+79139857900

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

5 марта 2023 в 10:20

За два прошедших десятилетия в Российской Федерации был создан, по сути, новый автопром. На конец прошлого десятилетия его производственные мощности превышали 3,7 млн автомобилей в год. Они и ранее были избыточными, поскольку даже в самом благоприятном 2012 году российский автомобильный рынок поглотил чуть более 2,9 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей.

 Большая часть новых производственных мощностей была создана ведущими зарубежными автопроизводителями. Они оказались сосредоточены в немногих локальных территориальных кластерах. Ведущим автомобильным кластером нового автопрома страны стал Санкт-Петербург. Вторым по значению стала Калуга. Также сборочные предприятия ведущих зарубежных автопроизводителей локализованы в Москве и Татарстане. Китайский автопроизводитель Haval выбрал площадку в Тульской области, Mercedes-Benz – в Подмосковье, японская Mazda – во Владивостоке.

Сегодня происходит процесс определения дальнейшей судьбы этих автосборочных мощностей и не факт, что данные предприятия сохранят свою прежнюю специализацию. Пока можно говорить лишь о нескольких площадках, где продолжат выпускать автомобили.

москвич

Москвич по имени JAC  

Завод «Рено Россия», расположенный на Волгоградском проспекте столицы, переименован в МАЗ «Москвич». Это предприятие выпускало линейку кроссоверов Renault. Однако после того, как французский автопроизводитель в мае объявил об уходе, этот актив достался московскому правительству. Примечательно, что если на площадку в Тольятти, где расположен АвтоВАЗ, у французов остался опцион сроком на шесть лет по обратному выкупу, то на московскую площадку Renault претендовать не намерен. А это «развязывает руки» новому владельцу предприятия.

Сегодня на мощностях завода ведётся отвёрточная сборка кроссоверов JAC JS4 с эмблемой «Москвича». Текущей весной должен состояться переход выпуска автомобилей на основной конвейер. Полный цикл со сваркой, окраской и сборкой запланирован на конец 2024 года.

москвич_3

 О прежней мощности предприятия в 190 тысяч автомобилей в год можно забыть. В планах на далёкую перспективу – выпуск не более 120 тысяч «Москвичей» в год, для чего будет развёрнута сборка других моделей JAC. Также в планах разработка собственной платформы для электромобилей в 2025 году.

3 марта 2023 года в дилерских центрах «Москвича» начались продажи отечественного автомобиля. Как встретит отечественный автолюбитель возрождённую марку, пока не ясно. 

Nissan для АвтоВАЗа

Второе предприятие, которое продолжит выпуск автомобилей – это бывший завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», расположенный в Санкт-Петербурге. Предприятие станет ещё одной производственной площадкой АвтоВАЗа и начнёт выпуск автомобилей российской марки Lada.   

В этой связи обратим внимание на оценку, которую дал руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов. Он объявил о том, что на заводе «Лада Санкт-Петербург» (бывш. Nissan Manufacturing Rus) будут выпускать автомобили старших классов С и D, которых нет сегодня в модельном ряду отечественного автопроизводителя.

«Мы будем очень осторожно и выверенно использовать эти мощности, чтобы заявить о себе в новых классах автомобилей, расширив возможности бренда.
А с другой стороны, показываяв хорошем, конечно, смыслезубы, демонстрируя, что мы и сами можем производить вначале крупноузловую сборку китайских автомобилей, а в дальнейшем и локализуя это производство. Перспективы хорошие: мощности этой площадки в пиковый периодболее 110 тыс. автомобилей в год. В рамках 2024 года мы можем произвести 40­60 тыс., в зависимости от рынка и задач по продвижению бренда Lada», – поделился планами Соколов.

nissan_nash_sokolov

Впрочем, стоит вспомнить, что традиционно АвтоВАЗ демонстрирует свою активность на рынке  в сегменте автомобилей размерного класса B и B+ (Granta, Vesta, Largus), а также SUV-B (Niva Travel и Niva Legend).

По сообщениям ряда источников, АвтоВАЗ развернёт в Санкт-Петербурге выпуск автомобилей класса SUV-C, а наиболее вероятным претендентом на конвейер является модель FAW Bestune T77. Это кроссовер класса SUV-C. Габариты FAW Bestune T77 практически идентичны таким конкурентам, как Geely Atlas Pro, Chery Tiggo 7 Pro и др. Не впечатляет дорожный просвет – 170 мм. Впрочем, у кроссовера Skoda Karoq он был ниже на 1 см, что не помешало популярности этой чешской модели у россиян.

АвтоВАЗу придётся делать нетривиальные шаги, чтобы продвигать этот паркетник в массы. Ведь китайский автопроизводитель FAW не хватал звёзд на российском рынке.

SPB_nissan

Другие автосборочные предприятия, расположенные в Санкт-Петербурге, пока не имеют четких планов по своему дальнейшему развитию – или из-за неопределённости по смене владельца, или по другим причинам.

Отойдет ли Hyundai в Казахстан  

Крупнейшим предприятием питерского автокластера является завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР). Производственная мощность ХММР составляет 230 тыс. автомобилей в год. Помимо сборочных мощностей здесь создано моторное производство двигателей серии Gamma 1.6. Поэтому понятен большой интерес к самому крупному инвестиционному проекту зарубежного автопроизводителя в РФ.

 SPB_hyundai_1

Возможную покупку автозавода ХММР власти северной столицы обсуждают с компанией «Астана Моторс» из Казахстана. На предприятии могут возобновить выпуск автомобилей Hyundai Creta, Hyundai Solaris и KIA Rio. В пресс-службе Hyundai официально эту информацию пока не комментировали.

Об интересе «Астана Моторс» к покупке автозавода в Петербурге сообщал председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. Понятно, что пока судьба предприятия окутана тайной, и утечки в столь сложной обстановке ни к чему. Но если предприятие удастся сохранить, то это будет большой плюс в актив петербургских властей.

В конце декабря прошлого года Hyundai начал производство кузовов в Петербурге для сборки в Казахстане. Речь шла о кузовах для седанов Hyundai Solaris, но в планах также было возобновить производство для кроссовера Hyundai Creta.

SPB_toyota

Что же касается других автомобильных заводов питерского кластера, то, в частности, неиспользуемую территорию завода Toyota отдадут для создания парка поставщиков. Эти площади передадут городу для последующего освоения. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на председателя городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилла Соловейчика.

 

«Мы со стороны города попросили согласование Минпромторга, чтобы неиспользуемую часть территории завода Toyota отделить от основного предприятия. На территории внешней к заводу мы будем развивать большой индустриальный парк поставщиков», – сказал он. 

 

Также власти Петербурга хотят открыть масштабный образовательный центр для подготовки промышленных кадров на бывшем заводе General Motors в Шушарах. Такое решение принято в связи с тем, что Hyundai, владеющий этой площадкой, отложил проект по расширению производственных мощностей и предложил ее городу. Напомним, корейский автопроизводитель Hyundai планировал развернуть выпуск кроссоверов Hyundai Tucson, KIA Sportage и Hyundai Palisade на этих мощностях.

 

Какова судьба калужского Volkswagen

 За пределами Санкт-Петербурга особое внимание приковывает к себе завод Volkswagen Group, расположенный в Калуге. Это также одно из крупнейших предприятий нового российского автопрома, созданного «с нуля». Производственная мощность предприятия – 225 тыс. автомобилей в год, а моторного завода – 150 тыс. силовых агрегатов.

 За этот актив боролись две российские структуры – группа «АФК Система» и дилерский холдинг «Авилон». 

В связке с «АФК» в переговорах участвует казахстанская автодилерская компания «Аллюр».

Фаворитом этой гонки за обладание активами немецкой группы называют дилерский центр «Авилон». Новый собственник планирует перезапустить сборку автомобилей. Предполагается, что сборка машин начнётся в максимально короткие сроки. Впрочем, из-за юридических процедур переход активов к новому собственнику может затянуться на несколько месяцев.
По информации  источников, близких к переговорам, «Авилон» намерен локализовать автомобили марки Jetta. Это локальная марка, которая выпускается на совместном предприятии FAW и Volkswagen в Китае. Однако не исключено, что немецкая сторона может выступить против.     

plant_VW

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >
Photo

Модель для подражания: как выжил иранский автопром

Как выживал иранский автопром во времена санкционного давления, смог ли он создать...

3 мар 2023 в 15:07

Подробнее >