+79139857900

Что автосервису - хорошо, то магазину — смерть

1 октября 2014 в 13:33

Российский рынок автозапчастей сегодня находится в процессе серьёзной реструктуризации. Кардинальным образом меняются каналы сбыта запасных частей. На смену розничным автомагазинам и крупным авторынкам приходят торгово-сервисные компании и онлайн-магазины, которые отбирают у традиционной розницы и без того не очень большую долю рынка. Что делать независимым автомагазинам в этой ситуации? Предлагаем рассмотреть все возможные варианты. 

 

Впрочем, вариантов не так уж и много. У независимого розничного магазина автозапчастей сегодня есть три основных конкурента: независимое СТО, крупные интернет-порталы и столы заказов, работающие в режиме онлайн и официальные дилеры. Наименее опасны для розницы — официальные дилеры. Их доля на рынке запасных частей в последние годы постоянно сокращалась. Если в 2007 году автовладелец уходил от своего дилера примерно через 2 года и 9 месяцев после начала эксплуатации автомобиля, то к 2010 году клиенты дилерских центров покидают авторизованный центр и уходят к независимым СТО уже через 2 года и 5 месяцев. Исследовательская компания GIPA  в 2009 году проводила исследование рынка, в ходе которого установила, что  независимые автосервисы в России посещает 50% автолюбителей против 20%, которые едут в официальные дилерские центры. Сегодня доля дилеров, наверняка, ещё ниже. 

 

Следующий по опасности конкурент — это виртуальные магазины запасных частей. Объемы интернет-торговли на российском рынке растут с каждым годом и сегмент автозапчастей не является исключением из правил. Главные преимущества онлайн-магазинов: широкий ассортимент, удобный способ заказа и более низкие цены. Многие виртуальные столы заказов запасных частей не арендуют торговые площади, а следовательно, не несут таких издержек, как традиционные автомагазины. Попытка выиграть в ценовой борьбе с гигантами интернет-торговли может окончиться для розничного магазина плачевно. Некоторые торговые точки снижают маржу, в надежде сохранить свои доходы за счет увеличения объемов продаж, но удается это очень немногим. У вас будет гораздо больше шансов на успех, если вы не будете ввязываться в ценовую войну, а предложите своим клиентам максимально полный сервис по обслуживанию автомобилей: диагностику, продажу автозапчастей, установку и гарантию как на товары, так и на услуги. Тем самым вы убьёте сразу двух зайцев. Выходя в сегмент автосервиса, вы не только избегаете необходимости вести ценовую войну с онлайн-магазинами, но и отбираете свою долю клиентов у независимых СТО, которые ещё не успели обзавестись собственными складами запасных частей. 

 

Время — деньги

 

Стоит отметить, что времени для такого маневра у вас остается не так уж много, поскольку ведущие СТО уже осознали потребность рынка в предоставлении комплексных услуг. И все же в ближайшие годы конкуренция в сегменте независимого комплексного обслуживания автомобилей будет намного ниже, чем в сегменте розничных продаж автозапчастей. Практически все эксперты рынка убеждены, что в краткосрочной перспективе в нашей стране будет наблюдаться увеличение спроса на сервисные услуги. Этот процесс начался ещё в конце нулевых годов и был простимулирован ростом автопарка, который произошел в начале 2010-х годов. Сегодня потребность в качественных автосервисных услугах, рассчитанных на владельцев автомобилей, имеющих срок эксплуатации от 2,5 до 6 лет,  превышает спрос. А ведь это наиболее платежеспособная категория автовладельцев. Такой критерий, как стоимость запасных частей и обслуживания для этой категории клиентов стоит далеко не на первом месте. В первую очередь они заинтересованы в том, чтобы найти независимую СТО, качество услуг и уровень профессионализма которой не уступает дилерскому центру. На втором плане — удобство обслуживания: отсутствие очередей на приемке, наличие клиентской зоны, где можно отдохнуть или поработать, пока автомобиль будет находиться в ремонте. На третьем месте по важности стоит вопрос гарантийных обязательств и только после него — цена обслуживания. Автовладельцы этой категории привыкли полностью делегировать процесс обслуживания своих автомобилей дилерскому центру и ожидают такого же сервиса от независимого автосервиса при том условии, что он даст полную гарантию как на купленные запчасти, так и на работу. 

 

Как стать своим? 

 

Как создать автосервис, который будет отвечать ожиданиям данной категории автовладельцев? Если вы не можете похвастать собственным опытом в этой сфере, то наиболее верным решением будет — купить чужой опыт, другими словами, приобрести франшизу. Выбор франшизы также требует вдумчивого анализа. Изучая предложения по франшизе, не забывайте о том, что ваша цель — создание автосервиса, который ориентирован на обслуживание послегарантийных автомобилей, которые только что вышли из-под дилерской опеки. А для этого вам потребуется не просто поддержка в виде готового проекта СТО, раскрученного бренда и рекомендаций по работе с персоналом. Вам потребуется довольно большой объем технических знаний, связанных с диагностикой и установкой запчастей на современные автомобили, а также четкая стандартизация всех бизнес-процессов, которая учитывает потребности описанной выше категории клиентов. Отобрав компании продающие франшизу, которые предлагают такой уровень поддержки, убедитесь в наличии успешного опыта работы данной компании на рынке. Если выбранная вами компания не обладает достаточным количеством собственных успешных автосервисов, вряд ли её опыту следует доверять. Обязательно выясните, какой объем инвестиций вам потребуется на начальном этапе и насколько грамотно он посчитан. 

 

В качестве примера, можно обратить внимание на франшизу, которую сегодня активно продвигает компания Rossko, один из ведущих поставщиков качественных компонентов на российском рынке. Покупателю франшизы предоставляется наиболее короткий доступ к качественным запасным частям, выстраивается полный бизнес-процесс, а также проводится обучение технического и управленческого персонала автосервиса, основанное на технических регламентах, разработанных производителям современных автокомпонентов и автомобильных систем. Благодаря этому, все покупатели франшизы F!T Service получают доступ к большому объему эксклюзивной технической информации, который и позволяет обеспечить качественное послегарантийное обслуживание современных автомобилей. 

 

Rossko не скрывает, что его целью является создание сети независимых автоцентров, которая в горизонте ближайших 5 лет должна стать лидером рынка независимых автосервисов В России. Инвестиции в создание собственного автосервиса по данной франшизе сопоставимы с расходами на открытие розничного автомагазина: от 2 500 000 рублей с учетом вложений в склад и кассовых разрывов на начальном этапе работы. Однако, с учетом текущей рыночной ситуации вложение денег в СТО выглядит гораздо более надежным и дальновидным, чем открытие ещё одного магазина запасных частей. 

 

franch.fitauto.ru

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >