+79139857900

Фронтальный погрузчик заговорил по-китайски

1 июля 2013 в 12:26

Сначала были цифры

Среди всех сегментов строительной техники рынок фронтальных погрузчиков не только один из самых объемных, но и самый «менее отечественный». В открытой печати есть данные о развитии сегмента фронтальных погрузчиков за неполный (три квартала) 2012 год. Тем не менее, цифры эти репрезентативны и отражают суть тенденций, происходящих на рынке. С одной стороны, безрадостная картина в отечественном производстве фронтальных погрузчиков, которое характеризуется более чем трехкратным снижением объемов выпуска в сравнении с докризисным 2008 годом, несмотря на быстрое восстановление и конъюнктурно-благоприятный посткризисный период.

Основной объем производства (182 ед., более 80%) отечественных фронтальных погрузчиков пришелся на два завода – орловское ЗАО «Дормаш» и ЗАО «ЧСДМ», входящее в созданную корпорацию RM-Terex. После колоссального спада 2009 года на этих заводах началось некоторое оживление производства.

Однако сегмент импортных фронтальных погрузчиков в 2012 году (новая – 5258 ед., бывшая в употреблении техника – 141 ед.) оказался в 35 (!) раз большим по объему, чем отечественное производство. Даже беглого анализа достаточно, чтобы понять, что сегмент, по всей видимости, для отечественной техники потерян навсегда.

Впрочем, белорусский производитель «АМКОДОР» (1411 ед.) также снижает объемы производства фронтальных погрузчиков и поставки в Российскую Федерацию под натиском импорта на отечественном внутреннем рынке. Одно очевидно: усилившаяся конкуренция и так называемая невидимая рука рынка, а также наилучшее соотношение «цена/качество» у зарубежных производителей спецтехники сделали свое дело. В этом суть произошедшей трансформации и рыночного расклада.

Сегмент импортной техники в прошлом году возрос практически на четверть (24%).

Оказались побитыми и рекорд 2011 года, и рекорд докризисного 2008-го. Уже традиционно в поставках из-за рубежа доминируют китайские фронтальные погрузчики. Незначительными были поставки импортной техники, бывшей в употреблении, практически сопоставимые с объемами отечественного производства.

 

«Китайский» сегмент

Так исторически сложилось, что на территории СССР, а ныне РФ, не существовало крупного производителя фронтальных погрузчиков. В те годы эту функцию выполняло польское предприятие Huta Stalowa Wola, которое поставило в нашу страну около 18 тыс. единиц фронтальных погрузчиков (модель L-34). После распада СССР, в годы экономического кризиса 1990-х, строительные и горнодобывающие компании познакомились с ведущими западными производителями фронтальных погрузчиков, делавшими первые шаги в освоении рынка. Сначала это были французские машины Le Tourneau, американские САТ, японские Komatsu,Kawasaki, польские Dressta (ранее L-34) и т.д.

В середине прошлого десятилетия на рынке появились корейские производители – Doosan и Hyundai. Но примерно тогда же начались поставки китайских фронтальных погрузчиков, которые уже в 2007 году в импортном сегменте заняли ¾ объема. О причинах стремительного завоевания китайскими фронтальными погрузчиками отечественного рынка написано в специализированных СМИ довольно много.

«Надежность и простота в управлении – основные требования к такой технике. Для эксплуатации фронтальных погрузчиков в суровых и жестких условиях необходимо учитывать дополнительные важные требования. На машине должны быть установлены мощный двигатель, усиленные мосты, надежная трансмиссия, шины с широкими протекторами и низким давлением, что обеспечивает высокие сцепные свойства. Погрузчик должен быть удобен в управлении. Органы управления рабочим оборудованием разрабатываются с учетом принципов эргономики, что снижает утомляемость оператора и повышает комфортность работы. Для более удобной работы управление может осуществляться джойстиком. Кабина оператора должна быть комфортабельной и безопасной, обеспечивать необходимую обзорность рабочей зоны, защиту от вибрации и шума», – считает Елена Есина, руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «СДТ Центр», официального дистрибьютора компании Shandong Lingong Construction Mashinery Co., Ltd (SDLG, Москва).

Наверняка одной из главных причин стало точное попадание китайской техники в самый востребованный класс фронтальных погрузчиков – грузоподъемностью 3–5 тонн. Тогда строительный бум способствовал появлению все новых поставщиков из Поднебесной. На тот момент главными факторами при покупке фронтальных погрузчиков были цена (предложение часто было ниже отечественных аналогов) и сроки поставки. Спрос породил предложение. Достаточно короткие сроки поставки и доступная цена вкупе с одним из лучших соотношений «цена/качество» сделали свое дело.

Так «невидимая рука рынка» сконструировала нынешнюю структуру сегмента фронтальных погрузчиков. Сегодня, в посткризисное время, эта структура показала свою жизнеспособность. По-прежнему порядка 70% импорта (читай рынка) занимает продукция из Поднебесной. А главными марками фронтальных погрузчиков являютсяXCMGSDLGChanglinXGMAFotonLonKing и др.

«Сегодня на российском рынке представлен практически полный модельный ряд фронтальных погрузчиков SDLG, – отмечает Елена Есина. – Заказчиками фронтальных погрузчиков являются как частные лица, так и государственные и коммерческие предприятия. Благодаря своей прочной конструкции и широкому спектру сменного навесного оборудования погрузчики широко применяются в различных отраслях, таких как строительство, горнодобывающая промышленность, коммунальное, сельское хозяйство и др.».

Ирек Давлетшин, эксперт компании «НТК форклифт» (Москва), официального дистрибьютора XGMA, добавляет:

«Среди особенностей фронтальных погрузчиков XGMA – их прочная конструкция. Передняя рама с четырьмя пластинами помогает эффективно подавлять кручение и удары, передаваемые рабочим орудием. Задняя рама типа вилки – из коробчатого профиля: высокая общая жесткость, сильная стойкость к торсионным нагрузкам, высокая ударостойкость. Погрузчики оснащены системой компенсации угла наклона ковша, которая оптимизирует процессы погрузки, выгрузки и перемещения различных грузов. Мощный двигатель Shangсhai, созданный по технологии Caterpillar, в совокупности с гидравлической схемой с двумя гидронасосами и приоритетным клапаном управления гидравликой дает существенную экономию топлива».

Центр тяжести структуры спроса на отечественном рынке фронтальных погрузчиков смещен в два сектора. В первую очередь, это погрузчики с эксплуатационной массой 10–13 тонн и грузоподъемностью 3 тонны. На них приходится порядка 2/5 спроса. Еще один популярный типоразмер машин – массой 17–18 тонн и грузоподъемностью 5 тонн. 

Сейчас в модельном ряду китайских импортеров наибольшей популярностью пользуются фронтальные погрузчики именно этих типоразмеров.

«Наибольшим спросом на сегодня пользуются модели XG 932III и XG 955III производства китайской компании XGMA. Фронтальный погрузчик XG 932III имеет грузоподъемность 3,2 тонны, объем ковша – 1,8 куб. м. XG 955III: грузоподъемность – 5 тонн, объем ковша – 3 куб. м. Все большую популярность приобретает на российском рынке погрузчик XG 962 Luxe. Машина грузоподъемностью 7 тонн, объем ковша –3,5 куб. м», – отмечает Ирек Давлетшин.

«Кроме того, популярностью у потребителей пользуются модели, объем ковша которых 1,8 куб. м (модель LG936L)», – добавляет Елена Есина.


Нетривиальный подход

Несмотря на то, что в модельной линейке европейских, американских, японских и корейских производителей представлены практически все классы фронтальных погрузчиков, спрос на них неравномерен. В состав этого класса входит достаточно узкий круг производителей. Он давно сформировался на нашем рынке, и в него входят ведущие западные производители: CaterpillarKomatsuVolvo CELiebherrHitachiDressta. Ведь известно, что попадание в этот сегмент требует больших инвестиций в разработку техники, налаживание ее производства и соответствующий сервис, что впоследствии сказывается на первоначальной стоимости фронтальных погрузчиков и стоимости технического обслуживания. Такой world-class находит своего потребителя-заказчика на рынке. Отметим также присутствие техники JCBTerexNew HollandDoosan. Но в численном отношении на отечественном рынке всех обошла корейская компания Hyundai (см. табл.).

«Заказчиками погрузчиков являются предприятия дорожно­строительного комплекса РФ. Никакой дифференциации заказов по отраслевому признаку мы не наблюдаем: кому нужна недорогая и надежная машина – тот наш партнер, – отмечает Андрей Егоров, руководитель департамента маркетинга и рекламы ЗАО «Техногрэйд», официального дистрибьютора Hyundai. – Техника спроектирована с большим запасом надежности всех узлов и агрегатов, что нехарактерно для китайской техники, но является отличительной чертой техники производства Hyundai. Именно поэтому наши погрузчики, несмотря на малый срок поставки (чуть больше года), уже работают более года на щебеночных карьерах».

По словам эксперта, наибольшей популярностью на российском рынке пользуются следующие модели фронтальных погрузчиков Hyundai:

– SL733 и SL735 (масса – 10,2 т, грузоподъемность – 3 т, объем ковша – 1,8 куб. м);

– SL763 и SL765 (масса – 16,8 т, грузоподъемность – 5 т, объем ковша – 3,0–3,2 куб. м).

Особенно популярна модель с ковшом 3,1 куб. м.

Сейчас корейский производитель вывел на российский рынок новые модели, так называемой экономсерии, которая характеризуется вполне конкурентоспособной ценой и высокой экономичностью в процессе эксплуатации, – SL733s и SL763s.

Андрей Егоров отмечает:

«Главной особенностью марки наших погрузчиков является то, что производятся они на предприятии Hyundai, расположенном не в Южной Корее, а в Китае (Shandong). Качество и контроль на всех этапах сборки соответствует высочайшим стандартам, как и при сборке любой другой продукции Hyundai. Основные узлы и агрегаты фронтальных погрузчиков – те же, что и у других производителей фронтальных по­грузчиков из Поднебесной: двигатель Weichai и Yuchai, КПП YanTai, гидравлика Pempco, мосты Feisheng».

Такой нетривиальный ход корейской корпорации заслуживает внимания и пристального изучения и позволяет надеяться, что в условиях обострившейся конкуренции и широкого предложения со стороны китайских производителей предложение корейского производителя Hyundai позволит поднять на новую ступень уровень спецтехники в этом сегменте. Что только на руку отечественному заказчику.

 

«Карьерный» сегмент

Этот сегмент – перспективный и практически еще недоосвоенный китайскими компаниями рынок спецтехники. Сейчас здесь доминирует техника world-class – фронтальные погрузчики ведущих западных и японских производителей. И хотя у заказчиков – крупных отечественных горнодобывающих компаний – в приоритете все же премиум-класс, подвижки происходят и здесь. Но сначала о том, какие же качества фронтальных погрузчиков ценят горнодобывающие компании и иные заказчики.

Сложилась устойчивая тенденция: одноковшовые погрузчики (объем ковша свыше 4 куб. м) находят применение в карьерах по добыче строительных материалов, на перевалке горной породы, на угольных складах, а порой и на погрузке взорванных и раздробленных руд полезных ископаемых, на вскрышных работах.

Работа фронтальных погрузчиков часто ведется в круглосуточном режиме, следовательно, важнейшими критериями выбора данного вида спецтехники являются высокая надежность, большая наработка мото-часов, скорость и экономичность эксплуатации, высокая степень готовности. В зависимости от числа циклов загрузки кузова самосвала или железнодорожного вагона обусловлен выбор объема ковша фронтального погрузчика.

Сейчас расклад на рынке фронтальных погрузчиков сегментирован. В «тяжелом» классе на горнодобывающих предприятиях эксплуатируются погрузчики ведущих зарубежных производителей. Но все большую активность в обоих сегментах проявляют корейские и китайские производители. Такая «атомизация» рынка исторически связана с тем, что в рамках экономической интеграции фронтальные погрузчики поставлялись из Польши, а машины самого «тяжелого» класса закупались у ведущих западных производителей. Отметим, что первооткрывателем горного сегмента была японская корпорация Komatsu. Сейчас на самый «тяжелый» сегмент приходится чуть более 10% импортных фронтальных погрузчиков.

Марки погрузчиков Doosan и Hyundai не так уж редки на открытых разработках угольных разрезов, карьерах по добыче строительных материалов.

Пока же статус-кво в сегменте самой тяжелой техники эксплуатационной массой выше 35 тонн – видится стабильным. У компаний CaterpillarKomatsu и Volvo CEпрактически нет конкурентов.

Еще один тренд, который получит развитие: в сегменте тяжелых фронтальных погрузчиков эксплуатационной массой свыше 23 тонн сегодня не представлено китайской спецтехники, однако некоторые производители из Поднебесной нацелены на этот сегмент. Окажется ли он по зубам производителям из КНР, начнутся ли мощные подвижки в этом сегменте – скорее всего, покажет время. Первая заявка подана. Китайская компания Liugong приобрела крупнейшего польского производителя дорожной и строительной техники – компанию Huta Stalowa Wola (HSW), а также ее дистрибьюторское подразделение – Dressta. Однако в карьерах и угольных разрезах в самом нижнем весовом сегменте все больший спрос приходится на погрузчики из Поднебесной.

 

МНЕНИЯ:

Сергей Саков, индивидуальный предприниматель (Киселевск, Кемеровская обл.)

 — В парке нашей компании 15 фронтальных погрузчиков Lonking (LongGong). Талдинский угольный разрез – крупнейший в стране. Машины универсальные, применяются на разных работах – на угольном складе, при вскрышных работах, погрузке щебенки, выполняют даже функции грейдера на технологических дорогах разреза. Перед приобретением долго изучали различную технику от нескольких производителей, в конце концов, выбор остановили на китайской марке. От техники ведущих производителей world­class отталкивали ее высокая цена и высокая стоимость эксплуатационных затрат, а также имеющийся опыт эксплуатации фронтального погрузчика одной корейской марки – «капризничала» электроника.

Сделав выбор в пользу Lonking (LongGong), мы не ошиблись. Первые машины отработали уже более 20 тыс. мото­часов в очень жестких условиях. Фактически фронтальные погрузчики в разрезе эксплуатируются 23 часа в сутки четырьмя сменными экипажами. Инвестиции в новую технику «отбились» в течение года. Используем фронтальные погрузчики с ковшами 3,0–4,5 куб. м.  

Но у разных машин – разная длина стрел. На погрузке угля лучше зарекомендовали себя машины с 3,5­кубовыми ковшами. Одно из главных условий эксплуатации – своевременное обслуживание фронтальных погрузчиков, регулярная замена рабочих жидкостей и проведение ТО. 

 

Андрей Прец, директор ООО «Дробильно-сортировочный завод» (г. Томск)

— На нашем предприятии с 2006 года работают фронтальные погрузчики Lonking CDM 855 (LongGong). Машины себя хорошо зарекомендовали. Погрузчики заняты на работах как в добывающем карьере «Скала» в Колыванском районе НСО, так и на заводской площадке. Всего в парке предприятия семь фронтальных погрузчиков. Производительность машин – порядка 5 тыс. кубометров гравия в смену.

Мы намеревались пополнить парк техникой высокого класса (Volvo либо Liebherr). Однако ее первоначальная стоимость практически в три раза выше, да и, несмотря на меньшее число плановых ТО, эксплуатация этих фронтальных погрузчиков обойдется дороже. Проигрывают они китайской технике и в процессе постгарантийного обслуживания. У официальных дилеров западной техники стоимость услуг сервисно­ремонтной бригады выше. Поэтому с точки зрения эксплуатационных расходов китайские погрузчики выигрывают.

Наверное, у ряда специалистов есть предубеждение к ней. Но наш опыт показал, что фронтальный погрузчик уже через 1,5 года работы начал приносить прибыль. Это экономичная, неприхотливая и достаточно выносливая техника. Впрочем, у погрузчиков этой марки часто беспокоят мостовые редукторы, их нельзя использовать на мягких грунтах. Это одно из слабых мест. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >