Сейчас мы поговорим о людях, которые стараются избегать конфронтации, и о тех, кто наслаждается ею, сами того не подозревая. Рассмотрим основные действия, как избежать конфликта между начальником и одним из сотрудников.
Расскажу про своего учителя, Джорджа Зикса. Его отец был фанатиком дисциплины. У него не было практически никакого образования, он служил в армии. Служил прилежно и дослужился до самого высокого ранга – стал старшиной. Его правила были настолько четкими и простыми, что Джордж запомнил их на всю жизнь.
Правило первое: человек всегда должен знать, чего он хочет. Когда вы принимаете на работу нового сотрудника, убедитесь, что он четко осознает, как работает магазин, как происходит процесс продажи и что он в курсе внутреннего распорядка (время обеда, перерывы и т.д). Если же вы не объясните основные правила компании, то новичок будет руководствоваться теми, что были на его прежнем месте работы.
Второе: предоставьте «правила игры». Убедитесь, что он знает, как одеваться на работу, как взаимодействовать с покупателем и коллегами, когда приходить на работу, можно ли пользоваться мобильным телефоном, а также определите время и место перекуров.
Установите правила
На заседании руководителей компаний постоянно поднимается проблема о том, что сотрудники нарушают правила, ссылаясь на то, что никакие условия работы, якобы, не закреплены. Мы злимся на них, злимся на себя, но всё идет именно так, как мы изначально заложили в фундамент компании.
Если вы не склонны к конфронтациям, то постоянно будете откладывать разговор с нарушителем. А тем временем разочарование будет копиться, расти, и в конце концов вы просто «взорветесь» и уволите сотрудника. Представьте себе ситуацию с воспитанием щенка. Он дерёт мебель, а мы говорим ему, что этого нельзя делать, но щенок нас не понимает, потому что обычное «нет» и «нельзя» для него – просто звуки.
Щенку это может сойти с рук, потому что он такой милый и веселый. Но щенок вырастает — и все меняется. Мы сыты по горло его выходками и нам уже хочется просто вышвырнуть его на улицу. Но мы не можем – это практически член семьи. Звучит смешно, не так ли? То же самое происходит между вами и вашим сотрудником. Но если вы с ним не говорите по этому поводу, а просто увольняете, однажды не вытерпев нарушения, то ему только остается гадать, что же такое произошло.
Но есть люди противоположного склада характера. Некоторые начальники то и дело нападают на сотрудников за любой промах. Такая тенденция, естественно, отталкивает ваших коллег и мешает нормальному функционированию коллектива, а значит, и компании.
Обратная связь
Так что же случится, если мы установим строгие правила и будем держать грешника отдельно от греха? Что дальше? Папа Зикса говорил, что прежде чем что-то сделать, вы должны точно знать, ЧТО именно вы собираетесь сделать. Решая дисциплинарную проблему однажды, необходимо абсолютно так же решать ее и в другой раз.
Вот для примера реальная история:
В течение многих лет я работал в частных магазинах, связанных с автомобильным бизнесом, но никогда не пользовался письменными жалобами, потому что думал, что это как-то глупо, что ли. Но однажды, написав жалобу, я увидел мгновенную реакцию сотрудника. Тогда-то я и поверил в действие системы поощрений и наказаний.
Прогрессивная система дисциплины может быть невероятно эффективным инструментом, если использовать ее должным образом. Это позволяет вам медленно, но верно понижать уровеньконфликтов на работе. Если вы, конечно, хотите сохранить работника. Если же нет, то вы избежите волокиты с документами об увольнении и других правовых неприятностей, которые могут возникнуть.
Ведите себя последовательно
Первая и огромная ошибка – это игнорировать каждое нарушение. Мне, например, все равно, какой раз сотрудник опаздывает на работу. Я всегда могу сказать ему что-то вроде: «Я рад, что вы получили дополнительный час прекрасного сна, потому что вы наверняка в нем нуждались». Это наиболее мягкий способ наказания, но вы можете таким образом пристыдить сотрудника.
Ваш персонал должен понимать, что правила имеют большое значение, иначе вы ничего не добьетесь. Помните, что начинать и заканчивать разговор нужно на позитивной ноте, это позволяет сосредоточиться на основной проблеме, о которой вы упоминаете в середине разговора.
Если же нарушения происходят постоянно, то это уже серьезно, и вы должны подготовиться к разговору заранее: заполнить все необходимые документы, держать ситуацию под контролем и не отвлекаться от темы.
Если у вас нет заранее продуманного и разработанного дисциплинарного плана, то вероятность проблем повышается. Нельзя откладывать назревающие конфликты, это чревато не только неблагоприятными условиями работы сотрудников, но и вашей же головной болью. Всё можно делать лучше, зная и понимая правила. Это поможет вам держать щенка послушным ещё долгое время.