+79139857900

Двигатель глубокой локализации

26 марта 2019 в 03:35

Автосборка просит помощи 

Все автозаводы, работающие на территории РФ, в прошлом году выпустили 1 млн 570 тыс. легковых автомобилей. Это на 15% больше, чем годом ранее. Два года роста отечественного авторынка не прошли для них даром. Если в кризисном 2016 году они  работали менее чем на треть производственной мощности, то за прошлый год их загрузка возросла в среднем до 45%.

Производственные мощности всех сборочных заводов рассчитаны на выпуск суммарно 3,56 млн автомобилей в год. Это вдвое больше, чем потребность российского авторынка. А с запуском нового предприятия Mercedes-Benz, расположенного в Подмосковье, и началом работы предприятия в Тульской области, где будут выпускать китайские кроссоверы Haval, суммарные мощности вырастут до 3,7 млн автомобилей. 

Подавляющее большинство «иномарочных» заводов было построено после введения в стране так называемого режима «промсборки». Он позволял импортировать автокомпоненты по ставке 0-5% вместо 5-15%. Для этого компании должны были выпускать не менее 25 тыс. автомобилей в год, осуществляя сварку и окраску кузовов. Как правило, учитывая растущий российский рынок в тот период, зарубежные автопроизводители создавали мощности, превышающие требуемый уровень. Предприятие «Хендэ мануфактуринг рус» имеет производственные мощности 230 тыс. авто в год. Завод Toyota в Санкт-Петербурге сначала был рассчитан на выпуск 50 тыс. автомобилей, а затем произошло удвоение мощности до 100 тыс. Совместное предприятие ПСМА (Peugeot-Citroen и Mitsubushi) в Калуге имеет производственную мощность 125 тыс. автомобилей в год (таблица 1).

В рамках второго этапа промсборки, действующего с 2010 года, правительство ужесточило требования: участники должны были уже создать мощности по выпуску 300-350 тысяч автомобилей. На эти требования подписались лишь альянс Renault-Nissan, совместное предприятие Ford-Sollers, Volkswagen с группой ГАЗ, а также General Motors, который вскоре вышел из игры.

Таким образом, избыточные мощности автосборки были созданы под удовлетворение растущего спроса на автомобили в Российской Федерации и перспективный прогноз роста емкости рынка, а также под условия промсборки, сулившие льготный режим. Но обвал рынка поставил предприятия в сложное положение недоиспользования мощностей (диаграмма 1).    

transervice_02_2019-33

 

Экспорту нужна помощь 

В таких условиях одним из выходов из создавшейся ситуации мог бы стать экспорт продукции российской автомобильной отрасли – как готовых автомобилей, так и автокомпонентов на зарубежные рынки.  

«Стратегия развития автопрома РФ до 2025 года» как раз и предусматривает всемерное развитие экспорта. Поставлена цель не только диверсификации рынков сбыта для компенсаций колебаний внутреннего рынка РФ и стран СНГ, но и возвращение отрасли к экономически эффективным масштабам производства и созданию условий для дальнейшей локализации и технологического развития.

Пока же экспорт автомобилей и автокомпонентов из РФ находится на весьма низком уровне. Крупнейший отечественный производитель АВТОВАЗ в прошлом году поставил за границу всего 38 тыс. автомобилей марки Lada. Основными получателями вазовской продукции стали дилерские центры в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане и др.

В страны дальнего зарубежья было экспортировано всего 29,4 тыс. автомобилей российского производства, из них 13 тыс. отправил АВТОВАЗ. Крупнейшим рынком стран дальнего зарубежья является Чехия. Концерн Volkswagen после удачного опыта 2017 года с экспортом автомобилей Skoda Yeti нижегородской сборки продолжил данную практику. В 2018 году в Чехию было отгружено 6,6 тыс автомобилей Skoda Octavia. У остальных автопроизводителей количество автомобилей, поставленных на экспорт, невелико.

По оценкам профильных чиновников, экспорт отрасли до 2025 года должен увеличиться в три раза – с $2,5 млрд до $7,8 млрд. В том числе экспорт готовых автомобилей вырастет в 4,8 раза (до 400 тыс. штук), а автокомпонентов – до $2,8 млрд. Для достижения таких амбициозных целей необходимо создать благоприятные условия для развития экспортоориентированных производств, размещать на существующих сборочных заводах модели, конкурентоспособные на глобальных рынках, поддержать экспансию национальных автопроизводителей и интегрировать российских производителей автокомпонентов в производственные цепочки зарубежных автопроизводителей ОЕМ.

Впрочем, из 14 заявленных полтора года назад инициатив по развитию экспорта реализовано только 3. Удалось оптимизировать таможенное законодательство, создать центр информационной поддержки, внедрить программу послепродажного обслуживания, которая, правда, сегодня закрыта.

В 2019 году прекратила действие Программа поддержки послепродажного обслуживания, экспортных НИОКР, приостановлена программа субсидирования коммерческих банков по экспортным кредитам. А по 5 инициативам, способствующим развитию экспорта, проработка еще не начиналась. Это обнуление пошлин на ввоз оборудования, определение понятия «машинокомплект», упрощение ввоза обратной тары, разработка механизма налоговых вычетов.

О текущей ситуации с поддержкой экспорта автомобильной отрасли на конференции TIAF, прошедшей в конце марта в Казани, рассказал Павел Бурлаченко, директор по поддержке Российского экспортного центра. Впрочем, докладчик обнадежил. Вскоре заработает льготное кредитование зарубежных покупателей, а также специальная кредитная программа для повышения конкурентоспособности российских производителей.

Экспортный мотор 

Тем не менее, даже при недостаточных государственных мерах стимулирования экспорта, встраивание российских производств в мировые технологические цепочки крупных зарубежных автопроизводителей, без сомнения может дать весьма обнадеживающие результаты.

Недавно были раскрыты подробности специнвестконтракта (СПИК), который немецкий автопроизводитель Volkswagen готовит для подачи в Минпромторг РФ. Как рассказал  Маркус Озегович, руководитель Volkswagen Group Rus, немецкий концерн вкладывает более 40 млрд рублей в расширение моторного производства в Калуге, а также может локализовать производство своего двигателя 1,4 TSI.

Инвестиции будут направлены на двукратное увеличение мощности производства  – до 300 тысяч двигателей в год. В результате калужский завод, где выпускают атмосферные моторы 1,6 MPI серии EA211,  Volkswagen планирует сделать глобальной площадкой. Концерн будет экспортировать атмосферники на свои зарубежные сборочные предприятия. 

Уже сегодня произведенные двигатели поставляются на экспорт. В прошлом году при объеме выпуска 161 тыс. штук в Чехию и Испанию было поставлено 44 тыс. моторов калужского производства. А в текущем году концерн планирует продолжить экспорт двигателей и компонентов на заводы Чехии, Польши, Испании, Мексики и ЮАР.

В настоящее время двигатели серии EA211 1,6 MPI выпускаются в двух вариантах мощностей (90 и 110 л.с.), они соответствуют экологическому классу Euro-5 и устанавливаются на 11 моделях концерна, включая три модели, локализованные в России – Volkswagen Polo, Skoda Rapid и Skoda Octavia. Создание в России фактически глобального центра по производству немецкого двигателя 1,6 MPI с последующей поставкой на различные производственные сборочные площадки Volkswagen в разных странах, при нынешних курсах валют, стоимости рабочей силы и локальных компонентов определенно выгодно и имеет большой потенциал.

В заявке речь также идет о локализации турбомоторов 1,4 TSI, но их выпуск будет налажен, если Volkswagen договорится с министерством по условиям специнвестконтракта. Такие двигатели востребованы в России, ими оснащены 45% продаваемых на отечественном рынке кроссоверов Volkswagen Tiguan и Skoda Kodiaq, а также около четверти автомобилей Skoda Octavia.

Сегодня ни один из зарубежных автопроизводителей не локализовал производство турбомоторов в России. На существующих моторостроительных мощностях освоен выпуск только атмосферных двигателей. В планах альянса Renault-Nissan-Mitsubishi  запустить сборку турбочетверки 1,3 на мощностях АВТОВАЗа. Первой российской моделью с таким двигателем станет новый кроссовер Renault Arkana, которой будет выпускаться на московском заводе Renault.

Впрочем, крупнейший отечественный автопроизводитель АВТОВАЗ также намерен поддержать положительную динамику экспорта двигателей. По сути, экспорт стал важным элементом встраивания крупнейшего отечественного автопроизводителя в технологические цепочки франко-японского альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

Сегодня на мощностях моторного производства в Тольятти выпускают два двигателя альянса – серия K7M объемом 1,6 л и HR16 (он же H4M), которые устанавливаются на автомобили марок Renault и Nissan, выпускаемых в России. В 2015 году на АВТОВАЗе стартовала сборка зарубежной разработки – первого двигателя с алюминиевым блоком цилиндров серии HR16 (до этого момента выпускаемые отечественным автопроизводителем моторы имели чугунный блок). Это современный, по меркам альянса, бензиновый 1,6-литровый мотор. Первоначально двигатель комплектовался в основном импортными компонентами. Только поршни, маховик и поддон картера были отечественного производства. Однако впоследствии, с началом организации производства на АВТОВАЗе коленвала двигателя, блока цилиндров и головки блока степень локализации достигла 60%, а в перспективе вырастет до 80%. Пока этот мотор не устанавливается на отечественные автомобили Lada в целях сдерживания роста цен. Согласно заявлению руководителя производства двигателей Александра Сверчкова, в текущем году АВТОВАЗ резко нарастит экспортные поставки двигателей альянса на турецкий завод Renault-Oyak в г.Бурса. По его данным в прошлом году в Турцию из Тольятти ушло 4,8 тыс. моторов, а в текущем планируется поставить около 50 тысяч.

 

transervice_02_2019-34

 

Критерии доступа

Впрочем, одно из требований, которые предъявляет Минпромторг к автопроизводителям, заключая с ними специнвест-контракты (СПИК), помимо двигателей необходимо локализовать выпуск коробок передач и трансмиссий. Как ранее сообщали в министерстве, подписанный в конце прошлого года специнвестконтракт с АВТОВАЗом  предполагает производство двигателя и разработку с японскими партнерами бесступенчатой коробки передач. Ранее корейский автопроизводитель Hyundai взял на себя обязательство не только начать выпуск двигателей, но и локализовать производство коробок.

А вот с Volkswagen вопрос о локализации производства трансмиссий пока в стадии переговоров. Немецкий автопроизводитель высказывается однозначно: сегодня производство трансмиссий в России не выглядит экономически целесообразным. Поэтому экономически выгоднее наращивать объемы производства на существующих мощностях, чем инвестировать в создание новых. При организации выпуска коробок передач возникает вопрос поиска поставщиков компонентов. В принципе, его можно решить, подтянув традиционных партнеров из Европы. Но для достижения экономически целесообразного объема выпуска трансмиссий встает вопрос об избыточных мощностях для российского рынка, из-за чего вновь нужно выходить на экспорт.

Сегодня профильными ведомствами – Минэкономразвития и Минпромторгом озвучены два варианта получения автопроизводителями государственной поддержки в зависимости от степени локализации производства. Более мягкий вариант предложен чиновниками Минэкономразвития РФ, соответственно, более жесткий – Минпромторгом. В основе двух подходов балльная система. Автопроизводителю необходимо набрать определенное число баллов. Если автоконцерн не набирает минимального числа баллов и не выполняет обязательных операций, то не получает доступ к госзакупкам и господдержке.

Документ, который составляется по поручению вице-премьера Дмитрия Козака,  серьезно дорабатывается, поскольку необходимо увязать подход на базе предложений, выдвинутых Минэкономразвития, в основе которых концепция свободного выбора автоконцернами компонентов, которые необходимо производить в России. Подход Минпромторга больше ориентирован на высокотехнологичную локализацию, а не на «кузов-коврики», как в версии Минэкономразвития. Чтобы получить минимальный доступ к господдержке, необходимо локализовать сварку, окраску, штамповку кузова, включая использование 70% российского металла, а также производить двигатель и коробку передач. Также большой вес при оценке уровня локализации будет иметь электроника, например, системы управления двигателем или трансмиссией. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >