+79139857900

Экскаватор-погрузчик: Дороже, значит лучше?

7 сентября 2010 в 16:03
Рынок экскаваторов-погрузчиков (backhoe loader)  в России во многом повторяет очертания рынка европейского. Львиную долю продаж занимают английские и американские производители. Российские же компании-производители охватывают по последним данным не более одной трети внутренних потребностей в данном виде техники

эксперты статьи
 
Юрий Невский 
директор компании ООО «Автодоркомплект»  
(официальный дилер New Holland) 
Каучаков Игорь,  
менеджер по продажам  
ООО «Сибирская сервисная компания»  
(официальный дилер Volvo в Кузбассе) 

В 2007 году объем российского производства (с учетом экспорта) обеспечил спрос на рынке лишь на 27%. При этом техническое отставание российских производителей в сегменте экскаваторов-погрузчиков наиболее заметно. Белорусские, украинские и российские производители продолжают выпускать технику на базе универсальных тракторов МТЗ, ЮМЗ, ЗТМ, в то время как все известные зарубежные производители разрабатывают технику на специальных шасси. Именно поэтому экскаваторы-погрузчики – одна из наиболее значимых позиций в структуре импорта строительно-дорожных машин после гусеничных экскаваторов. Объем их ввоза растет высокими темпами. Так, объем импорта с 2005 по 2007 год вырос в 2,5 раза в натуральном выражении и в 2,97 раза – в денежном. Справедливости ради отметим, что 2007 год был последним годом роста продаж. Впрочем, уже с начала 2010 года продавцы дорожно-строительной техники отмечают стабильный рост числа заявок.

Структура импорта

В структуре импорта «бэкхолодеров» в Россию лидирующие позиции на протяжении уже нескольких лет занимает компания JCB (62%). На второй позиции в первом полугодии 2010 года находится Caterpillar (16%). У остальных производителей доля в импорте намного ниже. В пятерку лидеров по поставкам экскаваторов-погрузчиков на российский рынок в 2009 году также вошли Terex, Case, John Deere, Komatsu. Как видно из этих данных, российских потребителей нисколько не смущает высокая стоимость импортной техники. Более того, именно машины премиального класса на нашем рынке наиболее востребованы. Техника из Турции, Польши и Южной Кореи популярность у российских производителей завоевать так и не смогла. Не говоря уже про китайские экскаваторы-погрузчики, которые, в отличие от фронтальных погрузчиков, оказались довольно сырыми, слабо пригодными для российских условий эксплуатации. 

Давайте же разберемся, на чем основана приверженность российского потребителя экскаваторам-погрузчикам верхнего ценового сегмента и так ли уж одинаковы по своим техническим характеристикам модели из этого сегмента техники, как может показаться на первый взгляд? 

Премущества премиум-класса

Начнем с лидера. Компании JCB удалось остаться рентабельной в 2009 году, несмотря на сильный спад на рынке строительной техники. У компании наблюдалось падение продаж на треть – до £ 1,35 млрд, но она смогла незначительно увеличить прибыль до налогообложения до £ 29 млн. (2008 г - £ 28 млн.). На мировом рынке, который упал на 46% в 2009 году с общим объемом продаж в 36000 машин, компания JCB увеличила свою долю до рекордного уровня в 12,2% и укрепила свои позиции в качестве третьего по величине производителя строительной техники в мире. Если говорить о сегменте «бэкхолодеров», то компании удалось улучшить свою лидирующую позицию по экскаваторам-погрузчикам, заняв 41% от мирового рынка. 

Российский сегмент рынка экскава-торов-погрузчиков в последние годы также тяготеет к технике высокого класса. Цена при приобретении данной техники отходит на второй план. Но так было не всегда. В период становления цивилизованного рынка потребители уделяли ценовому фактору немало внимания.  Сейчас же потребитель стал более опытным и можно даже сказать «придирчивым». 

[«Клиентов сейчас больше интересует, какую эффективность они получат от той или иной единицы техники, какие затраты они понесут, обслуживая свой парк, как долго будет простаивать техника, пока они будут ждать поставки и замены изношенных запасных частей. И когда они анализируют все эти факторы, импортная техника перестает быть «дорогой», - замечает директор компании ООО «Автодоркомплект» (официальный дилер New Holland) Юрий Невский. - другими словами, сравнение происходит на качественно ином уровне, чем это было принято еще в начале 2000-х – потребители уходят от категорий «дорого - дешево» в сторону «эффективно - неэффективно», что правильно по своей природе, ведь речь идет не о личном автомобиле, а о единице спецтехники, которая приобретается под конкретные задачи, и цель покупателя – получить максимальную эффективность за каждый вложенный рубль».]

Разница – в нюансах

Сегмент дорогих импортных экскаваторов-погрузчиков далеко не так однороден по техническим характеристикам представленных в нем моделей, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что производители всей техники премиум-класса выпускают довольно качественную технику, различия в конструкции всё же есть и они довольно заметны.

[«При выборе импортного экскаватора-погрузчика необходимо различать компании, которые самостоятельно занимаются производством узлов и комплектующих для своей техники, от фирм, которые осуществляют только сборку техники из узлов и деталей других производителей,  – отмечает менеджер по продажам ООО «Сибирская сервисная компания» (официальный дилер Volvo на Кузбассе) Каучаков Игорь. - Сборочная компания, которая использует чужие узлы и агрегаты, никогда не добьётся от машины столь же высокого КПД, как производитель, который самостоятельно разрабатывает технику. Разница заключается в том, что компании, осуществляющие сборку техники, используют некие усредненные технические решения, а настоящий производитель техники использует оптимальные узлы и агрегаты. Разница заметна в мелочах». ]

Что же отличает настоящего производителя дорогой техники от всех остальных компаний? В первую очередь, собственные технические разработки, за счет которых повышается эффективность техники. Как правило, любой «бэкхолодер» высокого класса потребляет меньше топлива. Кроме того, техника ведущих мировых производителей более эффективна за счет более быстрого оперирования рабочим оборудованием, точности работы гидравлического оборудования и так далее. 

[«Если говорить об экскаваторах-погрузчиках марки New Holland, то в первую очередь стоит упомянуть настоящую многофункциональность этого класса техники. Одна единица техники способна, например, произвести выемку грунта обратной лопатой, затем загрузить этим грунтом с помощью погрузочного ковша бортовой автомобиль, загрузить или сгрузить с автомобиля объекты весом до 1 тонны и все это с отличным темпом – ведь переключение у оператора от одного вида работ к другому занимает меньше минуты и исключительно при помощи стандартного оборудования, – поясняет Юрий Невский. - вся эта работа выполняется с выверенным рабочим циклом, как при работе с погрузочным ковшом, так и при оперировании с экскавационной рукоятью. Технические решения, заложенные в машину, позволяют и действовать с ювелирной точностью, и прикладывать максимальную мощность в зависимости от ситуации. Вкупе с относительно невысокой стоимостью самой техники и запасных частей к ней, низким среднечасовым расходом топлива – это и даёт высокую производительность экскаваторам-погрузчикам New Holland».]

Стоит также обратить внимание на то, что у каждого производителя в модельном ряду есть «сильные» и «менее сильные» позиции. К примеру, у JCB самым сильным сегментом является как раз серия экскаваторов-погрузчиков. В своё время английский производитель был первооткрывателем этого вида техники и ему удалось удержать технологическое лидерство до нынешнего дня. 

Именно поэтому при выборе экскаватора-погрузчика обязательно следует обращать внимание на нюансы. Порой небольшие изменения в конструкции весьма заметно повышают эффективность машины. При выборе «бэкхолодера» обязательно сравнивайте конструкцию стрелы, конструкцию смещающейся каретки экскавационной рукояти, эргономику кабины и даже схему открытия капота. Всё это, на первый взгляд, не главное, но именно из этих мелочей и складывается высочайшая производительность машины. Больший сдвиг оси копания позволяет делать на стройплощадке меньше передвижений, крабовый ход повышает маневренность, два гидронасоса повышают скорость работы гидравлики, оптимальное размещение рукояти в транспортном положении позволяет повысить скорость передвижения между объектами, автоматическая трансмиссия облегчает работу механика-водителя, а роскошная кабина с самым низким уровнем шума снижает его утомляемость. Всё это в конечном итоге позволит вам выполнить за одну смену гораздо больше работы. 

Возможно, на примере экскаваторов-погрузчиков экономический эффект от более высокой производительности просчитать не столь просто. Эта техника не работает ежедневно с одинаковой нагрузкой. Если же взять в качестве примера обычный гидравлический экскаватор, который работает в карьере в 3 смены, то на нём все эти технические новации очень легко перевоплощаются во вполне осязаемые рубли. За то же самое число моточасов более дорогой экскаватор перегружает большее количество грунта, расходуя при этом меньшее количество топлива. 

Сервис премиум-класса, по премиум-цене? 

В среде противников дорогой техники нередко можно услышать такой аргумент, что при покупке дорогой машины потребителя «подсаживают» на довольно дорогие услуги по сервисному обслуживанию. Однако на практике этот тезис не находит подтверждения. 

[«При покупке недорогой техники владелец никогда не может знать, какую сумму ему придется потратить на ремонт в ближайшем квартале. Техника премиум-класса в этом смысле предсказуема на 100%, – объясняет Игорь Каучаков. - Для каждой машины производитель разрабатывает программу технического обслуживания, которая рассчитана на первые тысячи моточасов. Стоимость каждой операции известна, поскольку она рассчитана исходя из стоимости нормочаса и количества расходных материалов. Если владелец придерживается данной программы, то никаких дополнительных расходов, как правило, не требуется». ] 

Не стоит забывать и о таком факторе как стоимость непредвиденных простоев на ремонт. Любое выпадение из рабочего цикла приводит к многократному удорожанию стоимости содержания техники. Так что при детальной оценке стоимости сервиса качественный экскаватор-погрузчик премиум-класса тоже оказывается в выигрыше. 

В компании «Автодоркомплект» даже попытались посчитать конкретную сумму затрат на обслуживание, которую в среднем вкладывает покупатель при нормальном режиме работы. Согласно этим подсчетам, для экскаватора-погрузчика New Holland B110 в годовом исчислении расходы на сервисное обслуживание и запасные части редко превышают в среднем 5% от стоимости самой единицы в первый год после покупки и 7-8% во второй. 

Однако эти цифры все же следует признать довольно относительными, поскольку стоимость обслуживания техники зависит от многих факторов: от интенсивности ее использования, условий работы техники, своевременности проведения профилактических работ и прочего. Понятно, что затраты на обслуживание техники, которая простаивает, будут стремиться к нулю, затраты же на обслуживание техники, которая «работает на износ» по 24 часа в сутки будут выше среднего.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >