Сегодня мы находимся в самом начале истории эры электромобилизации человечества. И это не просто высокие слова. Информационная повестка, как мы сегодня видим и в интернете и в бумажных СМИ, просто переполнена электромобильной тематикой. Среди этого информационного потока нет-нет да мелькнут и критические материалы, которые ставят под сомнение данный тренд, пишут о многочисленных рисках массовой электромобилизации. Тем не менее, как говорил один наш лидер: «Процесс пошел».
Сегодня в развитых странах мира высокими темпами растут продажи электрокаров, развивается зарядная инфраструктура, а государственная политика направлена на приоритетное развитие электромобилизации. Практически все ведущие автопроизводители заявили о том, что в скором времени в структуре их выпуска будут преобладать электрокары. Но нас интересует вопрос: как данный мировой тренд затронул Российскую Федерацию. И сегодня речь пойдет о парке, который только только начал формироваться.
Итак, в Российской Федерации на 1 января 2021 года насчитывалось 10 836 электромобилей. За прошлый ковидный кризисный 2020 год парк этих транспортных средств вырос на 71%. Для автопарка это очень высокие темпы динамики. Если в текущем году будут достигнуты аналогичные темпы то электромобильный парк потянется к следующей условной планке – 20000 электромобилей.
Правда, доля электромобилей в российском парке легковых автомобилей очень и очень низка. Напомним, что отечественный парк сегодня составляет 45 млн единиц транспортных средств. То есть доля электрокаров на сегодня 0,025%. Сравните, в ФРГ при аналогичном парке в 44 млн легковушек электромобилей насчитывалось более 310 тыс. штук, или 0,8%. При этом рынок электромобилей также развивается высокими темпами.
А вот лидером в российском парке электромобилей является японская компания Nissan. Хотя если отлистать историю на несколько лет назад, то все-таки первопроходцем в этом сегменте автомобильного рынка можно с полной уверенностью назвать другого японского автопроизводителя – Mitsubishi. Вспомните в те годы, на стендах именно этого автопроизводителя демонстрировались первые электромобильчики Mitsubishi iMIEV для посетителей этих выставок - наших автолюбителей, которые не проявляли сколь-нибудь серьезного интереса к ним.
Но вот прошло несколько лет. Сегодня парк электромобилей представлен 18 моделями 14 марок. Пока это немного, в сравнении с автомобилями парка с ДВС, в котором насчитывается под 200 марок автомобилей. Тем не менее, мы еще раз повторим, сегодня это фактически точка старта процесса электромобилизации.
Марочная структура отечественного парка электрокаров характеризуется какой-то нереально огромной долей в нем электромобилей марки Nissan – 83,48%. В абсолютном исчислении это чуть более 9000 электрокаров.
А где же электромобильные лидеры мира? Доля Tesla – 6,5% или около 700 электрокаров. Доля уже упоминаемого выше Mitsubushi – 3,7%, или 400 единиц. Доля Jaguar – 2%. Продвинутый на электромобильной теме Китай представлен в парке только одной маркой – JAC в количестве 5 единиц.
Почему же столь гипертрофированная доля японского бренда Nissan? И в ответе на этот вопрос мы сталкиваемся с чисто российским парадоксом. Оказывается, что большой парк электрокаров приходится на Дальний Восток и Восточную Сибирь. То есть значительная часть парка это праворульные автомобили Nissan Leaf.
Причина в том, что эти праворульные автомобили выгодно ввозить из-за низкой ставки пошлин и налогов. Также среди факторов такой неожиданной популярности называют низкие тарифы на электроэнергию. В Иркутской области, например, 1 квт-ч стоит 1,2 руб.
Из чуть более чем 9000 Nissan Leaf подавляющая часть - это пяти-шестилетние пробеговые праворульные автомобили, ввезенные из Японии. По нашим данным, эксплуатация этих японских электрокаров незатратная. Одной зарядки для перемещения по городу хватает на 130-150 км в теплый период года, а в холодный период на 60-80 км. Обычно владелец такого электрокара в гараже имеет и обычный легковой с ДВС.
То есть в Российской Федерации процесс электромобилизации был запущен с восточных регионов. Вот в чем парадокс российского электромобильного тренда.
На остальные модели российского парка электромобилей приходится от нескольких десятков до нескольких сотен электрокаров. При этом очень дорогие автомобили, относящиеся преимущественно к премиум-маркам. А эксплуатируются они в основном в столичной агломерации.
Ниже мы приводим статистику в табличке ТОП-10 моделей электромобилей в автопарке Российской Федерации.
Модель электромобиля |
2021 год, штук |
Nissan Leaf |
9 046 |
Mitsubishi iMIEV |
400 |
Tesla model S |
304 |
Tesla model X |
257 |
Jaguar I-Pace |
211 |
Audi E-Tron |
134 |
Tesla model 3 |
133 |
Lada ElLada |
96 |
Porsche Taycan |
91 |
BMW i3 |
66 |
Renault Twizi |
45 |
По данным АА Автостат
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен