+79139857900

Еще один трудный год авторынка

1 августа 2020 в 13:54

События на автомобильном рынке страны текущего года будут вписаны в историю кризисов, как вызванные не совсем обычными факторами. Уже сегодня составляются прогнозы, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Наш материал приоткрывает завесу будущего развития авторынка.  

 

Казалось бы, поведение российского автомобильного рынка досконально изучено, проанализированы и выявлены многочисленные факторы, оказывающие на него непосредственное влияние. Тем не менее, эта совокупность факторов оказалась неполной и пополнилась ранее неизвестными.

В конце прошлого года аналитики и специалисты рынка прогнозировали, что 2020 год на авторынке будет непростым. Спад, начавшийся годом ранее, после двухлетнего роста авторынка продолжится. Напомним, что 2019 год завершился небольшим падением (-2,3%). Но никто из специалистов не смог предугадать глубину падения, поскольку накануне нового года еще не было известно о коронавирусе.

В свою очередь ситуация по месяцам начавшегося 2020 года развивалась разнонаправлено. Если первый квартал авторынок закончил все же с небольшим плюсом (+1,8%), то результаты второго квартала оказались катастрофическими, особенно в апреле, из-за введенного жесткого карантина. Большинство игроков рынка новых автомобилей заявили о полном прекращении или снижении продаж на 80 – 90%, их сервис сократился на 30 – 40%. Это было связано с тем, что в этом месяце был объявлен карантин, и все автосалоны были закрыты. Такого прецедента за все время существование российского автомобильного бизнеса не было. Пострадали также не только официальные дилеры, но и другие сегменты авторынка - магазины автозапчастей, независимые автосервисы.  

К концу мая произошло ослабление карантинных  мер, и большинство автосалонов стали  доступны для покупателей. В целом же такой строгий режим стал беспрецедентным и очень сильно ударил по официальному автомобильному бизнесу, в том числе дилерскому.

Уже сегодня стало известно о том, что за прошедшие шесть месяцев количество автосалонов в РФ  уменьшилось на 218 (в январе 2020 г. насчитывалось
3 370 дилеров). При этом снижение числа дилерских центров за этот период объясняется тем, что было расторгнуто 362 дилерских контракта, а новых заключено – 144. Таков баланс.

Однако, сегодня весь автомобильный бизнес страны, все автомобильное сообщество волнует один единственный вопрос: что будет дальше, как будет развиваться ситуация на российском авторынке? Ведь от ее развития в сегменте новых автомобилей зависит развитие остальных сегментов авторынка: от продаж подержанных машин до автосервисного обслуживания. 

Сегодня уже очевидно, что текущий год станет годом беспрецедентного кризисного спада, вызванного новым фактором – коронавирусом, который в одночасье заявил о себе. Причем, спад продаж будет самый глубокий за последние 15 лет, о чем уже свидетельствуют значения показателей продаж в первой половине текущего года. Они даже не идут ни в какое сравнение с предыдущими кризисными годами, будь то 2009 год или посткрымские 2015-2016 гг.  На текущий спад также накладывается главный долговременный фактор снижения продаж новых автомобилей – падение реальных располагаемых доходов населения, последовательно продолжающиеся с 2014 года (диаграмма).

 

transervice_04_2020_CMYK-25

 

Когда макроэкономика станет позитивной 

Авторынок, будучи весомой частью экономики страны, зависит в первую очередь от текущей макроэкономической ситуации и ее стабильности. Мешать восстановлению экономики во второй половине 2020 года будут такие факторы как девальвация национальной валюты. Экспертное сообщество не сомневается, что из-за сокращения доходов федерального бюджета власти прибегнут к снижению валютного курса. Другими факторами эксперты называют низкие сборы налогов, мировой экономический спад, ухудшающийся торговый баланс страны и самое главное, снижающийся спрос со стороны потребителей. Сегодня эксперты и специалисты рынков не могут назвать фактор, который будет способствовать экономическому росту и быстрому восстановлению экономики.

Далее, в следующем 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост. Таким образом, все варианты и макроэкономические показатели ближайшего будущего не внушают оптимизма.

Основной вопрос второго полугодия 2020-го — вернется ли валовой внутренний продукт (ВВП) к уровню до пандемии, или экономическая активность все же останется подавленной. На основе имеющихся данных можно говорить о медленном восстановлении в сравнении с периодом жестких ограничительных мер. Но пока до показателей предыдущего года еще далеко, что, кстати, видно невооруженным глазом, по результатам последних месяцев на авторынке (таблица). 

 

transervice_04_2020_CfMYK-25

 

 

Таким образом, существующий макроэкономический фон для восстановления автомобильного рынка не самый благоприятный. И это настораживает. Еще один важнейший фактор, самым непосредственным образом воздействующий на российский авторынок, является цена на «черное золото».

На протяжении последних 15 лет в Российской Федерации отмечается высокая корреляция между динамикой стоимости барреля нефти и статистикой продаж новых автомобилей. Отметим, что в 2008 году, когда нефтяные котировки рванули вверх до уровня $100, это сразу же отразилось на объемах продаж автомобилей (результат того тучного года около 2,75 млн авто). В следующем году под влиянием мирового экономического кризиса, названного «кризисом пузырей», продажи автомобилей снизились практически вдвое – вслед за резким падением цен на нефть.
В дальнейшем любой рост либо снижение среднегодовой цены нефти Brent в высокой степени отражались на объемах проданных в РФ автомобилей. Математические расчеты, которые проведены специалистами АА «Автостат» показали, что если средняя цена барреля нефти в 2020 году будет на уровне $40, то рынок новых легковых автомобилей в целом за год может упасть на 22% в сравнении с предыдущим годом. В случае среднегодовой цены нефти Brent в $50, российский авторынок снизится меньше – на 12%. В наиболее негативном варианте – при снижении цен на нефть до $30 – рынок может упасть на 34%. Следует подчеркнуть, что приведенные показатели получены без учета возможных изменений ряда других макроэкономических факторов.

Кроме того, данный «нефтяной» прогноз составлен без учета форс-мажорных обстоятельств, связанных с коронавирусом. Кроме того, в дальнейшем  может появиться фактор второй волны пандемии. С подобной ситуацией мир еще не сталкивался, соответственно, предсказать его влияние и рассчитать с помощью математических моделей наносимый ущерб не представляется возможным.

Сегодня цены нефти Brent находятся возле условно благоприятного для бюджета РФ уровня – чуть более $40. Как долго они будут находиться в этой «зоне комфорта», повлияет ли на них ослабление сделки ОПЕК+ и традиционное сезонное повышение потребления топлива во второй половине года?

 

transervice_04_2020g_CMYK-25

 

Прогнозы, прогнозы, прогнозы 

Принятые меры по изоляции и карантину в одночасье перечеркнули прогнозы, составленные в конце прошлого и в начале текущего года. Причина – неординарность ситуации. Так, комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) пересмотрел в июле свой прогноз продаж автомобилей в России. По итогам 2020 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упадут на 23,9%, или до 1,3 млн автомобилей, констатировали специалисты АЕБ. Ассоциация предполагает, что господдержка стимулирования спроса покупателей продолжится, а второй волны коронавирусной инфекции не будет. В январе АЕБ допускал падение авторынка лишь на 2,1% по сравнению с 2019 г. – до уровня около 1,72 млн автомобилей.

Также пересмотрен прогноз «ВТБ капитала»: в начале года было предположение, что авторынок останется на уровне 2019 г. или даже вырастет на 5%, но сейчас предпосылок роста нет. Прогноз «ВТБ капитала» на 2020 г. – падение рынка на 18%.

Для производителей и дилеров прошедшие полгода напоминали американские горки, отмечает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле-мае и медленное восстановление в июне. Дилеры работают, господдержка дополнительно стимулирует продажи и положительно сказывается на отложенном спросе, но в июне снижение продаж составило 14,6% к прошлому году — до 122 622 автомобилей. Всего же за полгода в России продано 635 959 автомобилей, что на 23,3% меньше показателей прошлого года (таблица).

Описывая текущую ситуацию, аналитики указывают на ряд факторов, влияющих на поведение автомобилистов. Среди них — мировая пандемия коронавируса и, как следствие, закрытие автосалонов почти на два месяца, ослабление рубля, отсутствие потребительской уверенности и падение доходов населения. В такие сложные периоды потребители не стремятся покупать товары длительного пользования – такие как автомобиль. Но продажам июня помогли расширенные госпрограммы поддержки автопрома, которые были срочно приняты в правительстве РФ. Для этого было выделено профильному министерству промышленности и торговли РФ около 25 млрд руб.

С 1 июня с.г. стартовали обновленные программы на покупку новых автомобилей с использованием дополнительных мер господдержки. Изменения коснулись программ «Первый автомобиль» и «Семейный», дающих право на скидку в 10%. В первом случае с 1 млн до 1,5 млн руб. увеличили ценовой порог авомобиля. Во втором для участия в программе достаточно иметь одного ребенка (ранее было два). Получить 10%-ную скидку могут работники медучреждений. Заработала новая программа, которая дает клиенту скидку 10–25% при покупке нового автомобиля в случае сдачи в зачет старой машины (trade-in). В программе участвуют почти вся линейка «АвтоВАЗа», ряд производимых в России моделей Renault, Hyundai, KIA и другие марки.

Текущий кризис на авторынке затронул все страны мира. Предыдущий кризис 2015-2016 гг. был локальным и случился только в РФ. Причинами спада продаж автомобилей как в сегменте новых, так и подержанных стали неблагоприятны макроэкономические условия, возникновение которых связано с объявленными экономическими санкциями со стороны стран Запада. Это привело к девальвации национальной валюты и последовавшими за этим событиями.

 

transervice_04_2020_CMYK-26

 

Текущий кризис скажется на всем мировом автомобильном рынке. Так, согласно свежему прогнозу международного рейтингового агентства Moody’s, ожидается в 2020 году падение мирового авторынка на 20% . Предыдущий прогноз, составленный специалистами этого агентства, декларировал  спад в 14%. Также, по оценке Moody’s, в этом году продажи автомобилей в Европе снизятся на 30%, в США - на 25%. Агентство оставило без изменения свой прогноз по продажам автомобилей в Китае на текущий год - спад на 10%. Moody’s не исключает, что объем продаж автомобилей в мире в следующем году увеличится на 11,5%, при прогнозируемом росте ВВП в странах G20 на 4,8% в 2021 году. И это обнадеживает. Но затронет ли восстановительный рост российский авторынок? Эксперты в ожидании.  

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >