Одна из ключевых обязанностей грамотного специалиста автопарка, отвечающего за функционирование и/или обслуживание подвижного состава – подбирать такие пары трения (тормозная колодка + тормозной диск), которые наилучшим образом отвечают конкретным задачам эксплуатации. Только в этом случае получится обеспечить максимальную экономию и безусловную безопасность дорожного движения. Как это сделать? Цикл статей на эту тему продолжаем 5-й статьёй.
В предыдущих статьях мы с вами научились правильно выбирать пары трения (колодка+диск) и разобрались, как профессионально оценить остаточную толщину тормозного диска. (Напомню, что мы с вами убедились, что для российских условий эксплуатации оптимальным выбором будет тормозная колодка Meritor серии MAX в паре с диском Meritor серии MBR5000). Мы также начали разговор о влиянии состояния тормозного механизма на ресурс пары трения.
В этой и нескольких последующих статьях мы подробно рассмотрим, как профессионально и быстро оценить состояние тормозного механизма на примере суппорта Meritor ELSA225.
Провести предварительную оценку состояния суппортов Meritor можно практически в полевых условиях. Начнём с самого простого теста:
Тест механизма автоматической регулировки зазора в паре трения
Правильный зазор между колодкой и диском очень важен как с точки зрения износа пары трения, так и с точки зрения безопасности. Слишком малый зазор может привести к повышенному износу пары трения и даже к блокировке колеса, слишком большой зазор – к снижению или в предельном случае к полной потере тормозного усилия. Важно отметить, что даже в современных автомобилях нет системы контроля зазора в паре трения. Поэтому очень важно, чтобы механизм его автоматической регулировки был полностью исправным. Принцип работы механизма мы рассмотрим в последующих статьях, пока же нам достаточно понять, как оценить его исправность.
Всё что нам потребуется – это гаечный ключ и помощник, задачей которого будет по команде нажимать на педаль тормоза. Также необходимо обеспечить неподвижность автомобиля при помощи тормозных башмаков, т.к. в процессе теста нам с вами придётся находиться под автомобилем. Демонтировать колесо и вообще разбирать что-либо не требуется.
На исследуемом суппорте нам необходимо найти вал ручной регулировки зазора. Он непременно должен быть закрыт защитным резиновым колпачком. Если колпачёк отсутствует – скорее всего в механизме есть неисправность.
Надеваем ключ на вал и «разводим колодки»...
Как мы видим, для оценки состояния всех имеющихся на автомобиле механизмов «автоподводки» требуется совсем немного времени. Важность же этого теста трудно переоценить.
Если результат теста негативный, то необходимо незамедлительно произвести ремонт, т.к. автомобиль имеет неисправность, влияющую на безопасность эксплуатации. Очень важно, чтобы ремонт осуществлял сертифицированный Meritor специалист, т.к. суппорт достаточно просто разобрать и собрать, заменив все «подозрительные» детали, но совершенно невозможно правильно отрегулировать, если не посетить очный курс для механиков, который я провожу. Даже в официальной технической литературе вы не найдете ничего про регулировку блока плунжеров и механизма автоматической регулировки зазора. Неверная регулировка очень часто приводит к внезапному отказу тормозного механизма, именно отказу; про смехотворный ресурс после неквалифицированного «ремонта» даже не упоминаю. Именно поэтому рекомендуемый метод ремонта в случае негативного результата этого теста – замена блока плунжеров в сборе, т.к. в запчасти Meritor поставляет уже отрегулированные механизмы.
Ремонт, к сожалению, дорогостоящий. Но профилактика, практически исключающая возникновение подобных неисправностей, весьма дёшева и не сложна.
Самая распространённая причина выхода из строя механизма регулировки зазора и всего блока плунжеров – это коррозия в результате проникновения влаги внутрь корпуса.
«Ворот» для такого проникновения всего 3, причём 2 из них видны без разборки.
1-е – затвердевшие или разрушенные пыльники тарелок плунжеров и коррозия самих тарелок
2-е – затвердевший или отсутствующий колпачёк вала ручной подводки
3-е - уплотнение со стороны тормозной камеры. Это самые большие «ворота», и для их изучения придётся демонтировать тормозную камеру.
В первую очередь здесь важно изучить эластичность наружного бурта. Он должен выступать над фланцем крепления тормозной камеры и обеспечивать герметичность её прилегания. Нередко механики перетягивают гайки крепления тормозной камеры, что приводит к деформации фланца и/или корпуса камеры и невозможности обеспечения герметичности соединения.
И пару слов о самой тормозной камере
Каждой модели суппорта соответствует строго определенный тип тормозной камеры. Если вышеописанный тест не пройден, вполне возможно, что на суппорт установлена не соответствующая тормозная камера.
Ну и очевидно, если тормозная камера сильно корродирована, или если можно услышать, как она «сифонит», то, скорее всего, влага в корпусе блока плунжеров уже есть.
Имея ввиду, что выход из строя уплотнительных элементов суппорта может быть выявлен не сразу, а, например, только при очередной замене колодок, а последствия попадания в механизм влаги незамедлительно приведет к негативным последствиям, имеет смысл превентивно заменять указанные элементы на новые – при малейшем сомнении в их исправном состоянии. Только так можно добиться реальной экономии.
Резинотехнические изделия, которые мы поставляем в запчасти под брендами Meritor и TruckTechnic, проходят испытания в том числе на остаточную эластичность, после воздействия высоких температур и ультафиолетового излучения, а также на сопротивляемость агрессивным средам. Для этого в наших лабораториях есть специальные стенды и установки. Таким образом, мы можем гарантировать максимально долгий срок эксплуатации и минимизацию простоев.
Каталоги запчастей и ремкомплектов Meritorи и Truck Technic вы можете скачать по ссылке http://meritor-aftermarket.eu в разделе «Спецлитература».
В следующих статьях мы рассмотрим, какие ещё тесты тормозного механизма можно и нужно проводить «в полевых условиях» с целью обеспечения безопасности и экономичности эксплуатации транспортных средств.