+79139857900

Автопром требует развития

13 февраля 2020 в 14:40

Сегодня автомобильная промышленность Российской Федерации оказалась на переломном этапе новейшей истории. Какие приоритеты необходимо расставить для дальнейшего поступательного развития важнейшей отрасли национальной экономики, как повысить долю создаваемой в стране добавленной стоимости в автостроении и степень локализации? Об этом и многих других принципиальных вопросах шла речь на конференции «Автопром-2019»
в декабре в ОАО «АСМ-холдинг». 

 

 

Александр Ковригин, заместитель генерального директора «АСМ-холдинг»

 

Виктория Синичкина,

директор, Консультационные услуги компаниям автомобильной отрасли PwC в России 

 

Дмитрий Корначев, руководитель департамента экономического развития РЭП

 

Андрей Верижников,

директор по развитию «АВТОТОР Холдинг»

 

За два прошедших десятилетия отечественное автомобилестроение кардинально изменилось. Сегодня в стране функционирует более двух десятков новых сборочных производственных площадок. Созданные мощности существенно превышают объем спроса отечественного авторынка. К тому же сегодня в отрасли наметились серьезные диспропорции, которые тормозят ее дальнейший поступательный рост. 

Осторожный оптимизм прогноза 

Вполне закономерно отечественный автопром развивается в тесной взаимосвязи  с отечественным автомобильным рынком. Индикаторами «здоровья» этого рынка является система макроэкономических показателей. 

Виктория Синичкина, директор Консультационные услуги компаниям автомобильной отрасли PwC в России, отметила, что макроэкономические индикаторы, такие как темпы прироста ВВП, индекс потребительских цен, средний номинальный курс валюты, индекс потребительской уверенности, динамика цен на нефть марки Brent демонстрируют стабильность. Но несмотря на признаки стабилизации, рынок легковых автомобилей показывает небольшое снижение. Впрочем, в денежном выражении рынок демонстрирует прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, причем  в рублевом он вырос на 8% – а в валютном – на 6% по причине укрепления рубля и роста средней стоимости автомобилей (данные по первому полугодию 2019, в сравнении с АППГ).

Докладчик назвала факторы, которые как замедляют, так и могут способствовать росту продаж автомобилей. Среди первых – рост цен в результате повышения НДС с 18% до 20%, ухудшение волатильности национальной валюты в случае введения новых санкций, а также ухудшение макроэкономической ситуации, сокращение государственной поддержки автопромышленности. И наоборот, на повышение продаж может повлиять переход авторынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков, девальвации национальной валюты и санкций.

 

 

hyundai_avtotor333

 

 

Нынче вводится новый инвестиционный режим, предусматривающий предоставление льгот и субсидий в обмен на инвестиции в локализацию производства (СПИК - специальный инвестиционный контракт), который окажет существенное влияние на развитие рынка в РФ.

По состоянию на середину 2019 года СПИК 1.0 подписали ведущие автопроизводители: АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, Daimler, Sollers, Группа ГАЗ и др. Но со 2 августа прошлого года вступил в силу СПИК 2.0, который предусматривает изменение механизма предоставления льгот и субсидий.

Дальнейшее развитие рынка, считает эксперт, будет определяться стратегией автопроизводителей в условиях перехода на новый инвестиционный режим. В связи с этим был представлен прогноз развития отечественного авторынка до 2025 года, который несколько удивил. Объем продаж новых автомобилей в 2025 году вырастет до 2,47 тыс. штук, при 7% ежегодном росте. Впрочем, он все равно будет ниже рекордных продаж в 2011-2013 гг. Конечно, такая емкость рынка позволит повысить загрузку производственных мощностей автосборочных заводов ведущих зарубежных автопроизводителей.  

 

 

Не осталось без внимания докладчика и перспективное направление – развитие рынка электромобилей. Продажи электромобилей в Российской Федерации находятся на чрезвычайно низком уровне. По итогам 7 месяцев прошлого года объем рынка электромобилей составил 1914 ед. (188 новых и 1726 подержанных). Рынок электрокаров развивается в отсутствие мер государственной поддержки. Сегодня его доля составляет в общих продажах легковых автомобилей всего 0,14%. Особенность данного сегмента авторынка – 94% проданных электромобилей приходится на подержанные автомобили, подавляющая часть которых продана в Приморском и Хабаровском краях, Иркутской области.

Согласно прогнозу PwC, совокупные продажи электромобилей в РФ будут расти со среднегодовым темпом прироста 30%, а в Москве – до 60%. К 2025 году доля электромобилей в продажах увеличится до 0,6% и достигнет 14,9 тыс. штук на всей территории страны.

В перспективе рост продаж электромобилей будет обусловлен следующими факторами: активной поддержкой продаж со стороны государства, развитием электрозаправочной инфраструктуры, а также техническим прогрессом – снижением стоимости аккумуляторных батарей и адаптации ее режимов под российские климатические условия.

Учитывая стремительный рост рынка электромобилей, участники должны сфокусироваться на определенной стратегии в области двигателей, зарядной инфраструктуры, сегментации рынка, выявлении привлекательных сегментов рынка, определении оптимального продуктового портфеля. Автопроизводители должны определиться в области создания зарядной инфраструктуры. Поскольку развитие зарядной инфраструктуры характеризуется низкими темпами, ряд автопроизводителей самостоятельно инвестируют в электрозаправки. В свою очередь, рынок заправок включает в себя множество процессов («value chain»): энергоснабжение, производство оборудования, строительство, операционное управление, мобильные приложения и др.    

 

 zavod3

 

От стабильного развития зависит успех

Динамичное развитие такой высокотехнологичной отрасли как автостроение может быть обеспечено только при стабильном росте экономических и производственных показателей. При этом, у российского рынка есть огромный потенциал для дальнейшего развития, который обусловлен более низкой плотностью автомобильного парка, в сравнении со странами Европы.

Поэтому стоит задача обеспечения трансфера технологий и развития собственных технологий, дальнейший рост уровня локализации автомобилей. Сегодня выпускаемые автомобили имеют различную степень локализации. В легковом автостроении она варьируется в пределах 30-60%, в грузовом и коммерческом секторе – 60-80%.
О направлениях дальнейшего поступательного развития и приоритетных задачах в своем докладе «Анализ технологических трендов развития российской автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу и формирование системы показателей ее развития» подобно остановился Дмитрий Корначев, руководитель департамента экономического развития РЭП.   Структура российского рынка сегодня благоприятствует для совершения технологического рывка в отрасли. Дмитрий Корначев привел следующие цифры. 85% продаваемых автотранспортных средств собирается на территории Российской Федерации, более 60% выпускаемых в стране иномарок локализованы более чем на 50%. Соответственно, уровень локализации иномарок достиг того уровня, когда необходимо развитие подотрасли (автокомпоненты и блоки) – для более глубокой локализации.

В то же самое время необходимо учитывать и купировать риски и неблагоприятные факторы, которые будут тормозить восстановление рынка. Среди них докладчик называет снижение платежеспособности населения, слабый рост экономики и относительно слабый внутренний спрос, увеличение затрат на содержание транспортного средства, в том числе рост цен на топливо, платность парковочного пространства, распространение сервисов по совместному использованию автомобиля и т.п.

Также необходимо учесть структуру отечественного парка по типу используемого топлива. Более 97% транспортных средств используют автомобильный бензин и дизельное топливо. Несмотря на заявленные программы газомоторизации, лишь 2,36% автомобилей используют природный газ, еще 0,54% – сжиженный газ. На парк электромобилей в общей структуре приходится всего 0,04%. Потому на российском рынке до 2030 года будут преобладать автотранспорт с бензиновыми и дизельными двигателями.   

Сегодня уровень локализации выпускаемых двигателей зарубежных автопроизводителей составляет около 30%. Большая часть автопроизводителей импортируют силовые агрегаты из-за рубежа. В свою очередь создание собственного производства двигателей на территории РФ является нерентабельным. Поэтому, исходя из тенденции мировой интеграции автопроизводителей, развитие отечественного производства силовых агрегатов является возможным решением, однако оно не приведет к технологическому развитию российской автомобильной промышленности.

Агрегатное производство трансмиссий, ходовой части, тормозной системы локализовано на 70%. Производство кузовов и рам, несущего корпуса и шасси имеет самую высокую степень локализации – свыше 80%. Данный сегмент находится в стадии высокого насыщения, российские металлурги полностью закрывают потребность в металле внутреннего рынка.

Докладчик отметил также , что рынок автоэлектроники в России находится в стадии развития, а степень локализации выпуска этих автокомпонентов самая низкая – не превышает 20%. Это относится к системам безопасности, телематике, кузовной электронике, мультимедиа, систем помощи водителю. Примечательно, что у российских производителей имеется серьезный научно-технический задел, а развитие новых технологий, таких как интернет вещей и пр., открывает широкие возможности для создания новых продуктов в незанятых крупными игроками нишах. Поэтому, считает Дмитрий Корначев, развитие локализации данного направления должно стать приоритетным. Поэтому необходимо сформулировать и проработать меры поддержки, позволяющие российским производителям автокомпонентов уверенно занимать высокие категории поставщиков «А», «В», «С». Создание комплексного ПО на базе отечественного «ядра» создаст значительные преимущества в долгосрочной перспективе.

 

Калининградский кластер ставит на локализацию

Одним из примеров, который был представлен на конференции, иллюстрирует, в каком направлении будет развиваться отечественное производство автомобилей зарубежных автопроизводителей.

 

Ковvabригин

 

Андрей Верижников, директор по развитию «АВТОТОР Холдинг», отметил, что производственные мощности калининградского предприятия рассчитаны на выпуск  10 000 коммерческих и грузовых автомобилей в год.

Сегодня здесь освоена широкая модельная линейка корейской грузовой и коммерческой техники Hyundai CV: от легкого класса LCV (полной массой 2,8 – 3,5 т) до седельных тягачей. Это модели Hyundai HD35, HD65/78, Mighty, HD120/210. Также производится  тягач Hyundai XCient. На базе автомобильных шасси выпускается большая линейка специальных коммерческих автомобилей с различными надстройками. Освоено производство автомобиля с КМУ, эвакуатора, подъемника, цистерны, бункеровоза, мусоровоза и т.д. В ближайшей перспективе будет освоен выпуск автобетоносмесителя, автокрана, медицинского автомобиля.

Вторая модельная линейка представляет грузовую технику Ford Cargo, в том числе седельный тягач Ford F-Max. Согласно производственному плану 2019 года, завод выпустил 1670 единиц коммерческой техники.

Поставлена задача превратить «Автотор Холдинг» в полноценное автомобильное производство с высокой локализацией.  На предприятии работают: участок изготовления рам, участок подсборки агрегатов, линия по сборке кабин, линия по сборке шасси и линия сборки автомобилей. На предприятии налажена сварка и окраска кабины, устанавливаются колесные диски и шины отечественного производства, надстройки, блок Эра-Глонасс, топливный бак, зеркала заднего вида, подкрылки и брызговики. Но в целом,  локализация выпускаемой коммерческой техники все же низкая.

В производственных планах на период 2020-2028 гг предусматривается увеличение доли использования локальных автокомпонентов, а также строительство двух производственных корпусов - корпус сварки для размещения 5 сварочных линий площадью более 7 тыс. кв.м и корпус окраски кабин и рам, которые будут интегрированы в производственный цикл предприятия. 

Планируются поставки на конвейер отечественных автокомпонентов, таких как автосветотехника, электропроводка, комплекты сидений, фары головного света, остекление кабины. Также отечественного происхождения будут более сложные узлы. Например, амортизаторы передней и задних подвесок, система топливоподачи, радиатор и различные системы охлаждения, система выпуска и др.

В июне 2019 года был подписан специнвестконтракт (СПИК) между «Автотором», Минпромторгом РФ и правительством Калининградской области сроком на 10 лет. Инвестиции будут направлены на модернизацию и создание нового промышленного производства, освоение новой продукции, создание инжинирингового, IT и учебного центра, инженерной инфраструктуры. Также в рамках СПИК «Автотор» приступил к опытным поисковым инжиниринговым проработкам в отношении потенциального производства инновационных автомобилей – гибридных, с электроприводом, газомоторного транспорта на компримированном и сжиженном природном газе. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >