+79139857900

Дорожные катки. Каждый имеет вес

4 мая 2012 в 15:48

Системы в развитии

Несмотря на разноформатность и различные технико-экономические показатели, как правило, дорожные организации определяют необходимость формирования парка катков исходя не из расчетов и теоретических выкладок отраслевых ученых, а чаще всего на основе собственного опыта и удачных примеров эффективного менеджмента. Проведенный недавно опрос журналом «Эксперт» десятка крупных дорожно-строительных компаний показал, что уже сейчас их парки на 70% сформированы из иностранных брендов. Руководители объяснили подобную ситуацию примерно так: производительность, надежность и эргономика импортной техники находится на ином уровне, в частности это оправдывает ее дороговизну.

Поэтому отечественным производителям катков сейчас необходимо не только уповать на цену своей продукции, но всемерно повышать другие технико-экономические и эксплуатационные характеристики выпускаемой техники, в том числе и катков.

Виталий Слива, генеральный директор ТК «Ивановская марка» (г. Новосибирск), отмечает тенденцию: 

«Конкуренция на рынке дорожно-строительной техники достаточно сильная. Если лет 10 назад разница между качеством российской и зарубежной техникой была огромной, и при поиске надежной техники потребитель без сомнений выбирал зарубежные машины, то сейчас многие российские производители предлагают на рынке разработки с принципиально новым уровнем качества, вполне сопоставимым с уровнем европейских, японских и корейских производителей. Конечно, объем таких предложений пока невелик, и в целом по отрасли счет не в пользу отечественной техники. Традиционно сильная сторона европейцев – высокий уровень надежности, но, соответственно, и высокий уровень цен. Ну а российская техника – безусловно, всегда была более доступна для приобретения». 

Причина состоит в том, что большинству отечественных компаний-производителей трудно в связи с малыми возможностями и незначительным объемом финансирования НИОКР быть на передовой в инновационном направлении разработки новой техники. Как отмечают специалисты, чаще всего в новой отечественной технике представлена адаптация относительно нового зарубежного опыта. Поэтому складывающийся перевес импортной техники — закономерный результат такого отставания.

Руководитель отдела продаж новосибирской компании ООО «РОСКИТ» Вадим Павлов утверждает:

«Несмотря на тенденцию увеличения количества изготавливаемой техники отечественного производства, всё более весомым становится присутствие зарубежных представителей дорожной уплотнительной техники на российском рынке. Это объясняется тем, что темп роста продаж зарубежной продукции более высокий, чем темп роста отечественного производства. При этом весомый вклад в сегменте дорожных катков вносят китайские производители, такие как XCMG, Shantui».

Однако отечественные производители все-таки имеют свою целевую аудиторию среди дорожно-строительных компаний, и говорить о потере ими рынка было бы преждевременно. Поскольку износ основных средств у многих дорожно-строительных компаний является основным фактором обновления техники, то, как правило, руководители учитывают ряд моментов. Мария Устинова, территориальный менеджер направления AMMANN кемеровского филиала компании «Универсал-Спецтехника», отмечает:

«Спрос на новую технику в Сибири имеется, особенно на строительстве скоростных автомобильных дорог первой технической категории. А основными факторами выбора моделей катков являются цена, наличие техники на складе, узнаваемость бренда и наличие объема работ (просто «чтобы было» — уже никто не покупает)». 

Сейчас, когда со вступлением в действие закона о формировании дорожных фондов регионов, в ряде из них увеличится объем финансирования дорожно-строительных и ремонтных работ, спрос на новую технику будет расти. А право выбора будет за руководителями генподрядных организаций, и оно будет материализовано в купленной новой технике. Виталий Слива констатирует:

«В текущем году мы ожидаем увеличение спроса в целом на дорожно-строительную технику в связи с ростом инвестиций в дорожную отрасль. По гладковальцовым каткам по сравнению с 2011 годом спрос также будет расти. Рынок Сибири очень перспективен в плане продвижения дорожно-строительной техники». 

Асфальтобетон является довольно сложным материалом, в отличие от грунта и щебеночной части дорожной одежды. При укладке асфальтобетон после уплотнения катками может оказаться недоуплотненным либо неравномерно или неправильно уплотненным или переуплотненным. Поэтому подбор отряда катков является важной стратегической задачей дорожно-строительной организации. Сейчас одной из тенденций является унификация техники. Однако до сих пор обычной является картина разномарочного отряда уплотнительной техники. Как правило, в группе работают три катка – отечественные ДУ-98, ДУ-84, с импортными катками от ведущих европейских производителей. Встречаются и несколько иные комбинации катков.

Тандем отечественных

Сейчас в сегменте уплотнительной техники два крупных игрока: отечественный производитель из Рыбинска ОАО «Раскат» — крупнейший российский производитель дорожно-уплотнительной техники, и белорусский «Амкодор». 

Олег Браим, директор ООО «Амкодор-Росмаш» (официальный дистрибьютор ОАО «Амкодор» в СФО), отмечает: 

«Сегодня в модельном ряду уплотняющей техники «Амкодор» шесть базовых моделей катков, различающихся техническими параметрами, массой и габаритами. Все они оснащены высокомоментными радиально-поршневыми гидромоторами фирмы Poclain (Франция) для привода хода».

При укладке асфальтового полотна используется набор катков, поэтому у белорусского производителя есть предложения самого разного типа этой техники. 

Пневмошинный каток АМКОДОР 6641 массой 9,6 т используется для уплотнения асфальтобетонных покрытий и оснований разного типа, в том числе гравийных и щебеночных. Он выявляет и ликвидирует неуплотненные места в слое уложенной асфальтобетонной смеси. Их используют перед двухвальцовыми катками непосредственно за асфальтоукладчиками. Еще одно преимущество этой модели — высокая скорость (19,2 км/ч), что обеспечивает возможность самостоятельного перемещения катка без использования трала. Эта модель построена на базе АМКОДОР 6622А и представляет собой унифицированное семейство катков массой 9…10 т.

В вибрационном самоходном двухвальцовом катке АМКОДОР 6622А массой 10 т используется минский дизель Д-243 мощностью 57,4 кВт.

«Наличие в этом катке двухамплитудной вибрации наряду с изменяющейся центробежной силой вибратора в значительной степени расширяет область использования катка при уплотнении верхних и нижних слоев дорожных покрытий из различных материалов: низкая частота при большей центробежной силе используется в начале процесса уплотнения, а высокая – при меньшей центробежной силе на последних проходах для поверхностного слоя», — отмечает Олег Браим.

Еще один каток семейства – вибрационный комбинированный АМКОДОР 6632 массой 9,2 т — имеет передний вибрационный валец и задний мост, оснащенный четремя шинами размером 11.00-20. Он может работать как отдельно, так и в связке с двухвальцовыми катками.

Очень интересна линейка тяжелых грунтовых катков АМКОДОР. Масса катка АМКОДОР 6712 В – 12,1 т, а ширина уплотняемой полосы – 2100 мм. Каток оборудован индикатором плотности, что позволяет оператору не выходить из кабины для контроля величины уплотнения грунтов. Еще одна разработка белорусских конструкторов - каток АМКОДОР 6811 массой 16 т. На нем установлен дизельный двигатель Д-260 мощностью 109 кВт. Для катков имеются модификации с использованием ведущих мостов известных итальянских компаний Dana и Corrara.

Отечественный производитель «Раскат», чтобы отстоять позиции на стремительно меняющемся рынке дорожно-уплотнительной техники, совершенствует модельный ряд. 

«Одна из самых востребованных моделей - ДУ-84. Этот вибрационный комбинированный каток предназначен для уплотнения оснований из различных дорожно-строительных материалов и дорожных покрытий из битумно-минеральных смесей. Большая масса, простая конструкция и низкая стоимость ремонта и запчастей – вот основные преимущества данной модели, - отметил Виталий Слива из ТК «Ивановская марка».

На дорожных объектах катки производителя «Раскат» используются при так называемой стандартной технологии уплотнения асфальтобетона в паре с импортными катками массой 10…13 т. На первоначальном этапе — «прикатке-подкатке» — за асфальтоукладчиком, как правило, используются отечественные катки, а за ними более тяжелые виброкатки зарубежного производства.

В последние два года ОАО «Раскат» полностью запустило в серийное производство дорожные катки новой серии RV. Если с легкими тротуарными катками серии RV потребитель уже знаком и по достоинству оценил их, то теперь дорожникам доступны средние асфальтовые катки серии RV от 7 до 11т и грунтовые катки серии RV от 11 до 21 т.

Главной особенностью новой серии является применение импортных комплектующих. За счет этого катки «Раскат» новой серии RV не уступают по характеристикам и, что самое главное, по надежности, европейским и японским производителям катков. Эти машины, безусловно, пользуются популярностью именно потому, что являются хорошей альтернативой импортным каткам. Большой популярностью пользуются тротуарные катки серии RV массой до 4т. Они наиболее востребованы при асфальтировке тротуаров, дворовых территорий, автомобильных парковок, ведь это самый динамично растущий сегмент при росте жилищного строительства. Очень хороший спрос демонстрируют грунтовые катки серии RV массой от 15т до 21т, которые применяются как в дорожном, так и в общегражданском и нефтегазовом строительстве.

«В этом году на рынок Сибири выходят модели RV-15DT и RV-7.0DD. Применение проверенных импортных комплектующих, надежность на уровне ведущих мировых производителей, конкурентноспособная цена и возможность выбора необходимой комплектации – все это делает катки «РАСКАТ» нового поколения RV особенно привлекательными», - говорит Виталий Слива из ТК «Ивановская марка».

Китайский «росавтодор»

В последние годы на сибирский рынок стала поступать китайская дорожно-строительная техника. Китайские катки, особенно грунтовые, оказались весьма востребованными, при этом качество их вполне удовлетворяет дорожников Сибири. Количество поставок дорожных катков из Китая неуклонно растёт, в прошлом году импорт составил более 90 экземпляров. Лидирующие позиции занимают XCMG, Xiagong, LiuGong, Shantui и Longgong.

Пока основной продукцией китайских производителей являются уплотнители грунта. Наиболее широкий модельный ряд дорожных катков представлен фирмой XCMG. Компания предлагает семь моделей уплотнителей грунта (масса от 12,4 до 25,6 т), семь моделей тандемных катков (масса от 7,1 до 13 т), четыре модели пневмоколесных катков (масса от 9,4 до 30 т).

В модельном ряду Shantui присутствуют катки от 12 до 28 тонн. Уже осуществляются поставки в Новосибирск - переданы клиентам два дорожных катка Shantui SR12P-5. Также уже в пути находятся 9 дорожных катков массой от 12 до 20 тонн.

Вадим Павлов из новосибирской компании «РОСКИТ» обращает внимание на тот факт, что на рынке работают недобросовестные поставщики китайской техники: 

«К сожалению, некоторые отечественные поставщики китайской продукции не осуществляют её сертификацию: они переправляют через таможню новую технику как подержанную. Таким образом они пытаются ускорить своё внедрение на рынок и получить максимальную прибыль. Компания «РОСКИТ» к ряду таких компаний не относится, так как вся поставляемая техника имеет сертификат соответствия для использования в России».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на отечественном рынке дорожной техники чётко просматриваются две главные тенденции прошедшего года (при этом есть большая вероятность, что эти тенденции сохранятся и в нынешнем году). Вадим Павлов обозначил их так: 

«Первая тенденция – продолжение увеличения количества импортируемой продукции с преобладанием новой техники. Вторая тенденция - весомый рост доли машин из Китая».

Уплотняем по-европейски

Импортный сегмент отечественного рынка дорожно-строительной техники динамичный и развивающийся, но пока не достиг докризисных показателей. Данный сегмент показал двукратный рост в прошлом году, а объем импорта достиг значения 1212 катков (по данным СТТ). Бессменным лидером ввоза асфальтовых и грунтовых катков является Hamm (см. диаграмма 1). Рыночная доля его увеличилась с 24% до 32%, то есть рост составил 2,6 раза, что выше, чем в среднем по сегменту. На втором месте другая европейская марка Bomag, ее рыночная доля выросла с 19% до 21%, а объем ввоза 255 катков, что в 2,3 раза больше, в сравнении с прошлым годом. Это два лидера импортного сегмента. С большим отрывом от них Dynapack и Caterpillar, еще меньше доля у JCB-Vibromax, Volvo, Ammann.

У любого западного производителя катков очень широкий выбор модельной линейки.

У лидерской марки Bomag катки 4-го поколения - BW141AD-4AM (масса 8,7 т), BW190AD-4AM (масса 11,55 т), BW202AD-4 (масса 11,5 т), BW203AD-4 (масса 13 т) и BW203AD-4AM (масса 13,4 т). Одной из главных новинок стала автоматическая система управления Asphalt-Manager. Под её управлением плавно изменяется работа механизма вибрации в зависимости от таких характеристик уплотняемого слоя как температура и степень уплотнения. Для их измерения установлены датчики (сенсоры) на внутренней поверхности вальца. Информация в режиме реального времени передаётся от датчиков к бортовому компьютеру, где происходит её обработка по заранее запрограммированным алгоритмам. На выходе формируются управляющие сигналы к исполнительным механизмам о необходимости соответствующего изменения скорости катка и уплотняющего воздействия. При такой автоматике оператор всего лишь контролирует движение по полосе из своей кабины.

Катки Caterpillar — это линейка последнего поколения с индексом D с сочлененной рамой, включающая в себя 4 модели. В моделях нового поколения выполнено несколько обновлений, призванных улучшить качество работ. Так, был увеличен просвет над бордюром, и теперь стала возможной работа непосредственно у высокого бордюра. Соотношение массы между полурамами стало 1:1. На катках установлены более мощные двигатели, которые соответствуют требованиям Tier 2. Также обеспечен обзор поверхности переднего вальца. В дорожных катках Caterpillar используются два специально сконструированных базовых типа вибрационных возбудителей: с одной частотой вибрации и с двумя амплитудами; с одной частотой вибрации и с пятью амплитудами.

Компания Hamm, которая давно занимается катками, разрабатывает и постоянно улучшает свою собственную концепцию вибровоздействия. Она поставляет на рынок как сочленённые катки серии HD (масса от 7,2 до 13.8 тонн), так и тандемные серии DV (масса от 4,2 до 9,5 тонн. Машины выпускаются в самых различных комплектациях.

Среди новичков рынка, которые активно стараются продвигать свою продукцию, стоит отметить марку уплотнительной техники AMMANN. Мария Устинова из кемеровского филиала компании «Универсал-Спецтехника» отмечает:

«Компания «Универсал-Спецтехника» впервые представляет весь модельный ряд техники AMMANN в Сибири с 2012 года. Мы оцениваем перспективы этой марки в регионе как очень высокие. В четвертом квартале 2012 года компанией «Универсал-Спецтехника» будет введен в эксплуатацию Региональный (Сибирский) Торгово-Сервисный центр продаж спецтехники и Региональный склад запасных частей, площадью более 2 000 м2, в Кемерово. Таким образом, будут исключены столь волнующие покупателей вопросы о сроках поставки запасных частей и техники, т.к. площадь позволит иметь в наличии достаточное количество запасных частей и все модели катков, пользующиеся наибольшим спросом. На сегодняшний день наиболее востребованными в регионах Сибири являются 11-тонные гладковальцовые катки AV 110 X и 2,5-тонные AV 26-2. Из грунтовых катков в нашем регионе популярны модели ASC 150, ASC 170 и ASC 200». 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >