+79139857900

Авторынок не нажал на тормоз

11 февраля 2019 в 16:51

В Российской Федерации второй год подряд наблюдается стабильное восстановление автомобильного рынка. Рост продаж новых автомобилей в 2018 году составил 12,8%. Это на один процентный пункт больше, чем годом ранее. Наш корреспондент разбирался, почему по прогнозу в текущем году авторынок замедлит рост и какие весомые структурные изменениях происходят на наших глазах. 

 

transervice_01_2019_cmyk-25  

 

В прошлом году российский и мировой автомобильные рынки вошли в противофазу. Если отечественный авторынок уже два года стабильно растет, то мировой рынок вошел в  депрессию. По итогам 2018 года мировые продажи снизились на 0,5% по сравнению с предыдущим годом и составили 94 млн 791 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Такой отрицательный результат зафиксирован впервые с 2009 года. Мировым автомобильным лидером уже несколько лет является Китайская Народная Республика, где было реализовано 27 млн 732 тыс. машин. В Поднебесной спад продаж за  прошлый год составил 3%. В США рынок оказался стабильным (рост +0,6%): за год на крупнейшем рынке Западного полушария было продано 17 млн 292 тыс. автомобилей. Нулевая динамика была и в Западной Европе, где суммарно реализовано 16 млн 153 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Японский рынок тоже показал небольшой рост – 5 млн 203 тыс. авто (+0,8%). Показатель  Канады – 2 млн автомобилей, спад составил 1,2%. По данным статистики, авторынок Южной Кореи в прошлом году составил 1 млн 807 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, и эта цифра оказалась близка к результатам отечественного авторынка.

В Российской Федерации официальные дилеры сумели продать 1 млн 801 тыс. машин, а это менее 1,9% мировых продаж. Но несмотря на мизерную разницу, необходимо отметить, что на юге Корейского полуострова проживает 38 млн человек, а на территории Российской Федерации более чем на сотню миллионов больше.  Действительно, чтобы наша страна занимала соответствующее место не только на автомобильной карте мира, необходим серьезный прорыв, и не только в автомобильной отрасли, но и во всей экономике.

Автомобильный рынок дает только опосредованный срез состояния экономики. Получается «замкнутый круг». Невысокий уровень продаж на автомобильном рынке не позволяет серьезно заниматься локализацией автомобильного производства, а это, в свою очередь, не позволяет раскрываться синергии, в которой  автомобилестроение играет роль «локомотива», который вытягивает за собой целый «состав» из разных отраслей производства. В Южной Корее смогли разорвать этот круг, сделав серьезный упор на экспорт и завоевание зарубежных рынков. Впрочем, это тема другого серьезного разговора. 

 

transervice_01_2019_cmyk-25апт

 

Динамика и рынок        

В новейшую историю отечественный рынок испытывал резкое падение дважды. Первый раз это произошло в 2009 году. Тогда кризис был вызван проблемами в США и охватил подавляющее большинство стран мира. Тот кризис заставил поволноваться многих участников. Например, серьезные проблемы возникли у крупнейшего американского автопроизводителя General Motors и его европейского подразделения Opel, генерировавшего серьезные убытки, что отражалось на финансовом состоянии всего гиганта. Впрочем, оказанная автопроизводителю поддержка помогла ему остаться на плаву.

Впрочем, уже на следующий год началось быстрое восстановление как зарубежных рынков, так и отечественного авторынка. Потребовался небольшой период, фактически в один год, и объемы продаж быстро достигли докризисного уровня. А уже в 2012 году авторынок в РФ поставил рекорд. Второй раз в новейшую историю падение было более затяжным. Спад растянулся на три года - 2014-2016 гг. (диаграмма 1)

Сегодня наблюдаемое восстановление авторынка в Российской Федерации происходит не так динамично, как в прошлый посткризисный период. Фактически за прошедшие два года роста не были достигнуты результаты 2014 года, с которого начался спад. Впрочем, если поставить задачу по достижению уровня четырехлетней давности, необходимо увеличить продажи на четверть от нынешнего. С позиций сегодняшнего дня - это трудновыполнимая задача. На нее может уйти не один год.

Вернемся к показателям прошлого года. По объемам продаж новых автомобилей каждый месяц 2018 года превосходил аналогичный в 2017 году. Происходило это не из-за того, что ситуация на рынке становилась лучше - например, снижались цены или же появлялись новые недорогие модели, а потому, что россияне готовились к худшему, в том числе к дальнейшему  подорожанию автомобилей. Скачки доллара на валютном рынке показывали, как нестабильна ситуация в стране и на авторынке.

Впрочем, рост  на 12,8% в 2018 году несколько необычен, поскольку статистика не фиксировала роста денежных доходов населения, как это происходило в посткризисные 2010-2011 гг.

На макроэкономическую ситуацию повилял и такой фундаментальный фактор, как мировые цены на нефть. Напомним, что специалисты авторынка отмечают теснейшую зависимость объема продаж автомобилей от данного показателя. В прошлом году цена на нефть была выше $70. Но в самом конце года произошла корректировка и цена стала колебаться возле уровня $60.

Таким образом, мировые цены на нефть, ожидание роста цен в автосалонах и конечно же отложенный спрос сыграли свою роль в восстановлении отечественного авторынка.

 

transervice_01_2019_cmyk-26

 

Прогноз благоприятный? 

Впрочем, пока ситуация не настолько стабильна, чтобы на 100% быть уверенным в положительных трендах ближайшей и дальней перспективы. Любой фактор может повлиять как в ту, так и в другую сторону.

Но на этот раз оптимистический прогноз дал ни кто иной как Комитет автопроизводителей АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса). В прошлом году его председатель Йорг Шрайбер отказался давать сколь-нибудь внятный прогноз в начале года. Он объяснил это высокой неопределенностью ситуации в РФ и указывал, что существует много факторов, воздействие которых на ведение бизнеса сложно оценить. Но в начале уже этого года Комитет автопроизводителей обнародовал следующий прогноз:  «Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 миллиона единиц, что на 3,6 % больше, чем в прошлом году», - сказал Йорг Шрайбер. 

Аналитики рынка указывают, что рост цен на автомобили станет тормозящим фактором, сдерживающим увеличение объемов продаж, наряду с ростом НДС. Поэтому они видят рост не таким существенным, как в прошлом году. Практически все из них говорят о замедлении динамики. Чаще всего в них фигурирует рост на 4-5%, в сравнении с 2018 годом. И если не произойдет ничего сверхординарного, то 2019 год станет третьим годом подряд восстановительного роста отечественного авторынка. Кстати, пока никто не осмелился заглянуть за годовой горизонт.

 

transervice_01_2019_cmyk-27

 

Структура автомобильного рынка за 10 лет 

За годы кризиса сегодня отечественный  авторынок, начавший «вставать с колен», сильно изменился. Это можно проиллюстрировать разными примерами.

Например, сильно сократились  представленные в РФ модельные ряды многих  автомобильных брендов. Если в предыдущие годы на авторынке РФ работали свыше 60 автопроизводителей, то сегодня их число сократилось до 50, а количество моделей – с 460 до 330. В принципе, обеднение модельных рядов в салонах официальных дилеров – вполне закономерный процесс. Это касается большого количества импортных моделей, объемы продаж которых не покрывают затрат на их логистику, транспортировку, рекламу. Поэтому дистрибьюторы в первую очередь стараются избавиться именно от таких убыточных моделей. Но когда тренды разворачиваются на 180 градусов и рост продаж сулит повышенный интерес покупателей, некоторые модели могут вернуться на рынок. Красноречивым примером стал возврат в прошлом году на российский рынок Volkswagen Golf, имеющий титул самого популярного автомобиля в Европе. Но большинство автопроизводителей не спешат, ведь на полностью не  восстановившемся российском рынке есть риск убытков.

Сегодня отечественный авторынок состоит из трех больших сегментов (диаграмма2). Наибольший из них представлен иномарками российской сборки (64,1%). Вторым по величине является сегмент российских брендов (22,3%). И наименьшим (13,6%) на сегодня стал импортный сегмент. На самом деле в течение последнего десятилетия именно данный сегмент рынка уменьшался как в абсолютном, так и относительном измерении. Причины данного явления понятны: правительство РФ и профильные министерства провели титаническую работу по привлечению на территорию страны большого числа зарубежных автопроизводителей, которые фактически создали новую отрасль индустрии. В результате, импорт был замещен локальным производством. Сегодня в ТОП-25 российского авторынка нет ни одной импортной модели. Все бестселлеры отечественного авторынка производятся на сборочных предприятиях в РФ. Самая популярная импортная модель Toyota LC Prado занимает лишь 29 место в топ-рейтинге 2018 года.

Наряду с резким снижением импортного сегмента наблюдаются глубинные изменения в структуре рынка по классам и типам автомобилей. И если за один год данные  изменения фактически нельзя зафиксировать, то за более длительный период времени они не ускользают от взгляда исследователей.  

Еще 10 лет назад образ мышления отечественного автолюбителя формировался под воздействием модельного ряда импортируемых в страну подержанных автомобилей. Как известно, в странах Европы, откуда шел данный поток машин, ведущим на рынке является размерный класс С, или гольф-класс. На втором месте на европейском рынке  - размерный класс автомобилей В. А поскольку 10 лет назад на российском рынке существенная часть автомобилей формировалась ввозом новых импортных моделей, то не должно удивлять доминирование на российском рынке новых автомобилей размерного класса С, с долей в 40,8%. Среди иномарок бестселлером тогда был Ford Focus-II, который уже встал на конвейер завода в Ленинградской области. А среди импортируемых автомобилей – лучше всего продавались Mitsubishi Lancer, Toyota Corolla, Skoda Octavia и другие модели.

Но вот за прошедшие 10 лет автомобили В-класса («бюджетные иномарки»)  весьма серьезно потеснили соседний С-класс. Сегодня в ТОП-25 российского рынка присутствует только одна модель из размерного класса С – Skoda Octavia. Следующее поколение легендарного Ford Focus откатилось на 35 место в топ-листе отечественного авторынка-2018. Другой бывший бестселлер - Mitsubishi Lancer снят с производства. Некогда популярная Toyota Corolla занимает 49 строчку рейтинга, а Volkswagen Jetta замыкает список ТОП-60.   

Сегодня на класс В приходится более 37% отечественного рынка. При этом следует отметить, что «формула успеха» таких бюджетных иномарок включает обязательно пункт об их локальном производстве. Импортируемые очень неплохие французские модели Peugeot 301 и Citroen Elysee потерпели полное фиаско на авторынке РФ. Они производились на испанском заводе PSA и не выдержали конкуренцию в части цены.

Сегмент «бюджетных иномарок» в 2008 году фактически был представлен только Renault Logan. Другие автопроизводители еще не разработали свои будущие бестселлеры, которые появились позже и сразу оттеснили автомобили гольф-класса. Сегодня в топ-листе российского рынка верхние строчки занимают бюджетные иномарки, поскольку  именно этот класс автомобилей пришелся по вкусу и возможностям российским автолюбителям. Автомобили по габаритам несущественно меньше, чем класс С, но цена более приемлема для небогатого отечественного покупателя.

Еще один тренд, который существенно переформатировал отечественный авторынок, — практически «взрывной» рост интереса к автомобилям класса SUV. Если за 10 лет сегмент автомобилей B-класса вырос всего на 10 процентных пунктов, то класс кроссоверов и внедорожников – более чем вдвое. И те автопроизводители, которые уловили данный тренд, сегодня пожинают плоды. Похоже, что нынешняя доля автомобилей класса SUV (43,6%) не предел, поскольку уже в обозримом будущем на них может приходиться половина продаж. Пока суровые условия эксплуатации автомобиля даже в крупных городах страны не снимают актуальность повышенного клиренса с повестки автолюбителя.

В прошлом году продано 729,8 тыс. кроссоверов, рост составил 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). Объем продаж автомобилей класса В составил 623,3 тыс. штук, рост 6,1% к АППГ. Реализация автомобилей С-класса превысила 111 тыс. единиц.

«Лидеры автомобильного рынка РФ 

Продажи только трех автомобилей смогли пробить символический уровень в 100 тысяч. Напомним, что в прошлом году ни одна модель не смогла получить статус «стотысячника». В 2018 году впервые лидером отечественного рынка стала отечественная модель Lada Vesta (108,3 тыс.). Автомобиль показал впечатляющий рост (+40,2% к АППГ). На втором месте по объемам продаж другой отечественный автомобиль – Lada Granta (106,3 тыс. шт., рост 13,5%). Замыкает лидерскую тройку корейский бестселлер KIA Rio (100,1 тыс.шт., +3,6%).

Cамым популярным кроссовером в России вновь стал Hyundai Creta (67, 6 тыс. шт.; +22, 2%). На втором месте в классе SUV прежний лидер - Renault Duster (41,4 тыс.шт.). Но он демонстрирует отрицательную динамику (- 5,5%). Проведенное обновление сказалось на рыночном росте Volkswagen Tiguan (33,5 тыс. шт., +21,2%). 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >