Сегодня крупнейшие производители грузовой и коммерческой техники неожиданно «открыли» для себя пустующую рыночную нишу. Когда-то ее занимали самые массово производившиеся в СССР грузовики ЗИЛ-130 и ГАЗ-53.
Однако сегодня в ней доминируют зарубежные автопроизводители, (в основном из стран Дальнего Востока). КАМАЗ, Группа ГАЗ и белорусский МАЗ намерены кардинально изменить данный сегмент авторынка.
Куда заведет Компас от КАМАЗа
КАМАЗ входит в средне- и малотоннажный сегменты с новой модельной линейкой семейства Компас, которая будет включать грузовые автомобили полной массой от 3,5 до 12 тонн. Фактически новая модельная линейка КАМАЗа будет конкурировать с нижегородскими автомобилями: Газель Next, Валдай Next и Газон Next.
Зачем отечественному автогиганту понадобилась такая диверсификация? Рыночный сегмент автомобилей полной массой от 12 до 40 тонн, в которой сегодня КАМАЗ является №1, имеет ограниченную емкость. Продажи отечественного автопроизводителя в последние несколько лет стабилизировались на уровне 35-45 тысяч грузовиков в год. Ограничивать рамками традиционного сегмента на КАМАЗе не хотят. Рынок коммерческой и грузовой техники как таковой значительно шире - от машин полной массой 3,5 т и до карьерных монстров 650 тонн. Это и стало побудительным мотивом для начала работ по автомобилям средне- и малотоннажного класса, поскольку в будущем это позволит нарастить выручку компании. Вторая причина заключается в том, что российский авторынок чрезвычайно волатилен, а затем отличается резким падением спроса и восстановлением. Поэтому присутствие в дополнительных сегментах делает автопроизводителя устойчивее в кризисные периоды. Производить автомобили в разных сегментах позволит им сохранять устойчивость бизнеса.
Первым был представлен автомобиль Компас 9. Это абсолютно новый автомобиль, не имеющий отношения к традиционной технике КАМАЗа. Работа над ним и в целом над новым семейством камазовских грузовиков идет вместе с китайскими партнерами. Партнером в создании новой машины выступил JAC Motors. Вся компонентная база семейства автомобилей новая! Рама автомобиля, передняя ось, ведущий мост и кабина – от китайского автомобиля JAC.
Такой путь был избран, с одной стороны ради сокращения срока разработки машины и ее постановки в производство, а с другой – такова политика снижения инвестиционных рисков. Продукт для КАМАЗа новый, всегда что-то может пойти не так как задумывалось на начальном этапе. Разработка с нуля потребовала бы от компании огромных сил и средств, а ситуация на рынке в наши времена плохо поддается прогнозам. Поэтому, развития новой линейки среднетоннажников, как отмечают на камском автогиганте, избрана «осторожная» бизнес-модель. Она позволит минимизировать риски.
Следом за автомобилем Компас-9 полной массой 9500 кг, будет представлена машина Компас 12 полной массой 11800 кг. Что немаловажно, ни одна модель семейства не попадает под действие системы взимания платы «Платон», что дает дополнительные бонусы перевозчикам.
Разумеется, у младших моделей Компаса-3 и Компас-5 будут разные шасси, отличные от старших моделей Компас-9 и Компас-12. Но кабина будет единая для всего семейства. Принято принципиальное решение, что на всех автомобилях семейства будет устанавливаться китайская кабина JAC N-Series, которые на КАМАЗ будут приходить уже собранными и в готовом виде.
Под кабиной Компас-9, которая имеет два исполнения (короткая и со спальным местом), хорошо известный отечественным перевозчикам дизельный двигатель Cummins ISF объемом 3,8 л, выдающий мощность 152 л.с и крутящий момент 490 Нм. Трансмиссия – 6-ступенчатая МКП. Колесная база нового среднетоннажника - 3365 мм. Длина устанавливаемой платформы – 4200 мм.
Если же в ближайшие 2-3 года модельная линейка Компас хорошо зарекомендует себя на российском рынке, будет принято решение об увеличении инвестиций в проект. В частности, будет освоен выпуск собственных крупных узлов – кабины, двигателя, мостов и других агрегатов и узлов.
Локализация в любом случае необходима, поскольку она дает возможность получения компенсации утилизационного сбора. Программа до 2028 года предусматривает замену на отечественные не менее 50% ключевых компонентов автомобиля, и подготовительная работа уже началась.
На КАМАЗе определили, что рубеж в 5 тысяч среднетоннажников в год семейства Компас даст повод задуматься о большом конвейере. Сегодня установочные партии автомобилей собирают на отдельном компактном конвейере, в день выпускают по 2-3 машины. Часть из них уже передана заводам-изготовителям спецтехники для установки надстроек.
Неполная линейка Группы ГАЗ
Президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин так отреагировал на появление в модельной линейке автопроизводителя нового автомобиля Валдай Next грузоподъемностью 3 тонны. Он заявил: «Выпуск новой модели позволит завершить формирование полной линейки грузовых автомобилей полной массой от 2,8 до 12 тонн».
В этом случае уместно вспомнить, что еще недавно в состав Группы ГАЗ входил Автозавод «Урал», расположенный в городе Миассе (Челябинская обл.). С этим активом вполне возможно было сформировать практически полную линейку коммерческих и грузовых автомобилей. Как известно, уральское предприятие специализируется на выпуске вседорожных грузовиков. Однако в последние несколько лет на нем был задан курс на создание капотных грузовых автомобилей дорожного семейства Урал Next, включая самосвалы грузоподъемностью 15,6 т для перевозки насыпных и навалочных грузов, седельных тягачей с полной массой автопоезда до 62 т и шасси под установку спецтехники. Сегодня также на автозаводе «Урал» ведутся работы по постановке на конвейер нового семейства бескапотных трехосных строительных самосвалов полной массой 26 и 35 т. В планах создание 4-осного бескапотного самосвала Урал полной массой 41 т.
Но три года назад Группа ГАЗ оказалась в санкционных списках Минфина США. Тогда же было принято решение «спасти» ряд ключевых активов группы, имеющих стратегическое значение для экономики страны. Все произошло еще в 2018 году, когда были начаты переговоры между владельцами Группы ГАЗ и «Объединенной машиностроительной группой» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева. Позднее была заключена сделка по приобретению у Группы ГАЗ автозавода «Урал» (г.Миасс). Также ОМГ получила долю в Ярославском моторном заводе, двигателями которого оснащаются грузовики и вездеходы марки Урал, а также коммерческие и грузовые автомобили ГАЗа, автобусы Павловского, Ликинского и Курганского заводов. Кроме того, к ОМГ отошли и другие непрофильные активы: ООО «РМ-Терекс»(управляет предприятиями «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Брянский арсенал», «Заволжский завод гусеничных тягачей»). К ОМЗ отошло 47,2% акция ярославского предприятии, примерно такой же пакет остался у Группы ГАЗ. Эту информацию мы приводим для того, чтобы показать, что интересы Группы ГАЗ теперь сконцентрированы в классе легких коммерческих автомобилей и среднетоннажных грузовиков. С одной стороны, это сужает рыночную нишу, в которой мог бы развернуться нижегородский автопроизводитель. Но, с другой стороны, концентрация сил и средств на этом сегменте, позволит, не распыляя усилия сосредоточиться на улучшении качества и потребительских свойств выпускаемой техники.
ГАЗ наполнится Валдаем
Появление нового среднетоннажного автомобиля Валдай Next в линейке Группы ГАЗ запоздало на несколько лет. Выступая на прошедшей в сентябре выставке Comtrans 2021, Вадим Сорокин обусловил это тем, что старшая модель линейки Газон Next стартовал так мощно, что фактически «перекрыл» рынок газовскому же Валдаю. Поэтому пришлось создавать новый бескапотный Валдай с китайской кабиной, который концептуально уже иной, подчеркнуто более городской коммерческий автомобиль.
Сегодня у таких автомобилей основная задача – доставка продуктов в сетевые магазины, наподобие «Пятерочки», «Магнита» и прочих торговых точек формата магазинов около дома. Рынок таких доставочных автомобилей в Российской Федерации оказался заполнен в первую очередь японскими и корейскими машинами марок Hyundai, Isuzu, Hino, Fuso, а также китайскими Foton и JAC.
Идея создать им конкурента появилась у газовцев давно. Она вполне логична. В модельном ряду Группы ГАЗ есть незаполненная ниша между коммерческим автомобилем Газель Next, имеющим полную массу 3,5 либо 4,6 т, и старшей моделью Газон Next с полной массой 8,6 т. Таким образом, потребовалось создать автомобиль более грузоподъемный чем обычная Газель Next. При этом по паспорту полная масса Валдая Next составляет 6,7 т, а грузоподъемность – 3700 кг.
Но поскольку этот автомобиль для городских перевозок должен быть более компактным и маневренным, то унифицированная газовская кабина к нему бы не подошла. И еще одно изначальное условие: емкость рынка развозных городских фургонов данного класса ограничена. Называют цифру порядка
6 000 автомобилей в год. Поэтому начинать «с нуля» проектирование нового автомобиля с собственной кабиной невыгодно.
Специалисты Группы ГАЗ начали искать партнера. Наилучшим образом под заданные условия подходила кабина самого последнего поколения китайского автомобиля Foton. В этом нет ничего удивительного. На заводе в Нижнем Новгороде было принято решение покупать готовые кабины, которые в свою очередь были адаптированы под шасси собственной разработки.
Применение бескапотной компоновки позволило увеличить на 800 мм длину грузового пространства и обеспечило оптимальное для городского коммерческого автомобиля сочетание большого объема кузова и высокой маневренности. Сегодня на конвейер ГАЗа кабина приходит из Китая целиком, вместе со всем содержимым.
Пришлось стыковывать фотоновскую кабину с газоновской рамой. То есть, с точки зрения ходовой части Валдай Next представляет собой непривычное, но удобное в эксплуатации сочетание: высокая несущая способность и надежность шасси, благодаря применению агрегатов старшей модели Газон Next полной массой 8,7 т. То есть шасси изначально рассчитано на более тяжелый груз. Дело в том, что перевозчики часто работают с перегрузом, что учтено в конструкции отечественного автомобиля изначально. И это удачное решение.
Конечно, в шасси внесены изменения и оно не полностью идентично как у старшей модели Газон Next. Передняя часть рамы другая, балка передней оси от старого Валдая, изменена подвеска. Рессоры заделаны в сайлентблоки, которые на испытаниях прошли более 300 000 км.
Базовый двигатель хорошо знаком по младшей модели Газель Next. Это Cummins ISF 2.8. Но он развивает мощность 130 л.с., а не 150 л.с. как на Газели Создатели хотя и уменьшили мощностные характеристики, но подняли крутящий момент.
Главный козырь нового Валдая Next - насыщенная базовая комплектация. То, что у конкурентов предлагается опционально, у грузовика из Нижнего есть по умолчанию. К слову, новинка оснащена фирменной заводской телематикой GAZ Connect.
Вопрос локализации автомобиля достаточно сложный. Правда, на Горьковском автозаводе решились на сварку и окраску кабины для Валдая.
В самых ближайших перспективах новая модификация Валдая Next с перекалиброванным под больший крутящий момент мотором и полной массой, увеличенной до 7,5 т (плюс 790 кг к текущей версии). Двигатель тут уже не Cummins 2.8, a Foton 2.5, крутящий момент выше, 420 Нм. В перспективных планах создание на шасси Валдая линейки спецтехники – мусоровоза, эвакуатора с длиной платформы 8240 мм и грузовик с крано-манипуляторной установкой Palfinger PK6500A c вылетом стрелы 7,5 м и грузоподъемностью 3200 кг
Белорусский ответ
Большая часть продукции, выпускаемой Минским автозаводом, идет на экспортные рынки. В Таможенном Союзе, куда входят РФ, Республика Беларусь и Казахстан, минский автопроизводитель первым проторил путь, который затем на вооружение взяли российские коллеги ради быстрого освоения выпуска и поставок на домашний и внешние рынки.
Уже несколько лет в Бресте, на дочернем предприятии МАЗа, ведется сборка китайских коммерческих автомобилей JAC Sunray. Правда, на рынок они поступают как МАЗ-281040 (микроавтобус) и МАЗ-365022 (цельнометаллический фургон). Этот опыт белорусских автостроителей позволил Минскому автозаводу, традиционно выпускающему тяжелую технику, зайти в новый для себя класс легких коммерческих автомобилей. И постепенно эти автомобили заполняют свою нишу на домашнем рынке.
Теперь Минский автозавод решил повторить удачный опыт в сегменте среднетоннажников. Только партнером в этом проекте выступает крупнейший китайский автопроизводитель Shaanxi. Белорусский автопроизводитель вошел в новый для себя класс автомобилей с полной массой 7500 кг.
В конце сентября, в канун профессионального праздника Дня машиностроителя, состоялась презентация среднетоннажного грузовика МАЗ-365120. По сути, тогда был показан несколько перелицованный китайский среднетоннажник Shacman Delong K3000. Это совместный продукт Минского автозавода и китайской корпорации Weichai. Заявлено, что МАЗ будет выпускать такие машины под собственным брендом.
В модельной гамме Минского автозавода уже два десятка лет присутствует своя линейка среднетоннажников. Но это более старшие модели МАЗ-4371 и МАЗ-4381 – автомобили более тяжелого класса, с полной массой соответственно 10 и 12 тонн. И еще одна причина почему было решено отказаться от собственной разработки. Эти грузовые автомобили используют кабину, заимствованную, но несколько измененную от старших тяжелых МАЗов. Таким образом, для автомобиля с полной массой 7500 кг нужно создавать абсолютно новое шасси и абсолютно новую кабину. Позволить себе такую роскошь на Минском автозаводе, учитывая состояние белорусской экономики, не могли, для этого нужны немалые деньги и время… Ни свободных финансовых средств, ни времени у минчан в запасе нет. Отсюда и очередное партнерство с крупным китайским автопроизводителем.
Вдобавок, некоторое время назад Shacman (это бренд китайского производителя Shaanxi Automobile Holding) начал выпускать среднетоннажники в рамках диверсификации модельного ряда компании. На рынке строительных грузовиков конкуренция резко усилилась, так что даже таким столпам рынка понадобилось расширение модельного ряда.
Кроме того, Shaanxi Automobile Holding входит в состав Weichai Holding Group, с которой, как известно, у Минского автозавода стратегическое партнерство. В особой эекономической зоне «Великий камень» под Минском работают совместные предприятия по выпуску двигателей («МАЗ-Вейчай») и коробок передач («Фаст-МАЗ»).
За основу для своего нового автомобиля на МАЗе взяли совсем «свежую» модель Shacman Delong K3000, производство которой стартовало два года назад – в 2019 году. Китайский автопроизводитель создавал этот автомобиль, используя как собственный конструкторско-производственный потенциал, так и на некоторых этапах привлекал японских коллег из Isuzu. Грузовички K3000 получили моторы Weichai Power новой серии WP3N, коробки передач Fast Gear и мосты Hande – все это производится на предприятиях, входящих в состав Weichai Holding Group.
Новый минский грузовичок оснащен двигателем WP3NQ150E50 (Евро-5), развивающим мощность 144 л.с., агрегатирован 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear C6J45TB. Расход топлива – 14,6 л/100 км. Полная масса модели – 7500 кг. Грузоподъемность по шасси – 4800 кг. Колесная база – 3300 мм. Габаритные размеры представленного изотермического фургона: длина – 6505 мм, ширина – 2330 мм, высота по кабине (по кузову) – 2320 мм (3133 мм). Внутренний объем кузова – 20,6 куб.м.
Кабина трехместная, оснащена круиз-контролем, климатической установкой, электропакетом, современная медиасистемой. Водительское место с подогревом. Тормозная система – с функциями ABS, ASR, ESP. Передние тормозные механизмы – дисковые. Сейчас проходит сертификация автомобиля. На рынок он выйдет в следующем году.