+79139857900

Есть ли будущее у колориста?

20 ноября 2012 в 11:28

Профессия колориста, как известно, только в России выделяется в отдельную специальность. В Европе и Америке, равно как и в других развитых странах, большинство автомобильных сервисов имеют собственные микс-системы, в которых смешиванием краски занимаются сами маляры. Обладание первичными навыками цветоподбора для них так же обязательно, как и умение работать с окрасочным пистолетом. В России микс-системы можно встретить лишь в дилерских автоцентрах и на самых крупных независимых СТО. Большинство же независимых автоцентров пользуются услугами колористов из независимых студий цветоподбора. Каковы сегодня перспективы этой профессии? Об этом мы поговорили с ведущими экспертами сибирского рынка автомобильных красок.

 

В последние годы структура сибирского автопарка стремительно меняется в сторону увеличения доли новых (либо почти новых) автомобилей. Это обстоятельство, казалось бы, должно было привести к резкому росту спроса на услуги дилерских автоцентров и снижению клиентуры у независимых кузовных центров. Однако до сих пор этого не произошло. Независимые автоцентры и полулегальные гаражные мастерские класса С по-прежнему работают с максимальной загрузкой. Именно благодаря таким автосервисам потребности рынка в опытных колористах, которые умеют не только наливать краску по коду, но и подгонять цвет под образец (лючок бензобака) довольно высоки. На то есть несколько причин.

 

«Во-первых, на нашем рынке высокие требования к точности цветоподбора. Они изначально выше, чем в Европе или Америке, – рассказывает руководитель отдела продаж компании «Европроект Новосибирск» Дмитрий Равдугин. -  Американец не станет скандалить из-за небольшого непопадания ремонтной краски в заводской цвет. Российский клиент будет настаивать на том, чтобы ему все переделали, потому что у нас отношение к автомобилю принципиально иное».

 

«Значительная доля маляров по-прежнему предпочитает красить не плавным переходом, а в жесткий стык. При такой технологии окрашивания требуется максимально точное попадание в цвет, – добавляет директор компании «Сибирская Альтернатива Олег Санин, - Кроме того, на независимом рынке авторемонта сохраняется довольно большое количество уже ремонтированных ранее автомобилей. Качество этого ремонта не всегда было высоким, соответственно, даже на одном кузове могут присутствовать разные оттенки цвета. Подобрать такую краску «по коду» не представляется возможным. От колориста требуется максимальное мастерство, чтобы добиться нужных оттенков».

 

Подбор краски «по коду», без доколеровки, широко применяется лишь в дилерских центрах, поэтому там и отношение к колористике очень похоже на то, что мы видим на зарубежных рынках. Подбор краски осуществляют сами маляры либо один наиболее опытный колорист, знакомый с системой подбора краски и компонентной базой. В отличие от независимых автоцентров, дилеры могут себе это позволить, поскольку они:

 

• ремонтируют автомобили нескольких брендов, следовательно, количество применяемых рецептур краски у них довольно ограниченное,

• используют дорогие краски премиум-брендов, как правило, омологированные автопроизводителем, следовательно, у них есть все необходимые компоненты для составления самых сложных цветов, так что вероятность непопадания в цвет при наливе краски по коду практически исключена,

• автомобили, поступающие в ремонт в дилерский центр, как правило, имеют возраст от 1 до 3 лет, с заводским цветом, который ещё не успел выцвести под солнцем, следовательно, при смешивании ремонтной краски по коду получается практически 100%-е совпадение с цветом кузова.

 

В общем, если бы ремонтом кузовов у нас занимались только дилеры, то никаких вопросов о перспективах профессии колориста мы бы сегодня не поднимали, поскольку такой профессии попросту не существовало бы.

 

Однако российский рынок авторемонта развивается по своеобразному сценарию, и у нас доля дилерских автоцентров в сегменте услуг кузовного ремонта пока не очень велика. Значительная доля владельцев дорогих новых иномарок, не говоря уже о владельцах автомобилей эконом-класса, обращается к услугам независимых автоцентров. Тому есть несколько предпосылок. В первую очередь – это, конечно же, желание автовладельца сэкономить на ремонте, но, к сожалению, есть и другая причина. Качество ремонта на дилерских станциях в некоторых случаях не соответствует статусу автоцентра и его ценовой политике. Олег Санин довольно критично оценивает услуги сибирских дилерских центров в области кузовного ремонта:

 

«В дилерских центрах практически невозможно найти профессиональных колористов. Дилеры ориентированы в основном на гарантийное обслуживание, а не на предоставление качественных платных услуг на рыночных условиях. Они не умеют конкурировать. Им не всегда удается удержать у себя профессиональные кадры, а без этого добиться высокого качества ремонта невозможно. Именно поэтому владельцы автомобилей, которые хотят получить высокое качество ремонта, и едут на независимые СТО, получив совет друзей и знакомых».

 

До тех пор, пока на сибирском рынке будет сохраняться такой статус-кво, российским колористам безработица не грозит.

 

«В погоне за снижением себестоимости ремонта наши независимые  автоцентры и «гаражи» ориентируются на окрасочные материалы с низкой ценой за литр. Они  не задумываются о том, какую площадь можно укрыть с помощью этого литра,  какое время займет межслойная сушка и будет ли совпадать цвет, налитый по коду, с цветом на кузове автомобиля,– поясняет Дмитрий Равдугин. - К счастью, в последние годы отношение потребителей к краскам самого нижнего ценового сегмента все же поменялось. Многие автоцентры осознали, что эти автоэмали сильно проигрывают брендам премиум-класса. Проигрывают настолько, что экономический эффект от такой экономии по факту оказывается ничтожным из-за низкой укрывистости и постоянных перекрасов. Дальновидные предприниматели уже переориентировались на сегмент лакокрасочных материалов среднего класса, в котором соотношение «цена/качество» заметно лучше. Однако и в этих системах подбора краски часто отсутствуют редкие компоненты, которые могут потребоваться при составлении сложного цвета. Поэтому роль колориста была и остается очень важной для всего независимого рынка кузовного авторемонта».

 

«У меня нет никаких сомнений в том, что колорист останется одним из важнейших участников процесса авторемонта, – подтверждает Олег Санин. - Услуги официальных дилеров в обозримом будущем вряд ли станут массовыми, а независимые автоцентры не в состоянии пока что в массовом порядке устанавливать собственные микс-системы. Да и не всем это нужно. У доброй половины из них объемы расхода краски таковы, что вкладывать деньги в покупку микс-системы нецелесообразно. Есть, конечно, примеры успешной работы микс-систем на базе независимых СТО, но их очень мало. Мелкие автоцентры будут обращаться к услугам независимых колор-студий, а это значит, что колорист останется связующим звеном между продавцом лакокрасочных материалов и маляром. И от того, насколько качественно он будет работать, будет зависеть прибыль и продавца ЛКМ, и маляра».

 

В то же время директор компании «Сибирская альтернатива» посетовал на то, что настоящих профессионалов колористов на этой работе встретить сегодня очень трудно. Сама профессия довольно молодая, чтобы её преподавали на массовой основе в училищах или ПТУ. Обучением колористов, как правило, занимаются сами дилеры лакокрасочных материалов, подбирая таких людей, которые уже имеют опыт работы с автоэмалями. Однако успешный колорист должен обладать не только очень хорошим цветовосприятием и досконально знать технологию нанесения материалов. Он ещё должен уметь налаживать длительный контакт с клиентами, а кроме того, иметь склонность к саморазвитию. Научить этому на 2-3х-дневных курсах по колористике, конечно, невозможно. Там можно лишь познакомиться с базой компонентов. А вот для полного освоения профессии колориста надо быть готовым, как минимум, к месячному курсу обучения и длительной практике под присмотром опытного мастера. Однако и вознаграждение за успешное обучение будет соответствующим. Хороший колорист в Новосибирске зарабатывает от 25 до 50 тысяч рублей.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >