+79139857900

Главный на складе

9 августа 2010 в 15:37

Объем российского рынка складских погрузчиков, по различным экспертным оценкам, в докризисном 2007 году составил около 25 тыс. единиц. Прирост объемов продаж погрузочной и складской техники в целом по сравнению с 2006 годом составил 33%. Несмотря на столь динамичный рост, рынок остается высококонкурентным, причем во всех ценовых сегментах. Но наш сегодняшний разговор немного о другом. 

эксперты статьи 
Виктор Хлюпин, директор компании «НЭТК» (официальный дилер TCM) 
Денис Ким, директор филиала компании «Бюро-Техник» в Новосибирске  (официальный дилер TOYOTA) 

Как известно, вилочные погрузчики для склада принято делить на автопогрузчики (машины с ДВС) и электропогрузчики (машины, работающие на электротяге). Довольно долгое время электрические погрузчики считались маломощными и не способными в полной мере конкурировать с их собратьями, укомплектованными двигателями внутреннего сгорания. Но прогресс не стоит на месте. С появлением аккумуляторных батарей высокой емкости и двигателей переменного тока высокой мощности электропогрузчики сделали серьезную заявку на то, чтобы выйти в лидеры рынка. Мы решили поинтересоваться у экспертов, прекрасно знакомых с рынком складского оборудования, каким они видят настоящее и будущее погрузчиков с ДВС. 

Меняем автослесаря на электрика?

[«Довольно долгое время погрузчики с двигателями внутреннего сгорания были наиболее востребованным типом складской техники. Причем довольно хорошим спросом пользовались как газ-бензиновые погрузчики, так и дизельные модели, — рассказывает директор компании «НЭТК» (официальный дилер TCM) Виктор Хлюпин. — Но начиная с 2008 года мы отмечаем тенденцию к росту спроса на погрузчики на электротяге. Причины роста продаж электрических погрузчиков объясняются тем, что потребители стали лучше считать свои деньги. Изначально электропогрузчик стоит  дороже погрузчика с ДВС на 20–30%, но расходы на его эксплуатацию намного ниже, чем на эксплуатацию любого погрузчика с двигателем внутреннего сгорания. Это связано как с расходами на топливо, так и с расходами на техническое обслуживание». ] 

Что ж, давайте посчитаем. Возьмем, к примеру, стандартный погрузчик грузоподъемностью 1,5 тонны. Если он работает восьмичасовую смену, то ежедневно на топливо расходуется не менее 20 литров топлива, что составляет около 500 рублей в смену (при работе на газе около 350 рублей). Электрическая энергия намного дешевле. Суточный расход электроэнергии на подзарядку тяговых батарей для электропогрузчика обойдется владельцу примерно в 200 рублей. То есть ежедневная экономия составляет около 300 рублей. Кроме того, погрузчик, укомплектованный двигателем внутреннего сгорания, через каждые 200 моточасов должен проходить ТО (замена масла, фильтров и смазка). Стоимость ТО электропогрузчика также в два раза дешевле. Каждые 600 часов погрузчик с ДВС подвергается более полному ТО, включающему обслуживание КПП. Стоимость такого ТО составляет около 10 тыс. рублей, в то время как техобслуживание электропогрузчика стоит всего около 4 тыс. рублей. Получается, изначально более дорогой электропогрузчик действительно в процессе эксплуатации требует гораздо меньше расходов. Но с этим не согласен директор филиала компании «Бюро-Техник» в Новосибирске Денис Ким. 

«Стоимость обслуживания и прочие эксплуатационные расходы погрузчиков с ДВС действительно довольно высоки по сравнению с расходами на электропогрузчики. Впрочем, примерно через пять лет (7–8 тыс. моточасов) эксплуатации батарея электропогрузчика, скорее всего, потребует замены. А при неправильной эксплуатации можно загубить аккумулятор и за несколько недель. Достаточно несколько раз глубоко разрядить АКБ, и она уже не будет иметь полной емкости и вместо 5  часов будет работать 2,5 часа. Стоимость нового аккумулятора составляет до 30% стоимости погрузчика. Получается не так уж дешево.  Двигатель внутреннего сгорания более долговечен. Он может отработать без капитального ремонта 20 тыс. моточасов и более», — отмечает Денис Ким, добавляя, что стандартный тяговый аккумулятор погрузчика в состоянии проработать не более 5 часов кряду, в то время как рабочая смена длится 8 часов. ] 

Получается, что владельцу такого погрузчика приходится либо покупать сменную батарею, либо изначально покупать погрузчик с более емким аккумулятором, который стоит намного дороже стандартного. Если учесть еще и тот факт, что базовая стоимость электропогрузчика также намного выше цены на погрузчик с ДВС, то разница в цене получается пугающей для некоторых потребителей. 

А вот скупиться при покупке нового аккумулятора как раз не стоит. Технологии производства тяговых аккумуляторов в последние годы значительно усовершенствовались. На рынке появились аккумуляторы, которые могут работать в очень холодную погоду (до -35оС). Для сравнения: газовый погрузчик при такой температуре окружающего воздуха работать не сможет — топливо замерзнет. При этом ни емкость батареи, ни выдаваемая мощность существенно не пострадали. 

В компании НЭТК нам рассказали, что пока еще рост продаж электропогрузчиков сдерживается их более высокой стоимостью, ментальными предпочтениями российских потребителей и бытующим мнением о быстром выходе из строя АКБ, сложившегося еще при эксплуатации болгарских и отечественных электропогрузчиков с контакторной системой управления, при которой был возможен глубокий разряд АКБ, что приводило к сокращению ее срока службы. Современные электронные системы управления электропогрузчиков не допускают глубокого разряда АКБ и информируют оператора о  неисправностях как АКБ, так и собственно электропогрузчика, вплоть до остановки работы... Практика эксплуатации автопогрузчиков показывает, что в зависимости от условий эксплуатации и качества проведения технического обслуживания срок капитального ремонта ДВС может наступить и при наработке в 3 тыс. моточасов. Можно долго спорить о том, что лучше: авто- или электропогрузчик, — все зависит от условий, в которых он будет эксплуатироваться. 

В компании «Бюро-Техник» и вовсе заявили, что погрузчики с двигателями внутреннего сгорания составляют на сегодня до 95% продаж. Впрочем, «Бюро-Техник» все же готовит себе плацдарм для будущего наступления в сегменте электропривода. 

«Не так давно наша компания стала также представителем торговой марки BT (Швеция), которая сегодня принадлежит компании Toyota. В модельном ряду BT как раз представлен очень широкий ассортимент различной техники и оборудования для склада с электрическим и ручным приводом (перевозчики паллет, штабелеры, ричтраки, трех- и четырехопорные электропогрузчики). Мы рассчитываем за счет этой торговой марки значительно увеличить объемы продаж в сегменте складской техники с электроприводом», — заметил Денис Ким.  ] 

Выбираем топливо

Если вы все же делаете выбор в пользу автопогрузчиков, то стоит всерьез задуматься о том, на каком топливе они будут работать. Наиболее высоким спросом пользуются газ-бензиновые погрузчики. 

«Это довольно универсальная машина, которая хорошо подходит для широкого спектра работ, как внутри складских помещений, так и снаружи. Дизельный погрузчик хуже заводится в холодную погоду и производит в работе слишком много копоти. Соответственно, использовать его в помещении не рекомендуется», — отмечает Денис Ким.  ] 

Но Виктор Хлюпин с такой точкой зрения не согласен.  

«В последнее время топливные системы дизельных погрузчиков претерпели существенную модернизацию, и сегодня исправный дизельный погрузчик не коптит и не выбрасывает в атмосферу такого количества вредных примесей, как бензиновый, — говорит он. — А в отличие от погрузчика, который работает на газу, дизельный погрузчик можно эксплуатировать при больших отрицательных температурах. Если топливная система в порядке, то заводится дизельный погрузчик хорошо при любой погоде. Проблем с топливной системой дизельного погрузчика практически не будет, если вы установите дополнительный фильтр-влагоотделитель типа Separ». ] 

Директор компании «НЭТК» отметил, что многие потребители выбирают газовый погрузчик, рассчитывая на экономию средств на топливе. Но расход газа ощутимо выше, чем расход бензина или дизтоплива, поэтому экономия получается не очень заметной, даже несмотря на более низкую стоимость газового топлива. 

Последствия кризиса

В оценке последствий кризиса наши эксперты проявили редкое единодушие, отметив, что в результате финансового коллапса в мире практически полностью прекратились продажи техники в кредит и в лизинг. 

[«До кризиса каждый третий погрузчик продавался в лизинг, сегодня такие продажи единичны. В основном покупают технику те компании, которые имеют собственные средства, либо могут себе позволить приобрести технику в рассрочку до шести месяцев. Наша компания может предложить такие условия приобретения под минимальный процент либо и вовсе без переплаты, если срок рассрочки будет небольшим, — заявляет Виктор Хлюпин. — В прошлом году сформировался отложенный спрос на технику, поскольку многие потребители не решались покупать новую технику. Сейчас ситуация на многих рынках стабилизировалась, и продажи складской техники пошли в рост». ] 
Отмечает частичное восстановление продаж и директор филиала компании «Бюро Техник». 

«Если в кризисный год продажи были в 4–5 раз ниже, чем до кризиса, то сейчас примерно в два раза. Но некоторые постоянные клиенты в период кризиса вообще перестали заказывать новую технику. Сохранили закупки только те компании, у которых были эксклюзивные предложения на своем рынке», — резюмирует Денис Ким. ] 
  

Вторичный рынок

Рынок складских погрузчиков, бывших в употреблении, живет вполне достойно. Два года назад многие прогнозировали, что он будет сметен под давлением наступавших на пятки китайских производителей. Но этого не произошло. 

«Когда на рынке появились первые китайские погрузчики, к ним был очень высокий интерес. Был даже ажиотажный спрос. Сейчас этот интерес упал до нуля, поскольку поставщики складской техники не смогли обеспечить нормальную поддержку продажам, — объясняет Денис Ким. — Покупатели погрузчиков из Китая очень скоро столкнулись с тем, что по их требованию продавцы не в состоянии предоставить ни запасных частей, ни документации, ни полноценного ремонта. При этом ломаются китайские погрузчики гораздо чаще, чем подержанные японские или европейские машины».  ] 

[«В Китае производятся качественные складские погрузчики, но как и все качественные вещи, такие погрузчики немногим дешевле японских или европейских погрузчиков, — дополняет Виктор Хлюпин. — К сожалению, на российский рынок поставлялись в основном самые дешевые погрузчики, цена которых на 40–50% ниже стоимости японских погрузчиков. Соответственно, их покупатели столкнулись с серьезными проблемами при ремонте. ] 

Выбирая между новыми китайскими и подержанными японскими или европейскими погрузчиками, поставщики складской техники рекомендуют обратить внимание на погрузчики с японского аукциона. Несмотря на то что в последние годы из-за выросшего курса иены к рублю стоимость японских погрузчиков выросла почти в полтора раза, их приобретение по-прежнему более выгодно по соотношению «цена/качество». Если не слишком скупиться, то можно приобрести погрузчик с очень хорошим остаточным ресурсом. Компания «НЭТК» даже предлагает такие погрузчики в аренду с последующим выкупом, а также предоставляет полугодовой срок гарантийного обслуживания. 


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >