+79139857900

Бортовой поворот на гусеницах

12 июля 2010 в 14:47

Гусеничные мини-погрузчиков с бортовым поворотом относительно новое направление в мировом машиностроении. Инициаторами создания такой техники, как и в случае с колесными мини-погрузчиками, стали известные американские производители техники. Первые модели гусеничных погрузчиков появились на рынке в конце 80-х годов в модельном ряду таких производителей, как Bobcat, Gehl & Mustang и Caterpillar. Сегодня такая техника есть практически у всех крупных европейских и японских производителей. Столь стремительное развитие нового направления говорит о том, что гусеничный привод для самых компактных в мире погрузчиков оказался востребованным. 

И все же американские машины пока что наиболее широко представлены на рынке. В этом нет ничего удивительного, поскольку Соединенные Штаты поставляют миру свыше 60% всех погрузчиков с бортовым поворотом. В Европе первой компанией, которая решилась переобуть свои мини-погрузчики в гусеницы, стала английская JCB. Следом за ней последовали: Volvo, Terex, Case. В Японии пионером и лидером по внедрению гусеничного хода на технику класса мини является компания Takeuchi, которая создала первый погрузчик на гусеничном ходу с бортовым поворотом ещё в 1987 году. Столь стремительное развитие нового направления говорит о том, что гусеничный привод для самых компактных в мире погрузчиков оказался востребованным. И дело тут не столько в самом наличии гусениц как таковых. Ведь не секрет, что на любую модель мини-погрузчика на колесах можно надеть резиновую ленту с грунтозацепами и тем самым повысить его проходимость. 

Сфера применения

Дело в том, что при смене колес на гусеницы существенно меняется специфика применяемости техники. Если колесный мини-погрузчик с бортовым поворотом является многофункциональной единицей для эксплуатации преимущественно в коммунальном хозяйстве, то его гусеничный аналог считается уже полноценной строительной машиной 

[ «Основными потребителями этой техники у нас всегда были компании, которые занимаются ландшафтным дизайном и строительством загородной недвижимости, – рассказывает руководитель отдела продаж техники Case компании «Актио Рус» (Московская область) Андрей Максимов. - Наиболее востребована такая техника для работы на местности с сильным уклоном, где обычные колесные мини-погрузчики чувствуют себя крайне неустойчиво. На гусеничной машине, за счет смещения центра тяжести, устойчивость намного выше. Кроме того, мини-погрузчики на гусеничном ходу очень неплохо себя зарекомендовали на обычных строительных объектах в городе в том случае, если сама строительная площадка мала для крупной техники (к примеру, для экскаватора-погрузчика) и слишком уж неровная, чтобы эксплуатировать обычный колесный мини-погрузчик».] 

Основные конкуренты

По силовым показателям у полноценной гусеничной ходовой части есть вполне осязаемые преимущества. По целому ряду эксплуатационных параметров с гусеничными компактными погрузчиками могут сравниться только наиболее мощные колесные машины. К тому же, многие производители гусеничных мини-погрузчиков тяготеют к тому, чтобы расширить модельный ряд в сторону утяжеления машин, поскольку на них есть спрос. К примеру, в сегменте колесных мини-погрузчиков самая тяжелая модель весит 4,5 тонны, причём выбор таких моделей, прямо скажем, не богат, поскольку за аналогичную сумму можно приобрести уже полноценный колесный погрузчик грузоподъемностью 1,5 тонны. А вот в сегменте гусеничных погрузчиков такой конкуренции нет, поэтому около 30% всех гусеничных погрузчиков с бортовым поворотом имеют рабочий вес 4,5 тонн и даже выше. Их активно используют в общегражданском строительстве и лесной промышленности, в предгорных районах, где обычная колесная машина чувствует себя не уверенно. Получается, что серьезной конкуренции между колесным и гусеничным минипогрузчиком не существует. Один работает в коммунальном хозяйстве и на ровных площадках. Другой же наиболее эффективен на грунтах со слабой несущей поверхностью и при работе на пересеченной местности. 

По мнению начальника сервисной

службы компании «Стройконтракт» Виталия Тарана, мини-погрузчик или миниэкскаватор на гусеничном ходу является прямым конкурентом вовсе не для минипогрузчиков на колесной базе, а для полноразмерных экскаваторов-погрузчиков. 

[ «Гусеничный миниэкскаватор и мини-погрузчик работает практически на любом грунте и при любом уклоне, тогда как экскаватор-погрузчик в силу того, что он базируется на колесном шасси, имеет худшую устойчивость. Кроме того, наличие полноценного гусеничного привода, а именно такой имеет любая модель Takeuchi, позволяет в полной мере пользоваться бульдозерным отвалом как на погрузчике, так и на экскаваторе. Что же касается экскаватора-погрузчика или обычного погрузчика с бортовым поворотом, то у них из-за низкого коэффициента сцепления колес с грунтом эффективность работы с отвалом довольно низкая», - отмечает Виталий Таран. ] 

Кроме того, в плюсы гусеничных мини-погрузчиков представитель компании «Стройконтракт» заносит такие преимущества, как возможность максимально быстрой транспортировки любым грузовиком, имеющим соответствующую грузоподъемность, в то время как экскаваторы-погрузчики передвигаются только своим ходом с меньшей скоростью. Однако многие пользователи как раз этот фактор считают одним из основных неудобств при использовании гусеничного мини-погрузчика, поскольку колесный аналог хоть и с небольшой скоростью может самостоятельно передвигаться от одной площадки до другой, а вот гусеничный погрузчик нуждается в транспортировке даже на относительно небольшие расстояния в несколько километров. 

Резина или металл?

Хотя гусеничные мини-погрузчики позаимствовали конструкцию силовой передачи, стрелы и устройства присоединения сменных орудий у колесных мини-погрузчиков, ходовая часть у них имеет принципиальные различия. Обычно используются резиновые гусеницы, лишь одна американская компания Rayco предлагает машины со стальными гусеницами, например мини-погрузчик C85L со стальными гусеницами шириной 356 или 406 мм. Компания подчеркивает, что стальные гусеницы рекомендуется использовать при таких работах, где их высокое тяговое усилие и надежность имеют определяющее значение. Самое интересное, что российские потребители, по словам Андрея Максимова, все же отдают предпочтение стальным башмакам. 

[ «Подавляющее большинство клиентов просит нас заменить резиновые гусеницы, которые идут в стандартной комплектации, на железные, которые им кажутся более долговечными и надежными», - отмечает менеджер компании «Актио Рус». ] 

По всей видимости, большинство пользователей не отдает себе отчета в том, что обрезиненные гусеницы также обладают определенными преимуществами. Во-первых, в том, что касается износостойкости, если ваша работа не связана с постоянным перемещением по скальному грунту, то ресурс обрезиненных гусениц будет не сильно отличаться от металлических. При этом вредное воздействие на грунт при работе на обрезиненных гусеницах получается менее сильным. Это очень важно при работе над ландшафтом земельных участков, а также при передвижении по бетонным, асфальто-цементным покрытиям – резиновые гусеницы его не повреждают. Кроме того, резиновая гусеница легче, на неё меньше налипает глина и мокрый грунт. Соответственно, расход топлива при работе на резиновых гусеницах немного ниже. 

Подводим итоги

Конструкция ходовой тележки гусеничных мини-погрузчиков уникальна. Дело в том, что в отличие от бульдозера или экскаватора, погрузчик должен двигаться максимально плавно, поскольку в случае сильных перекосов перевозимый груз из ковша будет попросту высыпаться. Данная задача решается путем установки подвески переменной высоты на обе тележки. Такую конструкцию разработала в своё время компания ASV, которая сегодня является отделением Caterpillar. Одним из плюсов эксплуатации гусеничных погрузчиков является то, что они успешно работают с теми же самыми сменными орудиями, что и их колесные аналоги, но в таких местах, куда обычные колесники попросту не добираются. В Сибири и на Алтае таких участков, согласитесь, предостаточно.  Однако, по признанию продавцов, спрос на гусеничные модели мини-погрузчиков пока не стабилен. Это связано, с одной стороны, с довольно высокой стоимостью гусеничных моделей, которая составляет по нескольку тысяч долларов за модели с одинаковыми характеристиками. Однако столь заметную разницу в цене продавцы объясняют не столько типом привода, сколько тем, что гусеничная модель погрузчика в базовой комплектации оснащается всевозможными электронными опциями, контролирующими работу машины в сложных условиях. Колесной технике все эти электронные системы стабилизации и контроля попросту не нужны. Тем не менее, учитывая общемировую тенденцию к увеличению объемов производства и продаж гусеничных моделей мини-погрузчиков, можно предположить, что и российский потребитель довольно скоро распробует все преимущества этих компактных, но очень производительных машин. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >