+79139857900

"Бочки" для опасных грузов

13 сентября 2010 в 08:55
Автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов, ядовитых веществ пользуются стабильным спросом. Какими бы сложными ни были рыночные обстоятельства, доставка топлива требуется всегда. Российские производители автоцистерн за последние годы сумели существенно продвинуться в технологическом плане и сегодня предлагают транспортникам вполне конкурентоспособную продукцию для транспортировки огнеопасных грузов. 

Эксперты статьи:

Александр Кустов,   заместитель 
 начальника отдела маркетинга и рекламы ОАО «Завод ГРАЗ» (Нижний Новгород) 
Сергей Фирсов,   начальник отд 
ела маркетинга ЗАО ЭРМЗ (Ржев) 

Рынок после кризиса

На сегодняшний день в России насчитывается порядка полутора десятков производителей цистерн для опасных грузов, которые занимают хоть сколько-нибудь значительную долю рынка. По оценкам аналитиков завода ГРАЗ, картина на российском рынке на конец 2009-начало 2010 года выглядела следующим образом. Безусловными лидерами по данным на конец 2009 года были два российских предприятия – ОАО ГРАЗ и ЗАО НЕФАЗ, которые  занимали 28% и 25,4% рынка цистерн, соответственно. Остальные предприятия довольствуются существенно меньшей долей рынка. Непосредственно за двойкой лидеров идет ЗАО ТРАСТ, который занимает 6,8% рынка. Несколько меньше – 6,2%, имеет завод «Энергомаш»; ООО «Строммашина» и завод «Старт» занимают по 5,4%,  завод «Бецема» - 4%. Доля остальных предприятий не превышает 2,5%.
Хотя автоцистерны для перевозки опасных грузов всегда пользовались спросом и будут востребованы всегда, кризис не обошел стороной и этот сегмент рынка. Как и прочие предприятия, производители цистерн сполна вкусили сомнительные плоды кризиса, и далеко не всем удалось перешагнуть через эту пропасть. Это в равной мере касается как лидеров рынка, так и небольших независимых производителей. 

[«2009 год, год разгара кризиса, запомнился прежде всего огромным, невиданным спадом продаж, - рассказывает заместитель начальника отдела маркетинга и рекламы ОАО «Завод ГРАЗ» (Нижний Новгород) Александр Кустов. 
Мы никогда, -  продолжил он, - не жаловались на недостаток заказов, но в момент пика кризиса их количество, а следовательно, и производство, упало на 50%. И это еще не так много, если смотреть на отрасль в целом, ведь у других предприятий производство сократилось в три-пять раз по сравнению с 2008 годом». ]

О том же говорит и начальник отдела маркетинга ЗАО ЭРМЗ (Ржев) Сергей Фирсов, по словам которого в 2009 году продажи цистерн упали в пять раз, а на данный момент – вдвое против показателей 2008 года. 
 

Выжили сильные

Естественно, производители не сидели, сложа руки, в ожидании, когда все наладится само собой. Вот только ресурсы, которые они могли бросить на выживание, были разными. Легче всего преодоление кризиса далось крупным холдингам, таким как ГРАЗ или НЕФАЗ. Отлаженные экономические связи позволили сохранить достаточное число покупателей, что само по себе очень важно. Вторым преимуществом крупных заводов стал доступ к кредитным средствам. 
[«Не секрет, что проблемы многих предприятий были связаны именно с тем, что российские банки практически прекратили кредитование отечественного производителя. В частности, нашему предприятию не удалось получить кредит, пришлось выживать за счет внутренних резервов, так что теперь, когда кризис утих, оборотных средств у нас практически не осталось», - пояснил Сергей Фирсов. ]
Впрочем, дело не только в деньгах. Большую роль сыграла и политика, проводившаяся заводами непосредственно перед кризисом. По словам Александра Кустова, одним из главных факторов, которые позволили удержаться ГРАЗу, было полное технологическое перевооружение, которое завод успел закончить до того, как начался кризис. В настоящее время, говорит Александр Кустов, ГРАЗ является одним из самых хорошо и современно оснащенных заводов не только в России, но и в Европе вообще. Тем, кто не имел таких резервов, пришлось искать свои пути к спасению. Так, завод ЭРМЗ вынужден был практически свернуть производство цистерн. Взамен, по словам Сергея Фирсова, предприятие пошло на широкую кооперацию с другими заводами с целью освоить выпуск новой продукции. В частности, ЭРМЗ начал выпускать широкую гамму изделий для вагоностроительных заводов, а также различных металлоконструкций. Только за счет  такого «перепрофилирования» предприятию удалось выжить. Сегодня ржевское предприятие возвращается к производству цистерн, поскольку спрос на них снова растёт.

Спрос и предложение

Если же говорить о ситуации на рынке автоцистерн для опасных грузов, то худшее уже позади. Крупные предприятия, меньше пострадавшие от кризиса, во многом восстановили свои позиции. К примеру, завод ГРАЗ уже сейчас вплотную подошел к докризисным показателям. По утверждению Александра Кустова, на сегодняшний момент он составляет 75% от показателей 2008 года. Завод ЭРМЗ, по словам Сергея Фирсова, также значительно улучшил показатели производства, хотя по сравнению с 2008 годом оно сократилось на 50%. Но сегодня, по общему мнению, спрос на цистерны снова растет, так что можно ожидать дальнейшего улучшения показателей. С другой стороны, необходимо помнить, что на показатели продаж может оказывать большое влияние сезонность товара. 
[«Наибольший процент продаж приходился всегда на три времени года: на сезон посевной, когда технике нужно много топлива, на сезон уборочной и на декабрь, так как в конце года муниципальные и государственные предприятия стремятся максимально освоить оставшиеся бюджетные средства. Тем не менее, рост производства – это объективный факт. Даже если делать скидку на сезонность, нижняя точка кризиса давно пройдена и впереди вполне можно ожидать постепенного роста.»]

Технологии производства: есть ли отставание?

Готовы ли наши производители на равных конкурировать с цистернами зарубежного производства? Вопрос довольно острый. По общему мнению, до уровня импортных аналогов российские цистерны пока не дотягивают. Сергей Фирсов (ЭРМЗ) считает, что пока что ни о каком, хотя бы примерном равенстве технических характеристик зарубежной и отечественной продукции говорить не приходится. 
[«Для того чтобы выпускать цистерны европейского уровня, нужны современные аппараты для лазерной резки, прессы, многое другое, а провести перевооружение кризис помешал. Так что пока о полноценной конкуренции вопрос не стоит», - пояснил он. ]
Иначе смотрит на эту проблему специалист завода ГРАЗ. По мнению Александра Кустова, если не все, то по крайней мере некоторые российские заводы производят вполне конкурентоспособную продукцию: 
[«До уровня импортных цистерн мы пока не дотягиваем. Но отставание сегодня минимально, и оно лежит в той плоскости, которая не является жизненно важной для цистерны. Грубо говоря, мы больше работаем над функциональностью изделия и меньше уделяем внимания удобству водителя». ]

Новинки модельного ряда

Несмотря на последствия кризиса, большинство российских производителей автоцистерн для опасных грузов стараются регулярно обновлять модельный ряд своей продукции. 

Несколько новинок появилось у ГРАЗа. Первым делом упомянем топливозаправщик АТЗ-36137-11 на базе HYUNDAI HD-78. Машина предназначена для транспортировки, кратковременного хранения и выдачи светлых нефтепродуктов. Корпус цистерны объемом 4,9 м3 выполнен в виде горизонтального резервуара с внутренними ребрами жесткости (волнорезами) плосковыгнутой формы, которые усиливают надежность всей конструкции цистерны и препятствуют возникновению гидроударов. Полная масса машины составляет 7,5 тонны. 

Еще одна новинка – автоцистерна АЦ-15S. Предназначена она для транспортировки светлых нефтепродуктов. Полная масса составляет 24 тонны. В комплект входят дыхательные клапаны в каждый отсек, два огнетушителя, алюминиевая площадка для обслуживания, экологический короб для предотвращения пролива. В производстве цистерны широко применяются комплектующие зарубежного, в основном немецкого, производства. Стоит отметить, что в сечении корпус цистерны представляет собой не круг, а прямоугольник. В отличие от многих других, прежде всего иностранных, производителей, ГРАЗ производит широкую гамму цистерн с чемоданным сечением. На это, по словам Александра Кустова, есть свои причины. Центр тяжести таких цистерн ниже, чем у круглых, а следовательно, и лучшая устойчивость. Круглые цистерны менее подвержены деформации при опрокидывании, но вероятность такого опрокидывания у них выше. Они предназначены, прежде всего, для дорог с ровным покрытием, что в России встречается не так часто. 

Производят на ГРАЗе и цистерны из медно-алюминиевого сплава. В 2009 году на рынке появился 28-кубовый трехосный полуприцеп с цистерной ППЦ-96222-012. Выбор алюминия в качестве материала позволил снизить общую массу цистерны, практически не теряя в прочности конструкции. При этом за счет большей длины цистерны удалось уменьшить ее высоту, что положительно сказывается на балансировке.

Старается не отстать и НЕФАз, который анонсировал в 2009 году  алюминиевую цистерну НЕФАЗ-96893. Это цистрена круглого сечения, которая устанавливается на шасси трехосного полуприцепа. В конструкции шасси использована пневмоподвеска, а одна из осей является подъемной. Особенностью конструкции также является деление корпуса на четыре независимых отсека, общей вместимостью 38 тыс. литров. 

Новинки появились и в арсенале других компаний. ЗАО «Капри» приступило к выпуску стальных прицепов для перевозки топлива на осях SAF, BPW  и ТОНАРа. Вместимость, в зависимости от модификации, колеблется в пределах 15-17 тыс. литров. 

Челябинский «Энергомаш» в 2009 году вывел на рынок серию новых топливных автоцистерн. Было освоено производство новой модели вместимостью 22 тыс. литров. В качестве шасси можно использовать КАМАЗ и Dongfeng. Кроме того, компания начала выпуск полуприцепов-цистерн ППЦ-25 и ППЦ-30, вместимостью 25 и 30 тыс. л., соответственно.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >