+79139857900

Эволюция российского легкового автопарка

28 сентября 2021 в 09:45

Современный российский автопарк легковых автомобилей насчитывает более 200 марок. Это разнообразие обусловлено тем, что в разное время в страну были ввезены как экзотические марки, так и безвременно ушедшие с рынка. Но не эта экзотика определяет текущее состояние и структуру отечественного парка.

 Еще полтора десятилетия назад, в 2005 году, российский автопарк легковых автомобилей составлял 25 570 тыс. транспортных средств. По этому показателю он находился на пятом месте в Европе, пропуская вперед такие высокоавтомобилизированные страны как Италия, Великобритания, Франция и ФРГ. Однако, достаточно либеральные правила ввоза в страну как новых, так и прежде всего подержанных автомобилей, сделали наш автопарк одним из самых динамичных на европейском континенте.

Так, уже в 2008 году Россия обогнала по числу легковых машин Великобританию и Францию. За первые так называемые «тучные годы» наш автопарк подрос сразу на 6 млн автомобилей, и в 2009 году их число составило 31 808,8 тыс. единиц. Кризис 2009 года не слишком затормозил рост парка легковых автомобилей в РФ, а начавшиеся вторые по счету «тучные годы» позволили уже в 2012 году вплотную подойти к количественным параметрам итальянского автопарка, а в следующем году обогнать его. Российский автопарк вплотную подошел к 40-миллионному уровню. В последующие годы  соревнование прошло под девизом: «догнать и перегнать Германию».

Правда, при всей этой благостной картине состязания парков в абсолютных показателях, следует отметить, что в относительных показателях по уровню автомобилизации России пока далеко до высокоразвитых стран Европы (313 авто на 1000 жителей). Даже в соседней Эстонии этот показатель достиг 600 авто на 1000. С другой стороны, это индикатор - и у автомобильного рынка, и у автомобильного парка РФ есть существенный потенциал для роста. Главное, чтобы повышались денежные доходы населения страны. Тем более, что история прошедших полутора десятилетий представляет нам яркое свидетельство того, как при повышении благосостояния населения растет отечественный автопарк.

 

«Навес» от Lada

За период 2005-2021 гг российский автопарк вырос с 25,5 млн легковых автомобилей до 45 млн. Получается, что в этот достаточно показательный период развития страны авторынок увеличился более чем на 19 млн транспортных средств, то есть в среднем ежегодно прирастал примерно на 1 млн 200 тыс. автомобилей.

Причем в этот период существенно изменилась структура этого прироста. Причина тому растущие цены на нефть. Существующие в первое десятилетие производственные мощности отечественных автозаводов не смогли удовлетворить потребности населения в транспортных средствах. По сути, работал один АвтоВАЗ, также было восстановлено производство на Ижевском автозаводе. Главной автомобильной маркой, формировавшей отечественный автопарк, была продукция АвтоВАЗа под брендом Lada. Но устаревший модельный ряд уже тогда смотрелся неким анахронизмом, и эти автомобили в основном пользовались спросом со стороны непритязательных российских автолюбителей.

Вместе с существенным повышением благосостояния населения взрывными темпами начал расти импорт. Причем ввоз б/у автомобилей в несколько раз превышал импорт новых иномарок. Либеральные таможенные правила ввоза и стали главной причиной разнообразия отечественного парка автомобилей, о чем было сказано выше.

Но в 2009 году были приняты жесткие меры по ограничению ввоза в страну подержанных иномарок. Иностранные автопроизводители открывали свои сборочные заводы, это и привело к существенному росту доли иномарок в автопарке РФ.

Сегодня лидерство до сих пор ожидаемо удерживают отечественные автомобили Lada. Их доля в автопарке страны немного превышает 30% от общего числа автомобилей. Всего же в российском автопарке насчитывается порядка 13,8 млн автомобилей с ладьей на радиаторе (см. диаграмму).

Наибольшее количество иномарок приходится на японский бренд Toyota (4,1 млн шт.), на долю которых приходится 9% российского автопарка. Замыкают тройку лидеров  автомобили корейской марки Hyundai (2,5 млн шт.) с долей 5,4%. Чуть меньше числится автомобилей Kia (2,4 млн шт.), доля которых тоже превосходит 5%. На пятом месте располагается японский бренд Nissan с долей 4,9%. В количественном отношении это соответствует 2,2 млн единиц. В ТОП-10 самых распространенных марок легковых машин в России также попали: Renault (2,1 млн шт.), Volkswagen (1,8 млн шт.), Chevrolet (1,7 млн шт.), Ford (1,4 млн шт.) и Mitsubishi (1,2 млн шт.).

Здесь стоит упомянуть еще марку Skoda, которая не вошла в десятку лидеров, но число автомобилей этого бренда в российском парке уже превысило 1 млн единиц, а ее доля равна 2,3%. У остальных же марок этот показатель составляет менее 2%.

 

диаграмма 1

Отметим, что пока топовая десятка иномарок остается стабильной. Должно пройти минимум несколько лет, чтобы состав этой первой десятки иномарок изменился. Даже растущие продажи китайских автомобилей пока не могут кардинально трансформировать в ближайшей перспективе этот марочный состав лидеров. Таким образом, сервисменам следует учесть консерватизм изменения автопарка, поскольку в количественном аспекте авторынок очень медленно изменяет структуру парка.

Кто не пускает иномарки в лидеры

13-миллионный парк отечественной модели Lada имеет в своем основании весьма необычную структуру, в которой преобладают модели давно снятые с производства. Это касается двух самых популярных автомобилей в России. Оказывается, что седан Lada 2107 возглавляет модельный рейтинг автопарка РФ. Фактически, это завершающая модель классического семейства АвтоВАЗа, ведущего родословную от итальянского автомобиля FIAT-124. Автомобилей Lada 2107 насчитывается 1,6 млн шт. На втором месте находится еще один вазовский седан – Lada 2106 в количестве 1,2 млн шт. И лишь на третьем месте в российском автопарке модель, которая сегодня сходит с конвейера – это 3-дверный внедорожник Lada 4x4, которых зарегистрировано в стране чуть более 1 млн шт. Сегодня этот  отечественный автомобиль производится на АвтоВАЗе, но уже под именем Niva с приставкой Legend.

Самой популярной иномаркой в российском парке является корейская модель Kia Rio, которых насчитывается 967 тыс. шт. (с учетом версий X-Line и X). Следом, на пятом месте, еще один корейский автомобиль – Hyundai Solaris (873 тыс. шт.). Отметим, что обе модели в настоящее время выпускаются на  предприятии «Хёндэ Моторз Мануфактуринг Рус» под Санкт-Петербургом.

форд фокус

С 6-го по 8-е места в рейтинге снова занимают «лады», уже снятые с конвейера: седан Lada 2110 (823 тыс. шт.), хэтчбек Lada 2114 (781 тыс. шт.), хэтчбек Lada 2109 (774 тыс. шт.). На девятой позиции – американский Ford Focus (758 тыс. шт.), который покинул российский рынок. Замыкает десятку моделей-лидеров автопарка России седан Renault Logan (756 тыс. шт., с учетом версии Stepway).

В ТОП-10 моделей российского автопарка пока не вошли даже «свежие» Lada – Granta и Vesta.

 Табл.1 

Самые распространенные модели российского автопарка на 1.07.2021

Модели

Кол-во, тыс.шт.

Lada 2107

1 600

Lada 2106

1 200

Lada 4x4

1 000

KIA Rio

967

Hyundai Solaris

873

Lada 2110

823

Lada 2114

781

Lada 2109

774

Ford Focus

758

Renault Logan

756

Составлено по данным «Автостат»

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >