+79139857900

Год Китая в России

2 марта 2023 в 13:05

За прошедший 2022 год автомобильный рынок РФ испытал такую мощную трансформацию, которую можно сравнить только с революционными переменами. Одной из его самых значимых характеристик стало многократное возрастание роли и места китайских автомобильных брендов. За короткое время они заявили о себе как игроки первой лиги. Экспансия китайских марок на отечественный рынок кардинально изменила не только расклад на нем, но и влияние на весь автомобильный бизнес страны.      

Китайские автомобили в России – теперь эта фраза звучит совсем иначе, чем ещё пару лет назад. Сегодня ситуация уже совсем другая. На китайские автомобили придётся  пересаживаться уже не только с автомобилей отечественных марок. Российские  автолюбители – владельцы корейских, японских, европейских машин уже серьёзно присматриваются к маркам из Поднебесной. Так же, как с сотовыми телефонами – китайские марки автомобилей пройдут путь от неприятия до признания и массовых покупок.

china_haval

По итогам 2022 года в России из 60 брендов официально осталось 14. Три из них (не считая премиальный Aurus) — российские, остальные — из КНР. Сегодня на российском рынке отечественный бренд Lada в совокупности вместе со всеми брендами из Поднебесной занимает 80%. Напомним, результат продаж новых автомобилей в России в прошлом году в целом оказался провальным (-59%, в сравнении с 2021-м). В мировом рейтинге Российская Федерация опустилась с 11 на 19 место. 

Если в 2021 году ни одна китайская марка не вошла в ТОП-10 российского авторынка, то в прошлом году заработал «вертикальный лифт», и сразу три китайские марки оказались в первой десятке – Chery, Haval и Geely. Они вытеснили Nissan, BMW и Mercedes-Benz. Но поскольку статистика охватывает только календарный год, следует отметить, что уже по итогам 2 месяцев 2023 года эти три китайские марки заняли  второе, третье и четвёртое места в российском рейтинге. Так же в ТОП-10 появились ещё два китайских бренда – Exeed и Omoda, на седьмой и восьмой строчках соответственно. (табл.1)  

ТОП_10_Китай1

В тоже самое время такие «долгожители» российского авторынка, как Renault, Skoda и Vokswagen, покинули топовый список.

Но вернёмся всё-таки в год 2022-й. Из игроков первой лиги никто не добился успеха  – все показали отрицательный «рост», и общий фон российского рынка был негативно снижающимся.  Европейские, корейские и японские бренды ушли в глубокое пике. А китайские марки, напротив,  показали неоднозначные результаты по динамике.

china_2022_atlas11

Из тяжеловесов китайского сегмента рекордсменом по росту оказался Geely  – плюс 8,3%. Другой китайский бренд – Chery – показал 2% снижение в сравнении с 2021 годом. Такая китайская марка, как Haval, также оказалась в минусовой зоне (- 7,1%).  При этом уже не стоит говорить о низкой базе. Тут скорее всего на динамику повлияла общая ситуация спада на рынке РФ.

Впрочем, если обратиться к тенденциям 2023 года по российскому авторынку, то за первые два месяца текущего года положительная динамика характеризовалась следующими показателями. (таблица). Чётко прослеживается тренд на высокий рост продаж автомобилей китайских марок. В целом китайский сегмент вырос вдвое по сравнению с 2 мес. прошлого года. При этом отметим фантастические темпы роста у такой марки, как Exeed – сразу на 263%. Остались высокими темпы прироста продаж у таких марок, как Сhery (+114,7%) и JAC (+273,8%). Новичок рынка – молодёжная марка Omoda – оказалась в ТОП-5 сегмента. 

chery_exeed

При статистическом анализе динамики роста продаж все же следует обращать внимание и на абсолютные показатели. Они характеризуют позиции китайских автомобилей на российском рынке. К первой лиге китайских игроков в РФ несомненно относятся марки Chery, Haval, Geely. Это, если так можно охарактеризовать, авангард автопрома Поднебесной. Позиции других марок не так сильны, как у этой тройки. Другим китайским брендам нужно постараться, чтобы укрепить свои позиции и догнать своих лидеров. Тем более сегодня для этого открыты все возможности в связи с уходом западных автопроизводителей. 

 

ТОП_Китай_2   

 Как растет модельный ряд

 

Одним из факторов развития и укрепления позиций китайских марок на российском авторынке является постепенное расширение и обновление модельных рядов, представленных у официальных дилеров. Это первый фактор возросшей популярности китайских автомобилей.

Второй фактор пока менее значим – это выход все новых и новых брендов на российский рынок. Здесь следует отметить триумфальное пришествие марки Omoda. Заметим, что этот бренд представлен пока одной (!) моделью в России.

chery_omoda

Конечно, главной особенностью проведения такой модельной политики является некоторый перекос в сторону автомобилей класса  SUV. Но приходится констатировать, что именно такая политика оказалась весьма продуктивной. Одним из лидеров по обновлению линейки является Chery. Компания начинает сертификацию в России той или иной модели одновременно с выходом на рынок Китая, либо с небольшим временным лагом. Например, так происходило с новыми версиями Chery Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max. 

 

Вдобавок, этот автопроизводитель первым среди китайских рискнул вывести на наш рынок премиальный суббренд Exeed. Понадобилось совсем немного времени, чтобы открыть монобрендовые шоурумы, хотя ещё совсем недавно автомобили Exeed продавались в автосалонах Chery. Не проходит и недели, как на автомобильных ресурсах появляется информация о том, что тот или иной бренд из Поднебесной вскоре выйдет на российский рынок.

Но если посмотреть на текущий расклад популярности моделей китайского сегмента автомобильного рынка России, то кассу на нем делают обычные кроссоверы размерных классов SUV-B, SUV-C и SUV-D.  За 2 мес. текущего года кроссоверы основных китайских брендов сумели отодвинуть всех бестселлеров прошлых лет европейских, японских и корейских марок. Хотя ещё год назад лидеры китайского сегмента в классе SUV уступали своим конкурентам  в два-три и более раз по объёмам продаж.   

Близкое светлое будущее 

Какое место на российском рынке будут занимать китайские автомобили? На этот вопрос сегодня можно дать определённый ответ. У автопроизводителей из Поднебесной имеются серьёзные виды на российский рынок.

Три года назад руководитель китайского бренда Haval в России Жером Сего поведал в интервью «Российской газете»: «Наше видение бренда Haval – стать 1 в семействе SUV в 2025 году, это подкреплено нашей долгосрочной стратегией. Если говорить кратко, то наш планреализовывать 100 тыс. автомобилей, что составит 5% доли рынка в 2025 году в РФ». Эти амбициозные заявления были сделаны ещё до ухода из России западных автомобильных компаний.

китай_вход_джолион

Сегодня по итогам 2 первых месяцев 2023 года доля Haval уже превысила 9% российского рынка. Уход европейских, японских брендов ускорил эту задачу. Переводя на язык цифр, продажи китайских кроссоверов должны были к 2025 году увеличиться в 4-5 раз. Но в связи с тем, что российский рынок уменьшился, достижение заявленных целей упростилось.  

В активе у автопроизводителя серьезные намерения увеличить модельную линейку. Как заявил гендиректор Корпорации развития и поддержки Тульской области Павел Татаренко на недавних слушаниях по автопрому в Совете Федерации, Haval на российском рынке вскоре будет представлен 8 моделями вместо существующих пяти.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >