Одной из проблем массового продвижения электромобилей является недостаточное развитие сети электрических заправок, как публичных, так и домашних. Сегодня российским правительством принят ряд законодательных актов, позволяющих придать мощный импульс потребительскому и интересу к электрокарам. Важнейшим направлением становится развитие заправочной инфраструктуры.
Электромобилизация в России сталкивается со многими проблемами и препятствиями, одним из которых является психологический аспект. В большинстве своем российский автомобилист не готов бросить свой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и пересесть на электрокар. Обычный автолюбитель рассуждает так: «А где я буду заправлять свой электромобиль?»
Примечательно, что во многих странах для того, чтобы придать импульс потребительскому интересу к электромобилям, разработаны программы стимулирования и поддержки владельцев такого типа транспорта. Развитие сети электрозаправок (ЭЗС) стоит в таких программах на первом месте.
Лидером по количеству зарядных станций является Китайская Народная Республика. На середину 2022 года ее территории открыто 3 912 тыс. ЭЗС. Такого количества заправочных станций достаточно для стабильного обслуживания парка из 5 млн электромобилей.
Со значительным отставанием от КНР развивается сеть электрозаправок в странах Северной Америки и Европы. В странах Евросоюза установлено суммарно более 330 тысяч ЭЗС, а в США – более 140 тысяч. В этих странах зарядная сеть развивалась по специальным программам, принятым на государственном уровне.
На фоне этих стран Российская Федерация выглядит достаточно бледно. По сведениям Кирилла Жанайдарова, руководителя департамента транспорта, ЖКХ и благоустройства фонда Сколково, на территории РФ сегодня находится 4 367 точек зарядки электромобилей, принадлежащих 35 операторам. Из них 688 точек медленной зарядки и 3 679 точек быстрой зарядки. Статистика также учитывает, что у этой сети 19 650 уникальных пользователей, которые проводят суммарно более 70 000 зарядных сессий в месяц. Самые активные дни зарядки – вторник и среда. Сеанс медленной зарядки в среднем составляет 11 час 36 минут, средняя продолжительность быстрой зарядки – 54 минуты 28 сек.
География распространения зарядных станций по территории РФ очень контрастна. На территории Москвы и Московской области находится практически 1 тыс. станций переменного тока (медленные). Следующий регион по числу зарядных станций — Краснодарский край (220). В Иркутской области таких объектов 135, в Тюменской области 117, в Ленинградской 101. В остальных субъектах РФ меньше одной сотни. Это свидетельство недостаточности развития зарядной инфраструктуры.
По числу станций постоянного тока мощностью более 55 кВт (быстрые), позволяющих зарядить аккумулятор электромобиля до 80% емкости за 40-50 минут, лидирует Москва (68 ЭЗС), Красноярский край (51), Приморский край (45) и т.д.
Интересна экономика зарядных станций. Средний чек сегодня составляет около 80 рублей, а наибольшая нагрузка наблюдается с 11 до 17 часов. Объяснение такого положения достаточно простое – пока автомобилист находится на рабочем месте, его электромобиль заряжается.
Под присмотром государства
Долгосрочная государственная политика развития электрозарядной инфраструктуры изложена в «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Это достаточно амбициозные планы, которые намечают следующие цели.
• На первом этапе 2021 - 2024 гг. должно быть создано 2 900 быстрых зарядных станций и 9 400 медленных.
• На следующем этапе, охватывающем временной период 2025-2030 гг, количество установленных станций быстрой зарядки должно резко возрасти до 72 000, а станций медленной зарядки — до 28 000.
Для выполнения такой амбициозной задачи, которая по сути должна стать основой массовой электромобилизации в Российской Федерации, приняты нормативно-техническая и законодательная база. Зарядные станции отнесены к энергоэффективному оборудованию (ТК 039). Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 22 апреля текущего года одобрила законопроект, который обяжет городские власти организовывать машино-места на парковках с зарядными станциями для электромобилей и гибридов. Число мест и необходимое финансирование субъекты федерации определяют самостоятельно. Также разработаны и вступили в силу СП по пожарной безопасности.
Наконец, премьер-министр Михаил Мишустин подписал решение о субсидировании установки зарядных станций в 12 субъектах федерации (Московская, Ленинградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Тульская области, Краснодарский край, Крым, Севастополь, Сахалинская область, Республика Татарстан) в количестве 493 ед. на сумму 1 млрд 430 млн руб. Этим решением перечислены субъекты федерации, по которым проходит федеральная трасса М-4 «Дон», которая по замыслу должна стать «стержнем» развития процесса электрификации транспорта страны, а также приоритетного развития электрозаправочной инфраструктуры.
Также в этом документе определены характеристики ЭЗС. Станция постоянного тока должна иметь мощность 150 и более кВт, зарядные кабели длиной 4 метра, а также три коннектора для зарядки. Обязателен китайский формат разъема GBT. Общий объем субсидии на такую ЭЗС составляет 2,76 млн руб.
Заслуживают внимания и региональные программы создания зарядной инфраструктуры. Одной из наиболее масштабных является «Энергия Москвы». Главный целевой показатель этой программы — строительство в столице 600 ЭЗС постоянного и переменного тока уже к 2023 году. В их числе — станции медленной зарядки мощностью 22 кВт с разъемами Mennekes (Type 2) и станции быстрой зарядки мощностью 30-60 кВт с разъемами CHAdeMO и CCS Combo 2.
Примечательно, что текущее состояние российских зарядных продуктов характеризуется невысокой конкуренцией. Впрочем, переход к более высококонкурентному рынку будет означать лишь замену утилитарных заправочных шкафов на конструкции с собственным отличительным дизайном, который будет выделять продукт на рынке.
Требования к российским ЭЗС регламентированы Постановлением Правительства РФ № 1220 от 22 июня 2022 года. Зарядная станция признается российской при использовании отечественного ПО, которое должно быть зарегистрировано в едином реестре программ. Сборка станции и приемо-сдаточные испытания должны проводиться в РФ, также требуется установка ПО на территории РФ. При этом при оценке локализации ЭЗС используется балльная система. К 2024 году выпускаемые станции должны набрать 50 баллов. За преобразователи энергии отечественного производства начисляется 20 баллов, еще 10 баллов за коннекторы и кабели, монитор оценивается в 6 баллов, за электромеханическую и исполнительную аппаратуру, счетчик энергии и корпус начисляется по 5 баллов. Контроллеры дают 2 балла. Это важно для достижения технологического суверенитета.
Частный бизнес поможет расширению
Мировой стандарт гласит, что для 10 электромобилей в среднем нужна одна зарядная станция. К этой величине необходимо стремиться. На диаграмме показан рост числа станций в период 2017-2023 гг.
Пока в Москве, Санкт-Петербурге и в Московском регионе в 95% случаев ЭЗС построены государственной «Россетью». Но эти бесплатные электрозаправки очень медленные: их мощность – около 20 кВт, для полной зарядки машины нужно примерно восемь часов.
Сегодня установка зарядных станций для электромобилей все чаще становится объектом интереса частного бизнеса. И здесь важно соблюсти интересы трех сторон: государства, бизнеса и владельца электромобиля.
Положительные примеры такого участия и баланса интересов в нашей стране уже накоплены. Александр Мироненко, заместитель директора компании Punkt E, отмечает, что компания создает одну из самых больших зарядных сетей в РФ. Ею установлены 101 ЭЗС в 11 регионах страны суммарной мощностью 4,5 мВт, а количество зарядных сессий превышает 51 тыс. До конца года будут введены в строй еще 50 электрозаправок.
Развитие зарядной инфраструктуры создает необходимый импульс и для развития электротранспорта. У компании есть показательный кейс: после создания сети зарядных станций в Новосибирске количество электромобилей в этом городе увеличилось сразу в шесть раз.
ЭЗС обычно располагаются там, где владельцы оставляют свои машины на длительное время. Это парковки торговых центров и гипермаркетов, ресторанов и кафе, отелей, сетей АЗС. Также необходимо взаимодействие с застройщиками.
Установка ЭЗС может проводиться за счет компании. Но все чаще в прак-тике другой способ, когда локация хочет зарабатывать на услуге по зарядке – установка станции «под ключ» с подключением к платформе монетизации. Кроме публичной сети, все больше находят спрос домашние зарядные устройства. Мировая практика свидетельствует, что более 80% зарядных сессий происходит не на публичных, а в домашних условиях. Это имеет много плюсов.
Другой российский стартап — компания Green Drive — запустила проект по обеспечению автотрассы М4 «Дон» зарядками для электромобилей. Всего планируется установить 50 быстрых зарядных станций мощностью по 150 кВт на всем протяжении магистрали от Москвы до Сочи к 2024 г.
Динамика развития электрозаправочной инфрастурктуры в РФ. По данным Punkt E
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz