+79139857900

Как обеспечить «взрывной» рост зарядной инфраструктуры

6 декабря 2022 в 15:17

Одной из проблем массового продвижения электромобилей является недостаточное развитие сети электрических заправок, как публичных, так и домашних. Сегодня российским правительством  принят ряд законодательных актов, позволяющих придать мощный импульс потребительскому и интересу к электрокарам. Важнейшим направлением становится развитие заправочной инфраструктуры.    

 Электромобилизация в России сталкивается со многими проблемами и препятствиями,  одним из которых является психологический аспект. В большинстве своем российский автомобилист не готов бросить свой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и пересесть на электрокар. Обычный автолюбитель рассуждает так: «А где я буду заправлять свой электромобиль?»

Примечательно, что во многих странах для того, чтобы придать импульс потребительскому интересу к электромобилям, разработаны программы стимулирования и поддержки владельцев такого типа транспорта. Развитие сети электрозаправок (ЭЗС) стоит в таких программах на первом месте.

Лидером по количеству зарядных станций является Китайская Народная Республика. На середину 2022 года ее территории открыто 3 912 тыс. ЭЗС. Такого количества заправочных станций достаточно для стабильного обслуживания парка из 5 млн электромобилей.

Со значительным отставанием от КНР развивается сеть электрозаправок в странах Северной Америки и Европы. В странах Евросоюза установлено суммарно более 330 тысяч ЭЗС, а в США – более 140 тысяч. В этих странах зарядная сеть развивалась по специальным программам, принятым на государственном уровне.

На фоне этих стран Российская Федерация выглядит достаточно бледно. По сведениям Кирилла Жанайдарова, руководителя департамента транспорта, ЖКХ и благоустройства фонда Сколково, на территории РФ сегодня находится 4 367 точек зарядки электромобилей, принадлежащих 35 операторам. Из них 688 точек медленной зарядки и 3 679  точек быстрой зарядки. Статистика также учитывает, что у этой сети 19 650 уникальных пользователей, которые проводят суммарно более 70 000 зарядных сессий в месяц. Самые активные дни зарядки – вторник и среда. Сеанс медленной зарядки в среднем составляет 11 час 36 минут, средняя продолжительность быстрой зарядки – 54 минуты 28 сек.

География распространения зарядных станций по территории РФ очень контрастна. На территории Москвы и Московской области находится практически 1 тыс. станций переменного тока (медленные). Следующий регион по числу зарядных станций —  Краснодарский край (220). В Иркутской области таких объектов 135, в Тюменской области 117, в Ленинградской 101. В остальных субъектах РФ меньше одной сотни. Это свидетельство недостаточности развития зарядной инфраструктуры.

По числу станций постоянного тока мощностью более 55 кВт (быстрые), позволяющих зарядить аккумулятор электромобиля до 80% емкости за 40-50 минут, лидирует Москва (68 ЭЗС), Красноярский край (51), Приморский край (45) и т.д.

Интересна экономика зарядных станций. Средний чек сегодня составляет около 80 рублей, а наибольшая нагрузка наблюдается с 11 до 17 часов. Объяснение такого положения достаточно простое – пока автомобилист находится на рабочем месте, его электромобиль заряжается. 

Под присмотром государства 

Долгосрочная государственная политика развития электрозарядной инфраструктуры изложена в «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Это достаточно амбициозные планы, которые намечают следующие цели.

•   На первом этапе 2021 - 2024 гг. должно быть создано 2 900 быстрых зарядных станций и 9 400 медленных.

•   На следующем этапе, охватывающем временной период 2025-2030 гг, количество установленных станций быстрой зарядки должно резко возрасти до 72 000, а станций медленной зарядки — до 28 000.

Для выполнения такой амбициозной задачи, которая по сути должна стать основой массовой электромобилизации в Российской Федерации, приняты нормативно-техническая и законодательная база. Зарядные станции отнесены к энергоэффективному оборудованию (ТК 039). Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 22 апреля текущего года одобрила законопроект, который обяжет городские власти организовывать машино-места на парковках с зарядными станциями для электромобилей и гибридов. Число мест и необходимое финансирование субъекты федерации определяют самостоятельно. Также разработаны и вступили в силу СП по пожарной безопасности.        

Наконец, премьер-министр Михаил Мишустин подписал решение о субсидировании установки зарядных станций в 12 субъектах федерации (Московская, Ленинградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Тульская области, Краснодарский край, Крым, Севастополь, Сахалинская область, Республика Татарстан) в количестве 493 ед. на сумму 1 млрд 430 млн руб. Этим решением перечислены субъекты федерации, по которым проходит федеральная трасса М-4 «Дон», которая по замыслу должна стать «стержнем» развития процесса электрификации транспорта страны, а также приоритетного развития электрозаправочной инфраструктуры.

Также в этом документе определены характеристики ЭЗС. Станция постоянного тока должна иметь мощность 150 и более кВт, зарядные кабели длиной 4 метра, а также три коннектора для зарядки. Обязателен китайский формат разъема GBT. Общий объем субсидии на такую ЭЗС составляет 2,76 млн руб.  

Заслуживают внимания и региональные программы создания зарядной инфраструктуры. Одной из наиболее масштабных является «Энергия Москвы». Главный целевой показатель этой программы — строительство в столице 600 ЭЗС  постоянного и переменного тока уже к 2023 году. В их числе — станции медленной зарядки мощностью 22 кВт с разъемами Mennekes (Type 2) и станции быстрой зарядки мощностью 30-60 кВт с разъемами CHAdeMO и CCS Combo 2.

 Примечательно, что текущее состояние российских зарядных продуктов характеризуется невысокой конкуренцией. Впрочем, переход к более высококонкурентному рынку будет означать лишь замену утилитарных заправочных шкафов на конструкции с собственным отличительным дизайном, который будет выделять продукт на рынке.

punkt_e_1

Требования к российским ЭЗС регламентированы Постановлением Правительства РФ № 1220 от 22 июня 2022 года. Зарядная станция признается российской при использовании отечественного ПО, которое должно быть зарегистрировано в едином реестре программ. Сборка станции и приемо-сдаточные испытания должны проводиться в РФ, также требуется установка ПО на территории РФ. При этом при оценке локализации ЭЗС используется балльная система. К 2024 году выпускаемые станции должны набрать 50 баллов. За преобразователи энергии отечественного производства начисляется 20 баллов, еще 10 баллов за коннекторы и кабели, монитор оценивается в 6 баллов, за электромеханическую и исполнительную аппаратуру, счетчик энергии и корпус начисляется по 5 баллов. Контроллеры дают 2 балла. Это важно для достижения технологического суверенитета.

Частный бизнес поможет расширению 

Мировой стандарт гласит, что для 10 электромобилей в среднем нужна одна зарядная станция. К этой величине необходимо стремиться. На диаграмме показан рост числа станций в период 2017-2023 гг.

Пока в Москве, Санкт-Петербурге и в Московском регионе в 95% случаев ЭЗС построены  государственной «Россетью». Но эти бесплатные электрозаправки очень медленные: их мощность – около 20 кВт, для полной зарядки машины нужно примерно восемь часов.

Сегодня установка зарядных станций для электромобилей все чаще становится объектом интереса частного бизнеса. И здесь важно соблюсти интересы трех сторон: государства, бизнеса и владельца электромобиля.  

Положительные примеры такого участия и баланса интересов в нашей стране уже накоплены.  Александр Мироненко, заместитель директора компании Punkt E, отмечает, что компания создает одну из самых больших зарядных сетей в РФ. Ею установлены 101 ЭЗС в 11 регионах страны суммарной мощностью 4,5 мВт, а количество зарядных сессий превышает 51 тыс. До конца года будут введены в строй еще 50 электрозаправок.

Развитие зарядной инфраструктуры создает необходимый импульс и для развития электротранспорта. У компании есть показательный кейс: после создания сети зарядных станций в Новосибирске количество электромобилей в этом городе увеличилось сразу в шесть раз.

ЭЗС обычно располагаются там, где владельцы оставляют свои машины на длительное время. Это парковки торговых центров и гипермаркетов, ресторанов и кафе, отелей, сетей АЗС. Также необходимо взаимодействие с застройщиками.

Установка ЭЗС может проводиться за счет компании. Но все чаще в прак-тике другой способ, когда локация хочет зарабатывать на услуге по зарядке – установка станции «под ключ» с подключением к платформе монетизации. Кроме публичной сети, все больше находят спрос домашние зарядные устройства. Мировая практика свидетельствует, что более 80% зарядных сессий происходит не на публичных, а в домашних условиях. Это имеет много плюсов.

Другой российский стартап — компания Green Drive — запустила проект по обеспечению автотрассы М4 «Дон» зарядками для электромобилей. Всего планируется установить 50 быстрых зарядных станций мощностью по 150 кВт на всем протяжении магистрали от Москвы до Сочи к 2024 г.  

 

голограмм

Динамика развития электрозаправочной инфрастурктуры в РФ. По данным Punkt E

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >