+79139857900

Автокондиционер. Диагностика, обслуживание, ремонт

16 января 2012 в 12:52

Регламент обслуживания автомобильных кондиционеров четко не прописан, тем не менее, принято считать, что профилактическое обслуживание автокондиционера необходимо выполнять два раза в год. Это в идеале. В реальности же спрос на обслуживание системы кондиционирования наблюдается лишь весной. Именно в это время автосервисы зарабатывают основную прибыль.

Сегодня мы поговорим о том, как эту прибыль не упустить. До сих пор многие считают, что «обслуживание» сводится к замене хладагента в системе либо к дозаправке. Такой подход уже изжил себя. Эксперты уверены, что услугу сегодня следует предлагать активно и в комплексе.

«Продвигать эти услуги надо с помощью правильного позиционирования, - уверен генеральный директор компании «АДЭКС-Сервис» Вячеслав Афанасьев, - обычной заменой хладагента сегодня никого не удивишь и непривлечешь. Услугу надо предлагать как полноценный сервис по обслуживанию автокондиционера, который должен включать в себя диагностику, дозаправку (вместе с очисткой старого хладагента) и при необходимости – чистку испарителя и устранение неприятных запахов».



Свежий взгляд на проблему

Почему на многих СТО сегодня отсутствует пост по обслуживанию кондиционера? Потому что владельцы автосервиса считают данную услугу неперспективной. Дескать, спрос невысокий, да и к тому же основная масса автомобилистов предпочитает менять хладагент в «гаражах», где это делают дешевле и при помощи пары баллонов и шлангов. Против этого утверждения возражает начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин:

«Начинать надо с качественной и, может быть, даже бесплатной диагностики. Что мешает при приемке автомобиля производить бесплатную проверку давления в системе кондиционирования? Ведь эта операция занимает 5 минут! Многие клиенты, может быть, и не подозревают, что у них в системе пониженное давление. Им необходимо наглядно это показать и предложить решение проблемы».

Такой подход полностью меняет концепцию оснащения поста по обслуживанию кондиционеров, поскольку первичная диагностика автомобильного кондиционера без наличия на СТО специальной установки по обслуживанию кондиционера представляется довольно сложным и трудоемким процессом. Даже обычный тест на герметичность системы, который современные установки по замене фреона выполняют в полностью автоматическом режиме, при использовании кустарного оборудования выполнить невозможно. То же самое касается и замеров давления в обоих контурах системы кондиционирования. Впрочем, диагностические возможности различных установок по замене хладагента и степень их автоматизации в работе может существенно отличаться. Простейшие стенды с ручным управлением, индикацией режимов и звуковой сигнализацией самостоятельно и автоматически выполняют лишь откачку фреона и отделение масла. Все остальные операции мастер должен включать и контролировать самостоятельно. Необходимое количество масла и хладагента мастер тоже задает вручную. Работа с автоматическими установками намного проще. Любой из автоматических стендов по замене хладагента способен самостоятельно выполнить полный цикл операций: забор хладагента, тест системы на герметичность, отделение хладагента от масла, взвешивание расходных материалов, добавление необходимого количества хладагента и закачку его обратно в систему. Помимо этого, любая установка в состоянии измерить давление в системе. К сожалению, базы данных по расчетным показателям давления в памяти таких установок нет. Соответственно, автомеханик должен знать эти значения, чтобы давать квалифицированное заключение по поводу исправности и эффективности системы кондиционирования после проведения операции по замене хладагента. Впрочем, есть и исключения из правил. К примеру, топовая модель линейки установок по обслуживанию кондиционеров от компании Texa - KONFORT 670 EVOLUTION - обладает максимально широкими возможностями диагностики эффективности работы кондиционера после его обслуживания.

«Функция диагностирования и эффективности системы климатизации в данной установке позволяет по завершению технического обслуживания автоматически вывести отчет и провести прямое сравнение по самым важным параметрам работы кондиционера, - поясняет коммерческий директор компании «Автомаркет» Станислав Шихалев. - Установка может измерить значения высокого и низкого давления, температуру окружающей среды и вентиляционную температуру с решетки в панели автомобиля. Таким образом, на выходе вы можете предоставить клиенту распечатку, в которой будет указано не только количество закачанного в систему хладагента и масла, но и цифры, напрямую говорящие о том, насколько эффективно работает кондиционер».

Собственно говоря, если у вас нет возможности продемонстрировать результат своей работы, то само обслуживание системы не имеет смысла. Клиент может приехать через день с претензиями на то, что кондиционер по-прежнему работает не в полную силу. Возникнет спор, в проигрыше от которого в любом случае окажется автосервис, поскольку именно его клиент остался отнюдь не удовлетворен, а, следовательно, потерян.

Помимо замены хладагента, сегодня набирает популярность такая услуга, как очистка и дезинфекция испарителя. На рынке наконец-то появилось оборудование и качественная автохимия, которые действительно позволяют устранить и неприятные запахи, и различные бактерии, микробы и грибки. Сегодня на рынке представлены довольно эффективные технологии для профессионального использования на СТО. К примеру, установка Wynn’s Aircomatic, которая в автоматическом режиме выполняет очистку и обеззараживание испарителя. Есть средства, применение которых не требует специального оборудования. Например, в ассортименте компании BG есть составы для очистки испарителя (BG 708) и его дезинфекции (BG 709). У итальянской компании MA-FRA есть состав OdorBact Out, с помощью которого также довольно легко можно очистить испаритель. Но не нужно забывать, что подобные составы создают, скорее, профилактический эффект. При сильном загрязнении испарителя поможет только разборка системы.

Незаслуженно забытый ремонт


Отдельного внимания заслуживает тема ремонта автокондиционеров.

«Сегодня это направление практически не развивается, - отмечает технический директор компании «Импакт-Сибирь» Есен Тюлеубеков. -
Традиционный подход продавцов автосервисного оборудования состоит в том, чтобы продать оборудование для заправки кондиционеров. А вот оборудование и технологии ремонта системы кондиционирования на рынке практически не представлены. В этом году мы решили освоить это направление и предложить нашим клиентам необходимый инструмент и консультационную поддержку в организации поста по обслуживанию и ремонту автокондиционеров».



Позиция технического директора компании «Импакт-Сибирь» такова, что для полноценной работы такого поста необходимо научиться не только диагностировать систему и менять хладагент. В идеале надо предлагать полный спектр услуг: диагностику, обслуживание и ремонт.

«Если клиент обращается с жалобой на плохую работу кондиционера, надо выяснить, с чем это связано, - добавляет Е. Тюлеубеков, - причин
некорректной работы автокондиционера очень много. Проблемы возникают и в компрессоре, и в конденсоре, и в фильтре-осушителе, и в датчиках давления, а также в клапанах ТРВ. Эти проблемы не устраняются путем замены хладагента».

По словам технического директора компании «Импакт-Сибирь», у большинства автовладельцев пока нет привычки своевременно обращать внимание на снижение эффективности автокондиционера и на посторонние звуки в его работе. Между тем своевременно выявленные и отремонтированные мелкие неисправности позволяют в будущем избежать дорогостоящего ремонта. Наш собеседник отметил, что стоимость оборудования и инструмента, необходимого для ремонта кондиционеров доступна любому автосервису. Дороже всего стоит автоматическая установка по замене хладагента, которая значительно облегчает работу автослесаря и имеет большое положительное воздействие на клиента. Помимо этой установки, потребуется набор для диагностики утечек хладагента и комплект специнструмента. Максимальный перечень этого инструмента может быть очень большим, поскольку производителей компрессоров на рынке очень много. В список необходимого входит оборудование для разборки и ремонта компрессоров, наборы для снятия подшипников и прижимных пластин. Если выбирать максимальную комплектацию для работы с компрессорами европейских, японских и американских автомобилей, то стоимость такого набора может достигать и 100 000 рублей. Поскольку большинство автосервисов имеет четкую специализацию, в среднем набор инструментов обойдется в сумму около 50 тысяч рублей.

Для бесперебойной работы такого поста (в преддверии сезона) СТО придется закупать определенный набор расходных материалов и запасных частей, чтобы клиенту не приходилось ждать по нескольку дней, пока придут нужные детали.

А вот оборудование для ремонта фреонопроводов можно и не закупать. Сегодня на рынке авторемонта имеется достаточное количество небольших мастерских, которые оказывают услуги по сварке тонких трубопроводов, изготовленных из цветных металлов. Если вы не намерены глубоко специализироваться на ремонте кондиционеров, то эту услугу проще доверить сторонним исполнителям.

Установки для замены хладагента, представленные на сибирском рынке

Серия Texa Konfort Evolution



В серии представлено 5 рабочих станций: Konfort 605E, Konfort 610E, Konfort 610BUS E, Konfort 650E, Konfort 670E. Все установки отличаются современным дизайном, легким управлением и максимально полным спектром выполняемых операций. В комплекте каждой установки имеются высокоточные электронные весы, емкости для хладагента и база заправочных данных. Оператору достаточно лишь выбрать марку, модель, объем двигателя автомобиля и задать «Старт» для программы обслуживания. Помимо диагностического набора функций, о котором уже было сказано в рамках статьи, у этой линейки Texa есть ещё несколько изюминок, которые заслуживают внимания. К примеру, обновление базы данных и программного обеспечения осуществляется через модуль GPRS, с помощью которого можно связаться с сервером TEXA. Кроме того, в комплектацию установки входит специальный промывочный набор ACKF01. Он нужен для внепланового обслуживания кондиционера после повреждения компрессора или других узлов и деталей системы в результате аварии или естественного износа. В этом случае недостаточно просто заменить неисправные компоненты и закачать свежий хладагент. Требуется очистка всей гидравлической цепи системы. Именно поэтому TEXA разработала опциональный промывочный комплект, который можно заказать на все установки Конфорт Эволюшен. Комплект включает очищаемый промывочный сепаратор, съемный нержавеющий фильтр, шланг, комплект адаптеров. Промывка системы позволяет защитить компрессор и ее клапаны от повреждений в результате попадания грязи или посторонних частиц. Также в комплектацию установки входит термопринтер и комплект поиска утечек, включающий в себя упаковку светящегося красителя UV, защитные очки, лампу UV. Детергент для удаления трассирующей краски UV с компонентов системы.


Серия ICS


В модельном ряду этого авторитетного итальянского производителя представлено на сегодняшний день три образца. Два полуавтоматические в разной комплектации и один — полностью автоматический. ISC Silver самостоятельно и последовательно выполняет все операции, не требуя внимания со стороны оператора. Станция оснащена базой данных по заправочным объемам. Оператору необходимо только выполнить подключение, выбрать марку автомобиля и нажать кнопку «Пуск». Установка остановится только в том случае, если в процессе проверки системы на герметичность будет обнаружена утечка. Если циклограмма работ отличается от стандартной, например, требуется только откачать хладагент или заправить кондиционер, то вы можете выбрать ручной режим замены. Небольшим универсальным станциям можно ограничиться покупкой полуавтоматической установки ISC Business Futura. Это установка с ручным управлением, индикацией режимов и звуковой сигнализацией. Она самостоятельно и автоматически выполняет откачку фреона и отделение отработавшего масла. Все остальные операции мастер должен включать и контролировать самостоятельно. Естественно, здесь нет базы данных по заправочным объемам. Необходимое количество масла и хладагента мастер задает вручную.


Установка Кool Кare Blizzard

Установку производит компания Sun Electric. Стенд в автоматическом режиме выполняет полный цикл операций: забор хладагента, тест на герметичность, отделение хладагента от масла, взвешивание расходных материалов, добавление необходимого количества хладагента и закачка его обратно в систему. Установка продается уже со встроенными базами данных. Кроме того, установка позволяет произвести некоторые работы по диагностике, в частности измерить давление в системе кондиционирования, причем как в контуре высокого давления, так и в контуре низкого давления. В этом году в установке стоит обновленная более производительная помпа, которая очень быстро создает вакуум в системе. Установка предлагается в комплекте с набором по обнаружению утечек, состоящим из флуоресцентного геля, очков и специальной лампы.

 

Серия Robinair

Одна из самых распространенных станций, используемых специалистами в Европе для обслуживания кондиционеров. Обладает всеми характеристиками и функциями, которые требуются для обслуживания кондиционеров с хладагентом марки R134a. Установка автоматически управляет отбором и восстановлением фреона, отделением отработанного масла и заправкой хладагента. Она содержит обширную базу заправочных данных для автомобилей, а также встроенный термопринтер, с помощью которого в конце работы распечатывает подробный отчет о результатах каждой стадии обслуживания.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >