+79139857900

Гусеничный экскаватор: первопроходец строек

9 октября 2012 в 10:31

Зарубежный расклад

Гусеничные строительные экскаваторы занимают особое положение в парках крупных строительных и дорожных компаний. Однако при этом доля отечественной техники в этом сегменте крайне мала. Истекшее после кризиса время резко изменило соотношение между зарубежной и отечественной техникой. И это закономерный результат: более надежная, совершенная и качественная техника, позволяет потребителям быстро и оперативно выполнять цикл землеройных работ.

Структура поставок на российский рынок гусеничных полноповоротных экскаваторов претерпела изменения. Сегмент гусеничных полноповоротных экскаваторов после кризиса восстановился. В страну импортировано более 3,5 тысяч единиц техники полной массой более 10 тонн, что более чем в три раза больше, чем годом ранее. Лидирует на рынке ведущая «шестерка»: HyundaiKomatsuHitachiCaterpillarDoosan и Volvo. В целом на ведущую группу производителей приходится более 90% импорта гусеничной техники. Остальную долю (менее чем 10%) делят такие зарубежные компании как JCBLiebherrCaseNew HollandLiuGong.

По данным издания СТТ, корейский производитель Hyundai и в 2010 году, и в прошлом году занимал лидерские позиции в импорте гусеничных экскаваторов. А его рыночная доля на протяжении этих двух лет оставалась неизменной – 25%. Прежний (докризисный) лидер – японская компания Hitachi пока не вернулась на первое место, и вместе с другой японской компанией Komatsu делит второе место по рыночным долям (по 16%). Начав производство на собственном предприятии в Ярославле, японская корпорация Komatsu не отказалась от амбиционных планов стать лидером российского рынка гусеничной техники: за прошлый год из пяти проданных единиц техники - две импортированы, а три имели ярославскую прописку.

Третье место по рыночным долям в сегменте импортной гусеничной техники делят американский Caterpillar и корейский Doosan. При этом оба производителя показали высокую положительную динамику в сравнении с предыдущим периодом. Каждый десятый ввезенный в страну экскаватор принадлежал марке Volvo. Шведская корпорация сохранила свою рыночную долю в процентном отношении.

Среди других зарубежных компаний, позиции которых имеют меньшие рыночные доли, выделим британскую JCB, единственного сколь-нибудь значимого китайского производителя LiuGong, а также Liebherr. Но если британская компания поставила на отечественный рынок в рассматриваемый период около 200 гусеничных машин, то два других импортера - лишь по несколько десятков.

Среди других игроков, на которые приходится всего 2% импорта гусеничной техники, отметим экскаваторы марок New HollandCase. Обратим внимание и на такой существенный факт. С прошлого года на российский рынок начаты поставки гусеничной техники американского производителя John Deere. Пока сложно дать оценку его потенциальным возможностям и перспективам в России. Существенно то, что данная марка, добившись рыночного успеха в других сегментах рынка строительной техники, может повторить аналогичный прорыв и в сегменте гусеничных экскаваторов. Сейчас его доля 2%.

Отечественные производители гусеничной техники проиграли рыночную битву зарубежным конкурентам. По данным статистики за прошлый год - налицо сдача отечественными производителями сегмента гусеничных экскаваторов: если десяток лет назад ее доля в сегменте составляла порядка 90%, то сейчас она упала примерно до 10%. По данным издания СТТ, в прошлом году ивановский КРАНЭКС произвел всего 35 единиц техники, а Уралвагонзавод – 5 единиц. Несколько большие показатели у «Тверского экскаватора», впрочем, завод не раскрывает, какова доля гусеничных машин.

В своих пресс-релизах российские производители отмечают рост выпуска отечественной продукции. Ивановский завод КРАНЭКС информирует о крупном контракте на поставку гусеничной техники на Кубу. В его информации содержится и указание на рост производства ковшей-рыхлителей и противовесов в рамках СП КРАНЭКС-Komatsu.

В когорту российских производителей гусеничной техники влился концерн «Тракторные заводы». На выставке СТТ-2010 он впервые показал опытный образец гусеничного экскаватора ЭКГ-230. Эта полноповоротная машина оснащается дизельным двигателем Cummins QSB 6,7 и ковшами 0,8-1,3 куб.м. Вторая модель концерна – гусеничный экскаватор ЭКГ-200. Производитель говорит о перспективной модельной линейке гусеничной техники.

Эксперты называют ряд причин, из-за которых произошло такое отставание отечественных производителей. Во-первых, исторически производители и отраслевая опытно-конструкторская и проектная деятельность были разделены. Во-вторых, технологически слабая и отсталая компонентная база, поставляющая не всегда качественные и надежные узлы и детали. В-третьих, ограниченный модельный ряд отечественных производителей, предельная эксплуатационная масса отечественных гусеничных экскаваторов, не превышающая 42 т. В-четвертых, традиционно отечественные заводы проигрывали в сервисном сегменте. Все это стало для отечественной промышленности главными факторами рыночного проигрыша в конкурентной борьбе с ведущими мировыми производителями.

Нельзя не отметить и запуск процесса локализации производства зарубежной гусеничной техники в РФ. Открыто сборочное производство гусеничных экскаваторовKomatsu в Ярославле. О планах развития производства заявила другая японская компания – Hitachi, которая выбрала для своего завода город Тверь. Шведский производитель строительной техники Volvo CE так же объявил о развитии производственной площадки — в Калуге.

 

Гусеница против колеса

В СФО представлены основные ведущие марки зарубежной гусеничной землеройной техники. Однако ее рыночный расклад несколько иной, в зависимости от приоритетности сегмента в работе тех или иных дилеров, хотя картина в целом имеет статистическую взаимосвязь со средним раскладом по стране.

При подготовке данного материала редакции удалось получить следующие сведения о соотношении колесной и гусеничной техники у дилеров марок.

Технический эксперт по строительной технике компании «Восточная Техника» Дмитрий Шестаков отмечает: «Компания Caterpillar производит широкую линейку техники, в частности экскаваторов — порядка 100 моделей. На данный период времени среди покупаемых экскаваторов марки Cat около 10% - это колесные экскаваторы, а 90% - гусеничные».

Директор представительства ЗАО «СКДМ-Сервис» в Красноярске Сергей Бокушев отмечает, что на региональном рынке «востребованы как колесные, так и гусеничные экскаваторы марки New Holland. В процентах их соотношение составляет 40 на 60».

На несколько иное соотношение между гусеничной и колесной техникой указывает Александр Проскурин, директор регионального представительства ООО «ТСК Сервис- Новокузнецк»дилер Hitachi: «Компания Hitachi известна прежде всего своей гусеничной техникой. Поэтому объемы продаж колесной не такие высокие, как хотелось бы. Одним из факторов является высокий и устойчивый курс японской иены. В целом же соотношение между гусеничной и колесной техникой Hitachi в регионе составляет 95 и 5%. Наша техника рассчитана на работу 7000 мото-часов в год, поэтому свои преимущества она раскрывает на круглосуточной работе в угольных разрезах либо там, где требуется очень высокая производительность землеройных работ; как правило, в строительном секторе годовая наработка техники не превышает 1000-1500 мото-часов».

По данным официальных дилеров ведущих зарубежных марок экскаваторной техники в СФО, заказчиками гусеничных машин, как правило, являются, прежде всего, крупные строительные, дорожные, горнодобывающие компании. Такая техника практически не встречается у небольших предприятий и ИП. Такие строительные предприятия в основном предпочитают покупать колесные аналоги землеройных машин.

«В основном гусеничные экскаваторы приобретают крупные компании, которые работают в инфраструктурных проектах (строительство зданий, сооружений, проекты по перемещению грунта) или ведут строительство дорог. Часто эти крупные заказчики принимают участие и в горнодобывающих проектах на вскрышных работах, поскольку приобретенная у нас техника это позволяет, - отмечает Дмитрий Шестаков («Восточная Техника»). – Те организации, которые специализируются только на дорожном строительстве, в дополнение к технике для укладки дорожного покрытия чаще приобретают колесные экскаваторы, поскольку они более универсальны и мобильны. Эти же преимущества колесных машин актуальны и для организаций, занимающихся обслуживанием коммунальных систем».

Спрос со стороны горнодобывающих компаний на гусеничную землеройную технику отмечает и Сергей Бокушев из «СКДМ-Сервис»:

«Помимо строительных и дорожно-строительных компаний экскаваторы New Holland поставляются заказчикам, занимающимся разработкой угольных месторождений, золота, щебня, гравия, компаниям, занимающимся мелиорацией земель и т.д.».

Что касается гражданского строительства, то довольно типичной практикой является модель, когда генподрядные строительные компании, подбирая субподрядчиков для землеройных работ, несмотря на то, что гусеничная машина является более эффективной техникой, часто делают выбор в пользу тех компаний, в парках которых имеется колесная техника.

Одним из преимуществ колесных экскаваторов является их мобильность: они самостоятельно могут перемещаться с одного строительного объекта на другой. «Поэтому колесная техника, как правило, ограничивается эксплуатационной массой экскаваторов в 22 тонны — машины тяжелее не впишутся в требования по транспортным габаритам и нагрузке на ось. Экономия достигается и на процессе транспортировки. Но такая техника плохо работает на слабых грунтах, - говорит Евгений Викторов из «Национальной арендной компании». – Стоит отметить, что гусеничный экскаватор — более эффективная техника для землеройных работ: он работает гораздо быстрее, он обладает лучшей проходимостью на слабых грунтах, он гораздо устойчивее, и им удобнее работать».

 

Модельная востребованность региона

Из ведущих мировых производителей экскаваторной техники сильные позиции удерживает японская компания Hitachi, которая предлагает 15 моделей массой от 10 до 39 тонн серии Zaxis.

«В нашем регионе наиболее востребованы модели гусеничных экскаваторов Hitachi ZX330 с объемом ковша 1,4 куб. м и модель ZX450 с 1,9-кубовым ковшом. На них установлены дизельные двигатели ISUZU. Одним из преимуществ экскаваторов серии 3G является их высокая адаптация для эксплуатации в наших условиях, в том числе и к качеству топлива», - отмечает Александр Проскурин.

На выставке строительной техники «СТТ-2012» японская компания представила новую серию гусеничных экскаваторов 5G. Новая линейка гидравлических экскаваторов включает модели 250-5G, 290-5G, 350-5G и 470-5G.

«Отличительной особенностью новой линейки гусеничной техники является увеличенный обзор оператора. Кабина стала просторнее, а хорошо ориентироваться в пространстве оператору помогает камера заднего вида. Машины могут работать в экономичном режиме», - отметил Александр Проскурин.

Сильные позиции на рынке гусеничных экскаваторов в СФО демонстрирует американский производитель Caterpillar, который отличается на фоне других производителей огромным предложением. Его модельная линейка условно делится на три категории – малую, среднюю, тяжелую.

«Наиболее популярная модель экскаваторов в линейке Cat – это средний гидравлический гусеничный экскаватор 336D L (36 т), с объемом ковша 1,6-2 куб.м, - отмечает Дмитрий Шестаков. - В зависимости от сферы деятельности заказчиков, их требования к объему ковша экскаваторов следующие: для обслуживания коммунальных систем чаще приобретают экскаваторы с объемом 0,3 - 1 куб.м., для городского строительства 1-1,5 куб.м, крупные строительно-дорожные организации — 1,5 – 2,6 куб.м., горнодобывающие — от 1,5 куб.м. и выше».

Для всех моделей Cat предусмотрен широкий выбор опций – гусеничных тележек, рабочего оборудования и оснащения кабины.

«В прошлом году компания Caterpillar обновила линейку гусеничных экскаваторов массой от 15 до 50 тонн, появились также новые модели экскаваторов — 374D и 390D (массой 75, 90 тонн)», - продолжает Дмитрий Шестаков из «Восточной Техники».

В семейство корейской техники Hyundai входят 17 базовых моделей в диапазоне массы от 11 до 82 тонн. Особенность семейства корейской гусеничной техники – две линейки, которые различаются силовыми установками. Компания устанавливает двигатели Cummins и Mitsubishi, а также небольшой процент оснащается двигателями собственной разработки.

Линейка одного из лидеров российского рынка — японской компании Komatsu включает в основном серию Dash-7. Традиционно японская техника предлагается с различными вариантами рабочего оборудования.

Гусеничная техника корейской корпорации Doosan Infracore представлена двумя сериями – Solar и DX. Серия Solar уже опробована во многих строительных компаниях. Это землеройная техника имеет высокую репутацию, подтвержденную опытом длительной эксплуатации. Более современная серия DX включает девять базовых моделей массой от 14 до 50,7 тонн. Экскаваторы комплектуются двигателями собственной разработки мощностью от 96 до 330 л.с. Модели DX 225 и DX255 имеют модификации с разными гусеничными тележками.

«В нашем регионе самыми востребованными были колесные экскаваторы Doosan серии Solar моделей 160, 180, 210. Среди гусеничной техники наиболее популярными у заказчиков являются модели S225 и S255 с объемами ковша 1,05 - 1,18 куб.м, - говорит Евгений Викторов из «Национальной арендной компании». – Впрочем, одной из особенностей нашего строительного рынка является то, что модельный ряд 30-тонных экскаваторов не востребован, и напротив, модель S340 с ковшом 1,8 кубов пользуется спросом. Такой «табель о рангах» объясняется стремлением заказчиков приобретать более мощную технику. Из последних новинок могу отметить гусеничный экскаватор Doosan DX700L, эту модель только недавно стали ввозить в Россию». Модельный ряд гусеничных экскаваторов New Holland представлен тремя диапазонами (массой 12-20 тонн, 21-30 и свыше 30 тонн). В модельной линейке имеются экскаваторы как с полноразмерной поворотной платформой, так и с укороченной. Машины оснащаются дизельными двигателями CNH.

«В нашем регионе востребованы все модели экскаваторов New Holland, поскольку, в зависимости от характеристик машины, они позволяют выполнять любые виды работ — от рытья траншей под укладку труб до работы на угольных разрезах, - говорит Сергей Бокушев из Красноярска. - В зависимости от выполняемой работы определяется и объем ковша, устанавливаемого на экскаватор. Являясь официальным дилером компании CNH, мы готовы устанавливать на экскаваторы ковши как стандартных объемов, так и ковши с увеличенной наполняемостью, а также скальные.

New Holland обновляет гамму гусеничных экскаваторов: в этом году серия С пополнилась пятью новыми моделями. Все они выпускаются заводами, расположенными на территории Италии. В мае на рынок поступили модели Е265С и Е305С, в июне Е385С, в июле Е215С, Е245С. Новые машины пригодны для работы в самых суровых условиях. Высокомощные двигатели гарантируют успешное выполнение самых тяжелых работ».  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >