+79139857900

Как эксплуатировать дизель зимой

11 февраля 2011 в 09:58
Приход зимы предполагает немалые хлопоты для тех, кто так или иначе связан с эксплуатацией и ремонтом грузовых автомобилей и спецтехники. Поскольку «сердце» такой техники дизель, остановимся на вопросах работы с ним в зимний период. 

эксперты статьи:
Дмитрий Степкин, директор компании «Спецтехник» (г.Владивосток) 
Виталий Урусов, генеральный директор ООО «СибирьМашСервис», BLN-Group, официальный дилер DEUTZ AG
Андрей Лапко, генеральный директор компании «Форвард-Сервис» (г. Владивосток)

[«Зимой для беспроблемного запуска дизельного двигателя необходимо выполнять ряд правил, среди которых правильная зимняя  эксплуатация аккумуляторной батареи, обязательная установка автономных подогревателей двигателя, использование зимнего дизельного топлива», - отмечает Андрей Лапко, генеральный директор компании «Форвард-Сервис» (г.Владивосток). ]

Известно, что зимой в 2 раза возрастает нагрузка на электрооборудование – постоянно включенные фары, свет в салоне, постоянно работающие «печки», обогрев стекол и т.п. Поэтому немаловажным фактором является правильная зимняя эксплуатация аккумуляторной батареи (АКБ). Поскольку понижается температура электролита батареи – возрастает его вязкость, снижается скорость диффузии в поры активного материала пластин, уменьшается электропроводность и по этой причине резко уменьшается эффективность процесса зарядки от генератора при тех же величинах зарядного напряжения. К тому же запуск холодного двигателя требует большей мощности и энергии от АКБ за счет увеличения значений разрядного тока. Это приводит к более глубокому разряду аккумулятора, снижению зарядности. 

Увеличивается число включенных в работу потребителей энергии как для обеспечения комфорта в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от генератора, а при холостых оборотах двигателя - от аккумулятора. При сокращении светового дня становится более продолжительной работа приборов освещения , что так же снижает возможности генератора для подзарядки. К тому же и скорость передвижения по зимним дорогам несколько меньше, что уменьшает отдачу энергии  генератором. Влияние перечисленных выше факторов на снижение степени заряженности аккумуляторной батареи объективно усиливается. Часто бывает так: эксплуатационники после многолетней эксплуатации не проверяют генератор на отдачу и в результате оказываются перед фактом наполовину разряженной аккумуляторной батареи, неспособной запустить холодный двигатель. А ведь обслуживание аккумулятора – занятие не слишком сложное. Саму АКБ и клеммы надо обязательно очистить. Даже в автомобиле очень аккуратного водителя со временем на выводе образуется оксидная пленка, создающая дополнительное сопротивление. Летом наличие такой пленки почти не сказывается, при холодном же пуске ток, проходя через такие клеммы, сильно возрастает. Один-два неудачных пуска – и аккумулятор на морозе разрядится. Поэтому перед наступлением холодов нужно, во-первых, проверить степень заряженности батареи и при необходимости зарядить до 100%. Во-вторых, необходимо проверить уровень зарядного напряжения на автомобиле.  

Кстати, на машинах с последовательно подключаемыми 24-вольтовыми АКБ их заряд происходит неравномерно. Один аккумулятор постоянно перезаряжается, а другой, наоборот, недозаряжается. Из-за этого порой малосведущие водители меняют «неисправный» недозаряжающийся аккумулятор на новый, тогда как на самом деле достаточно время от времени менять аккумуляторы местами.

Для устранения негативных последствий зимних условий эксплуатации на состояние заряженности АКБ полезно контролировать натяжение ремня привода генератора, не допускать длительной работы включенных потребителей на автомобиле при неработающем двигателе, периодически контролировать отсутствие утечки от АКБ на различные элементы электрооборудования. Если условия стоянки автомобиля позволяют отключать аккумуляторную батарею, то это целесообразно делать при длительном бездействии (снимать один наконечник).  

Холодный пуск и теплое решение 

Если техника каждую ночь ставится на стоянку в отапливаемое помещение, то проблем при пуске дизельного двигателя не возникнет. Но спецтехника, как правило, работает на удаленной площадке, а ночевка дальнобойной техники в рейсе на улице при морозе градусов этак минус 25 и ниже может стать причиной проблем.

На помощь приходит пусковой подогреватель, который устанавливается фактически на всех современных машинах. Самые известные автономные подогреватели двигателя – от немецких производителей Webasto и Eberspаcher. На отечественных машинах устанавливают модели марки «Теплостар» и ряд других. По принципу действия они очень напоминают паяльную лампу, только греют не масло, а тосол или воздух. 

Во время установки в автомобиль к устройству подводят топливную магистраль и врезают его в малый контур охлаждения двигателя. Также система подогрева предполагает присутствие небольшого насоса, обеспечивающего циркуляцию тосола по системе охлаждения. Работа устройства начинается тогда, когда загорается горелка. На разогрев мотора уходит примерно час. При этом блок управления может включить вентилятор печки в салоне. Так что встретит водителя не только теплый двигатель, но и кабина.

Мощность устройства зависит от объёма охлаждающей жидкости в двигателе. Расход топлива (кстати, устройства используют то же топливо, что и двигатель) во время подогрева любой мощности совсем мал —примерно литр в час. Автономные подогреватели позволяют использовать пульт дистанционного управления или таймер, что облегчает их эксплуатацию. Они также имеют функцию управления через сотовый телефон, что серьезно расширяет радиус действия и облегчает процесс. Есть модели и других производителей. 

Подогреватели могут греть тосол, а могут и воздух. Делают это, понятно, не одни и те же модели. Тем не менее, если в кабине холодно, то дополнительная печка – идеальное решение. 

[«На японской спецтехнике для их внутреннего рынка штатно устанавливаются во впускной коллектор пусковые факелы, работающие на дизельном топливе, а также электрические спирали, - говорит Дмитрий Степкин, директор компании «Спецтехник» (г.Владивосток). - При необходимости есть возможность добавить еще одну или две секции спиралей, только к ним необходимо будет подводить дополнительную электрическую «косу» и реле, соответственно, увеличив, при необходимости, объем аккумуляторной батареи. Наряду с этим необходимо подготовить и масляную систему двигателя. Обычно мы рекомендуем заливать не «камазовское» масло (которое привыкли использовать строители, думая, что спецтехнике неважно качество ГСМ), а в зимний период использовать синтетические масла и при замене масла, на ТО-2 промывать масляную систему синтетическими моющими маслами. Тем самым мы поддержим необходимую вязкость масла, а также сохраним чистоту двигателя».  ]

Самыми уязвимым местом топливной магистрали дизельного двигателя является фильтр тонкой очистки. Он становится непроходимым при низких температурах из-за повышения вязкости топлива и скопления в нем кристаллов парафинов. Любой эксплуатационщик знает, что на морозе не соответствующее сезону дизельное топливо  мутнеет – парафины, которые в нем содержатся, начинают кристаллизоваться. Заметим, что есть еще более неудачный вариант – топливо застывает. Для летнего дизтоплива это происходит при –12°С. Но такой клинический случай рассматривать не станем: поможет только весна или оттепель. Поэтому лучше вернемся к варианту с помутнением.

Фильтр тонкой очистки отлавливает кристаллы и на этом утрачивает способность пропускать топливо в ТНВД. Так что если парафины кристаллизовались, то что бы с двигателем ни делали, запустить его не удастся. Метод борьбы с этим пагубным явлением прост – надо греть топливо. 

[«Дополнительным шагом к облегчению пуска дизеля при температуре окружающего воздуха от минус 20°С до минус 30° будет использование зимнего дизельного топлива, - отмечает Андрей Лапко. - При более низких температурах потребуется использование арктического дизельного топлива.»]

[«По органолептическим (цвет, запах) показателям зимнее топливо не отличается от летнего, и на заправочных станциях автолюбители вряд ли узнают, что фактически залито в баки автомобилей, - говорит Виталий Урусов, генеральный директор ООО «СибирьМашСервис», BLN-Group, официальный дилер DEUTZ AG. - И все же, как показывает опыт, дизель зимой можно эксплуатировать и на летнем топливе». ]

При отсутствии зимнего дизельного топлива используют смесь летнего и керосина. Например, при температуре воздуха от минус 20 до минус 30 °С рекомендуется применять смесь, состоящую из 80-90 % летнего топлива и 20-10 % керосина. Доказано, что даже длительная эксплуатации дизеля на такой смеси при отрицательных температурах не оказывает существенного влияния на его детали и узлы. 

[«Вместо керосина в дизельное топливо можно добавлять бензин, однако этот способ следует рассматривать как крайнюю меру. Дело в том, что при работе на такой смеси ухудшаются показатели дизеля, повышается жесткость его работы, что повлияет на долговечность деталей цилиндропоршневой группы, - продолжает Виталий Урусов. - К тому же дизтопливо является смазкой для прецизионных деталей (топливного насоса и форсунок). При добавлении бензина дизельное топливо потеряет свои смазывающие свойства, что впоследствии приведет к необходимости замены дорогостоящей топливной аппаратуры, так что слишком увлекаться бензином не следует». ]

Если техника хранится в теплом помещении, то ставить ее туда следует с полным баком, так как больший объем топлива лучше сохраняет тепло и медленнее остывает. Во время стоянок на открытом воздухе при этом способе эксплуатации автомобиля нельзя охлаждать неработающий двигатель более 2-3 часов. 

[«Еще одной проблемой сегодняшнего времени при заправках на АЗС является вода, которая содержится в топливе. Зимой она кристаллизуется еще раньше парафинов. Современная техника в большинстве случаев имеет датчики воды с индикацией на панели приборов. Если контрольная лампочка сигнализирует, что пора слить содержимое отстойника, это нужно сделать, не откладывая в долгий ящик, - советует Виталий Урусов. - Вообще не следует дожидаться загорания индикатора или ориентироваться на конкретный пробег (рекомендуют 3 000 км или 250 мото-часов): надо сливать отстой не реже, чем раз в месяц». ]

Современные дизели, предназначенные для эксплуатации в суровых зимних условиях, как правило, имеют фильтр тонкой очистки с подогревом.
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >