Ларс Химмер обозначил ряд проблем, которые могут затормозить развитие немецкого автопроизводителя в Российской Федерации. Сейчас с компанией работают около 60 российских поставщиков автокомпонентов, которые поставляют на завод 5 500 наименований узлов, деталей, агрегатов.

Немецкий автоконцерн постоянно работает над поиском новых поставщиков и углублением локализации. Так, на заводе «Фольксваген Груп Рус» в Калуге 24-27 сентября текущего года прошла «Неделя поставщиков». Основной задачей мероприятия стали поиск новых партнеров по локализации автокомпонентов и оптимизация автокомпонентов для автомобилей концерна Volkswagen, производимых на территории Российской Федерации.

Ларс Химмер рассказал: «Мы стараемся постоянно повышать уровень локализации наших автомобилей, выпускаемых на заводе в Калуге. В этом наш интерес совпадает с интересами правительства региона. Если производство автомобиля локализовано более чем на 50%, то это позволяет нам участвовать в программах по государственному субсидированию. Поэтому мы продолжим работу в данном направлении и в дальнейшем».

Но в то же самое время Ларс Химмер обозначил следующую проблему. В 2021 году истекают инвестиционные соглашения поставщиков о промсборке компонентов. Это может повлечь повышение стоимости российских автозапчастей. «Без успешной поставки мы не можем увеличить долю локализации. Экспорт динамичен. Прекрасные продукты производятся в России. Но нужна правильная цена. Это возвращает нас к привлекательным ценам на автокомпоненты», - подчеркнул Химмер.

 

transervice_09_2019_dsfCMYK-21

 

Экспортный драйвер 

Экспорт, по мнению немецкого топ-менеджера, на самом деле очень эффективный драйвер роста автоконцерна. Но экспорту препятствует то, что РФ на данный момент имеет сравнительно мало действующих соглашений с другими странами о свободной торговле. В связи с этим доступ на многие рынки для России ограничен. Негативно влияют на экспорт также таможенные пошлины на компоненты и меняющиеся правила предоставления логистической субсидии.

Несмотря ни на что, объемы экспорта продукции Volkswagen из России растут. По итогам 2019 года, «Фольксваген Груп Рус» рассчитывает поставить за рубеж 24 тыс. автомобилей. Также калужское предприятие экспортирует собираемые здесь бензиновые двигатели ЕА211.

«Мы начали в 2017 с поставок на экспорт первой партии из 448 двигателей, и планируем увеличение до 35 тыс. моторов в год, которые будут поставляться на заводы марки в Европе, Мексике и ЮАР», - отметил Химмер.

Предприятия калужского автомобильного кластера ежегодно наращивают экспортные поставки в другие страны. С 2007 года в Калужской области выпущено 1,7 млн автомобилей. За 7 месяцев текущего года произведено 108 тысяч легковых автомобилей. Как отметил Павел Бурлаченко, директор по поддержке экспорта автомобилестроения и железнодорожной отрасли Российского экспортного центра, показатели экспорта калужского автокластера за 8 месяцев 2019 сопоставимы с итоговыми показателями всего 2018 года. Он связал это с тем, что меры государственной поддержки экспортеров стали понятны и прозрачны. Последние полтора года Российский экспортный центр совместно с Минпромторгом РФ работал и над созданием такого механизма господдержки экспортеров. Видимым результатом такой работы стали понятные правила, которые направлены на то, чтобы компании смогли  выстроить долгосрочные планы по экспорту в обмен на определенные условия поддержки со стороны государства.

Сразу в 25 раз (!) намерен увеличить экспорт из России шведский автопроизводитель Volvo. Об этом рассказал директор калужского предприятия шведского автоконцерна Стефан Кехлер. Это произойдет после реализации планов компании по выпуску на заводе в Калуге автоматизированной трансмиссии для тяжелой коммерческой техники, аналогов которой не производится в Российской Федерации. Благодаря этому кратно возрастет экспорт калужской продукции.

Также в планах шведского концерна запустить на своем заводе производство техники на сжиженном газе. Кехлер назвал сжиженный природный газ идеальным решением для России. В рамках заключенного специнвестконтракта Volvo планирует организовать в России производство тяжелой коммерческой техники с высокой степенью локализации, оснащаемой двигателями экологических классов Евро-5 и Евро-6, в том числе использующей газ в качестве моторного топлива. «Запуск производства техники на сжиженном газе запланирован на вторую половину 2021 года и увязан с мероприятиями по развитию заправочной инфраструктуры в рамках реализации дорожной карты «Развитие рынка газомоторного топлива», она находится на утверждении в российском правительстве», - сказал директор завода. Выпуск грузовых автомобилей Volvo на заводе в Калуге стартовал в январе 2009 года. В 2018 году завод выпустил 5,6 тыс. грузовиков, что на 20,8% больше, чем в 2017 году. Но не только выпуск газомоторной техники является приоритетом для шведского концерна.

 

Электроинтеллект на службе инноваций 

Volvo Group активно претворяет в жизнь технологии будущего. Об этом на «АвтоЭволюции-2019» рассказала Яна Аржанова, директор по взаимодействию с органами государственной власти Volvo Group Russia в своем докладе «Беспилотное будущее грузоперевозок: технологии Volvo».

Шведская компания уже сегодня работает над перспективными технологиями будущего и ведет работы по следующим направлениям: подключенные автомобили, автоматизация и электромобильность. 

В портфеле Volvo Group появились такие единственные в своем роде уникальные активы как первый в мире «экологически чистый карьер», первое «автономное коммерческое решение Volvo Group» и первый автономный тягач Vera на электротяге.

Первым автономным коммерческим решением Volvo Truck является проект по предоставлению горнодобывающей компании шести беспилотных самосвалов Volvo, которые перевозят горную массу от рудника по пятикилометровому маршруту, проходящему в том числе в тоннеле, до дробильного комплекса. Автомобили полностью автономны и управляются дистанционно оператором колесного погрузчика. При этом вместо покупки автономных грузовиков горнодобывающая компания приобретает транспортные услуги и совершает оплату пропорционально массе доставленного груза. Сегодня покупка заказчиком не транспортного средства, а услуги становится еще одной глобальной тенденцией автомобильного бизнеса, которая станет инструментом переформатирования рынка в ближайшее время.

 

 

transervice_09_2019_CMYK-23

 

Измененная модель жизненного цикла 

Глубокий анализ нового тренда прозвучал в выступлении Павла Теплова, директора по инновациям «Меркатор Холдинга». Его доклад «Трансформация рынка B2B и  B2С в результате внедрения инновационных транспортных технологий. Новые возможности, новые риски» вызвал живой интерес присутствующих.

Рынок постепенно трансформируется: сегодня заказчик хочет платить не за поставляемую технику, а покупать функцию. Для него важен функционал, а какими средствами и с помощью какой техники он будет достигнут – этот вопрос отходит на второй план. Завод «Меркатор Калуга» выпускает коммунальную и дорожную технику. С недавних пор одной из компетенций предприятия стало разработка и внедрение интеллектуальных систем в области учета и контроля задач, реализуемых на предприятиях клиента.

Сегодня на первый план выходит такой инструмент как контроль жизненного цикла. Это кардинально меняет экономическую схему подхода к закупкам. В современной системе муниципальных закупок на первый план выходит цена. В результате такие важные показатели эксплуатации техники как расход топлива, стоимость ТО и СР, готовность техники, ее остаточная стоимость, полная стоимость владения, уходят на второй план. В результате, приобретенная по самой низкой цене техника не оправдывает ожиданий заказчика.

В свою очередь, закупка по контракту жизненного цикла техники является важным инструментом трансформации работы парка и кардинально изменяет структуру затрат. В частности, оптимизирует штат специалистов парка при высокой интенсивности эксплуатации техники. Также учитывается фактор расхода топлива, который является одним из важнейших в совокупности факторов, влияющих на стоимость владения. Вывод сервисного обслуживания техники на аутсорсинг позволяет заказчика не содержать ремонтную зону и обслуживающий персонал. Кроме того, работа со сторонними СТО позволяет вводить  долгосрочное планирование, а все затраты на ремонт и обслуживание станут прозрачными.

Павел Теплов в качестве примера привел «Почту России» и разобрал реальный пример (кейс), показав, как закупка транспортных средств по принципу контроля жизненного цикла меняет структуру затрат предприятия. Покупка максимально дешевой техники не является целесообразной. Не важно, сколько стоит техника, важно, сколько стоит результат работы.

Контракт жизненного цикла превращает технику в услугу. Такая эволюция уже происходит на ряде предприятий добывающей промышленности. В результате достигаются следующие цели: рост эффективности использования техники, оптимизация расходов предприятия, исключение человеческого фактора из процессов, обеспечение надежности работы техники, создание эффективного управленческого учета. Павел Теплов продемонстрировал это на конкретных показателях предприятия, в котором после внедрения контракта жизненного цикла на 15% сократились общие финансовые затраты, на 38% произошло сокращение производственных затрат подрядчика за счет экономии топлива и расходных материалов, на 300% сократилось время на исполнение задач за счет оптимизации и устранения сбоев. Еще на 30% сократилось время на подготовку документации и отчетов.   

 

Интеллект на службе инноваций

Создание инновационной инфраструктуры невозможно без таких элементов как транспортная безопасность. Основной функцией системы «ЭРА-ГЛОНАСС» явялется автоматический вызов экстренных оперативных служб на место аварии. Директор по инновационному развитию АО «Глонасс» Алексей Дрожжинов рассказал о дальнейшем развитии данной системы как составной части интеллектуальной инфраструктуры страны. В частности, на основе базовой услуги (вызов оперативных служб), помощь на дороге включает множество возможностей «в одной кнопке». Это эвакуация транспортного средства, техпомощь, приезд аварийного комиссара, доставка топлива, подменного транспортного средства или такси и даже юридическая помощь. Эти услуги являются частью коммерциализации проекта.

Одним из приоритетных направлений развития стало также сопряжение системы при трансграничных поездках. Сегодня функционирует «ЭРА-ГЛОНАСС» и сопряжена с системой «Эвак» (Казахстан) и системой eCall PSAP (Финляндия). В перспективе будут появляться системы экстренного реагирования в странах с общими транспортными потоками, будет расширен функционал бортовых устройств.  

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» потенциально имеет много других возможностей, которые могут служить как государственным органам для контроля движения, так и использоваться в интересах транспортных компаний перевозчиков. Это контроль пассажирских перевозок, перемещений опасных и специальных грузов, удаленный контроль соблюдения ПДД, мониторинг сотрудников транспортных предприятий, оптимизация парка транспортных средств, контроль грузоперевозок с использованием электронных пломб и многое другое. В целом система может стать основой для создания инновационной навигационной среды для транспортного комплекса страны. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >