+79139857900

Энциклопедия отечественного автопарка

1 декабря 2020 в 13:45

За прошедшие несколько лет в структуре российского автопарка произошли существенные изменения. На первые позиции все больше выдвигаются иномарки, но при этом автопарк страны остается возрастным. Наш материал о том, каковы современные тренды формирования российского автопарка применительно к регионам, какова сегодня структура отечественного парка легковых автомобилей, какие модели выходят на первый план.

 

Изучать и анализировать такое многоплановое явление, каким считается автопарк огромной по территории страны, достаточно сложно.Современный автопарк формировался не один год. Сегодня он состоит из нескольких сотен моделей автомобилей самого разного возраста: от «древних», насчитывающих несколько десятков лет,до сих пор не снятых с регистрации, до совсем «свежих», произведенных на новых автозаводах, либо ввезенных в страну совсем недавно.

Автопарк Российской Федерации уникален по своему разнообразию, поскольку это обусловлено несколькими источниками его формирования. Отсюда возникают корни его уникальности на автомобильной карте планеты.

Как известно, период после 2002-2003 гг и практически до конца десятилетия назвали «тучными» годами. Главной маркой, формировавшей отечественный автопарк, была продукция АвтоВАЗа под брендом Lada. Автомобилей этой марки продавалось в количестве около 700-800 тыс. штук в год. Но одновременно с повышением благосостояния населения взрывными темпами начал расти  импорт. Причем ввоз б/у автомобилей в несколько раз превышал импорт новых иномарок. Свободные таможенные правила ввоза и стали главной причиной разнообразия отечественного парка автомобилей. 

После преодоления тяжелого кризиса в 2009 году несколько лет наблюдался взрывной рост продаж новых автомобилей – из-за взлетевших на мировом рынке цен на нефть. Казалось, повторно наступили «тучные» годы. Парк легковых автомобилей прирастал высокими темпами. Однако источники пополнения парка уже значительно отличались от первых «тучных» лет. В начале десятилетия были приняты меры по ограничению ввоза в страну подержанных иномарок, стали действовать инвестиционные режимы для организации выпуска иномарок на территории РФ. Эти меры сильно повлияли на принципы и источники формирования автопарка РФ. В них и следует искать причины трансформации парка и дальнейшую его эволюцию.

 

transervice_06_CMYK-37

 

Кто заедет в автосервис 

Знание о структуре парка важно для автосервисменов, поскольку им приходится иметь дело с разными автомобилями, которые заезжают в ремзону СТО. Но внимательный взгляд владельца сервиса и статистический учет вычленит в этом потоке автомобилей клиентов те, которые приезжают чаще. Поэтому даже беглый взгляд на структуру парка страны даст ориентиры к подобному анализу. 

Сегодня в России по состоянию на середину текущего года насчитывается 43,08 млн легковых автомобилей. В самом начале текущего года их было 42,75 млн. Несмотря на ковидокризис и различные карантинные мероприятия, которые подкосили продажи новых машин, общее число автомобилей в стране выросло практически на более чем триста тысяч штук.

В огромном автопарке на российские марки приходится 16,5 млн автомобилей, или 38,2%. Из них более 13,4 млн представлены брендом Lada.  Соответственно, на иномарки пришлось 26,5 млн, или 61,7%. Численно преобладают автомобили, изготовленные до 2011 года. Таких машин в стране более 25,2 млн автомобилей, которые имеют возраст от 10 лет и старше. Это самая большая возрастная группа в структуре парка легковых авто в РФ (диаграмма круговая).

Потенциально интересная для независимых станций технического обслуживания автомобилей возрастная группа автомобилей, выпущенных в 2011-2016 гг. Они уже не обслуживаются по гарантии в сервисах официальных дилеров. В количественном выражении это огромный парк, насчитывающий около 12,3 млн штук, или каждый третий автомобиль в стране. Действительно, старый парк, в котором тон задают отечественные автомобили Lada/Жигули, обслуживается, как правило, в гаражах. Как известно, самые массовые по числу автомобили российского автопарка – это ряд моделей отечественной марки Lada – «семерки», «девятки», «шестерки». Они много лет не покидали конвейер крупнейшего автозавода страны, поэтому неким кумулятивным эффектом стало их чемпионство в российском автопарке.

Количество автомобилей, датируемых 2012 годом, в автопарке страны составляет 2,73 млн единиц. Возрастная группа автомобилей, произведенных в 2013 году, насчитывает 2,47 млн ед., а машин 2014 года — 2,04 млн ед. Наименее малочисленными являются возрастные группы 2016 года выпуска — 1,22 млн авто, а также 2015 г. - 1,3 млн авто. Но именно в это время набирали обороты новые заводы, построенные на территории Российской Федерации. К чему это привело?

Иномарки «рулят» в парке 

Сегмент иномарок начал интенсивный и динамичный рост с начала века. Это привело к тому, что их количество в российском автопарке постепенно увеличивается и со временем они вытеснят из статуса «самых распространенных» отечественные легковые автомобили Lada.

Сегодня в парке РФ количество иномарок стремительно приближается к символическому уровню, когда из трех автомобилей два будут зарубежных марок. Всего же на территории страны зарегистрированы около сотни брендов, среди них есть и экзотические, и давно канувшие в историю. Но сегодня речь не о них. Резко доминирует первая десятка брендов. Обратим внимание на самые популярные бренды и самые популярные модели российского автопарка.

На ТОП-10 марок приходится 18,2 млн автомобилей. При этом парк топовой десятки составляет 68% всех иномарок страны. Численность каждого бренда превысила 1 млн единиц, кроме автомобилей Skoda (см.диаграмму столбчатую). Но по всей видимости, к началу следующего года эта чешская марка преодолеет миллионный рубеж. 

Первая десятка иномарок – это своеобразный первый эшелон как отечественного автопарка, так и авторынка. Здесь можно выделить два долговременных тренда. Первый состоит в том, что число корейских автомобилей, которые сегодня являются бестселлерами российского рынка, растет и через несколько лет они будут занимать две первые строки рейтинга автопарка, обогнав Toyota. Второй тренд: в связи с уходом GM и Ford из РФ количество автомобилей этих марок лишилось источника пополнения. Соответственно, с течением времени они покинут первую десятку. Правда, произойдет это не так скоро.   

Кто же может занять их места? Если посмотреть на японские марки, то мы увидим такой расклад. Четвертая по численности после Toyota, Nissan и Mitsubishi марка японских автомобилей Mazda, которых в стане 742,9 тыс. автомобилей. Количество машин марки Honda составляет 663,9 тыс. штук, но среди них преобладают в основном праворульные машины. Также в стране насчитывается 394,6 авто бренда Suzuki. Премиальных автомобилей Lexus всего 310 тыс. штук и 261,2 тыс.Subaru.

На фоне такой «массовости» японцев пока очень скромно смотрится перспективный парк китайских марок. Самой массовой китайской маркой в России стала Chery (167,0 тыс. штук). Второе место по количеству зарегистрированных машин в российском автопарке занимает Lifan — 153,6 тыс. авто. Третий результат у Geely — 116,9 тыс. автомобилей. Great Wall хотя и ушла с российского рынка два года назад, но оставила 104,0 тыс. автомобилей бренда. Замыкает пятерку китайских марок самый амбициозный автопроизводитель Haval: автомобилей этого бренда мало – всего 24,8 тыс.

 

transervice_06_CMYK-373

 

Локальные модели впереди 

Что же касается конкретных моделей, то картина получается следующая. Самая распространенная иномарка в отечественном парке KIA Rio. Пока она находится на пятом месте в общем зачете. По данным «Автостат Инфо», в стране насчитывается  887 028 автомобилей на середину текущего года. Это примерно на 80 тыс. штук больше, чем в начале года. Такой прирост обеспечивает производство модели на конвейере предприятия «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», на который автомобиль встал в 2012 году. Уже четыре года он является лидером по продажам среди иномарок. Но в отечественном парке есть и предыдущие поколения автомобиля, которые импортировались из-за рубежа, но их количество невелико.

Немногим меньше зарегистрировано автомобилей Hyundai Solaris — второе место в отечественном парке среди иномарок —  826 347штук. Этот новый автомобиль встал ранее на конвейер в РФ в самом конце 2010-го. В парке РФ только автомобили, произведенные на территории страны.

Третье место по представленности среди моделей иностранных брендов принадлежит модели Ford Focus — 787 617 штук нескольких поколений, которые выпускались на заводе под Санкт-Петербургом. Их число с начала года оставалось стабильным, уменьшение составило всего несколько сот штук.

Медленно растет парк такой иномарки как Renault Logan, число регистраций которой составило 726 тысяч единиц. И замыкает первую пятерку иномарок российского парка японская модель Toyota Corolla (651 472 ед. авто). Количество этой модели выросло на символические 1000 штук. Рост в парке РФ этого самого популярного в мире автомобиля приостановился по двум причинам. На рынке новых иномарок этот автомобиль сильно уступает двум другим одноклассникам – Skoda Octavia и KIA Cerato. А поскольку популярность этого автомобиля в РФ и высокое место в пятерке иномарок обусловлена ввозом в прошлые годы праворульных автомобилей из Японии, то фактическое перекрытие этого канала поставок сегодня приводит к стагнации численности модели в автопарке. Российский парк Toyota Corolla представляет собой автомобили нескольких поколений, в том числе и в праворульном варианте.

Среди иномарок с наибольшей численностью в автопарке Российской Федерации отметим следующие модели. Подавляющую часть парка Volkswagen Polo (542 010шт.) представляют собой автомобили, которые выпущены на предприятии VolkswagenGroup в РФ, в кузове седан. И лишь небольшую часть парка этой модели представляют подержанные автомобили в кузове хэтчбек, в свое время ввезенные из Европы.

Парк японского бизнес-седана Toyota Camry насчитывает 461 772 ед. Он также как и парк Toyota Corolla делится на две части. Первая, наибольшая, ввезена в праворульном варианте из Японии. А вот вторая часть парка этой модели представляет собой продукцию, сошедшую с конвейера завода Toyota Motors в Шушарах. Аналогичные источники в структуре отечественного парка и другого японского автомобиля - Toyota RAV4 (442 654 шт.). Примечательно, что самый распространенный иностранный кроссовер России находится на восьмом месте среди иномарок российского парка.

Чешский лифтбек Skoda Octavia и французский кроссовер Renault Duster (432,6 тыс. шт. и 422,7 тыс.шт., соответственно) также динамично наращивают свой парк за счет продаж новых автомобилей, выпущенных на заводах в РФ.

В российском парке представлены также две иномарки, которые никогда не производились на территории Российской Федерации, а только импортировались. Но если на наш рынок автомобили Daewoo Nexia (421,1 тыс. шт.) попадали из Узбекистана только на рынок новых автомобилей, то немецкий автомобиль Volkswagen Passat (350,2 тыс.шт.) ввозился как в качестве б/у иномарки из Европы, так и продавался в салонах официальных дилеров немецкой марок. Два поколения другой немецкой модели Opel Astra (360,8 тыс. ед.) сходили с конвейера питерского предприятия General Motors. 

Интересно отметить, что за пять лет в автопарке обрели российскую регистрацию 383 тыс. автомобилей Lada Vesta.

 

transervice_06_CMYK-38

Мы не зря столь подробно остановились на столь важном сегменте российского автопарка   в категории самых популярных иномарок страны. Учитывая тот факт, что сегодня порядка 86% продаж составляют автомобили, выпущенные на территории РФ, а заводы по их выпуску работают на полную мощность, несложно составить прогноз. Уже через несколько лет именно эти иномарки начнут доминировать в отечественном парке. А вот их обслуживание и ремонт практически полностью перейдет в независимый сегмент автосервисов. Это долгосрочный тренд. Сегодня же парк заезжающих на обслуживание в сервис автомобилей представляет собой любопытный микс автомобилей-иномарок разных лет выпуска: от древних до совсем свежих.

И еще один «долгоиграющий» тренд формирования отечественного парка. Предпочтения российских автолюбителей постепенно изменяются. Сегодня в парке 42% принадлежат размерному классу В. А каждый четвертый автомобиль относится к классу SUV (почти 11 млн шт.). А вот каждый седьмой относится к сегменту С (6,5 млн шт.).   

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >