+79139857900

Как "уничтожить" свою автомобильную промышленность

7 апреля 2021 в 09:46

Ошибки, допущенные при реформировании автомобильной отрасли, привели к тому, что страна ее фактически лишилась. Но шанс исправить ситуацию все-таки существует.

О том, что происходит в российском автопроме рассказывает заместитель генерального директора компании «АСМ-холдинг» Александр Ковригин.

— Как можно кратко охарактеризовать ситуацию в российской автомобильной промышленности?

— Сейчас практически все автомобильные заводы в России принадлежат зарубежным автопроизводителям. Все важные разработки иностранные компании делают у себя, в научных подразделениях, которые находятся за рубежом.

Главная ошибка в развитии автомобильной промышленности была сделана в 2005 году, когда, желая привлечь зарубежных производителей, правительство выпустило постановление о «промышленной сборке» в 25 тысяч машин. Тогда Швецов (Вадим Швецов, генеральный директор и контролирующий акционер компании «Соллерс») хотел создать совместное предприятие с кем-то из иностранных производителей и написал в правительство письмо, где попросил дать льготы на ввоз комплектующих для тех, кто будет собирать на нашей территории 25 тысяч автомобилей в год. Это был первый режим «промышленной сборки». Комплектующие в страну можно было ввозить практически без пошлин. Это был беспрецедентный шаг в мировой практике.

На втором этапе «промышленной сборки» правительство определило, что для  участия в госзаказах, нужно выпускать 300 тысяч автомобилей в год. Дело в том, что Россия хотела обогнать Германию. У нас в те лучшие годы продавалось три с половиной миллиона автомобилей, такие продажи были обусловлены автокредитами.

Затем произошло резкое падение продаж, но иностранные автопроизводители уже создали мощности под этот спрос, и теперь они загружены где-то процентов на сорок. Ford, например, ушел потому, что создал мощностей на 300 тысяч, построил завод двигателей, а перед уходом смог продать только 46 тысяч.

 

— Но Ford Motor и в Европе закрывает заводы. Ford Focus был очень популярной машиной, но теперь другие лидеры на российском авторынке, например, KIA или Hyundai.

— В Европе тоже есть трудности. Да, действительно Ford Focus был популярной машиной. Вообще, Ford заработал здесь большие деньги. Они пришли сюда первые, но не занимались серьезно локализацией, и это их погубило, в конечном счете. Они сделали очень много ошибок, именно технических. Ford продавал ряд дорогих машин, которые не были востребованы. Сейчас у нас снизилась покупательная способность, люди экономят. И 80 процентов машин сейчас продается в кредит.

«Корову» нужно было кормить

— Давайте вернемся назад и поговорим о той автомобильной промышленности, которая была. Опять-таки упомянутый Ford. Ведь построенный в СССР Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), это, в принципе, завод Ford.

— Да. Но тогда использовалась другая схема: покупалась лицензия, и ГАЗ был уже полностью нашим предприятием и развивался, проектировал и выпускал новые модели независимо от «Форда».

— Получается, что автомобильная промышленность развивалась следующим образом: закупалась западная технология, строился завод, на котором начинали производить машины, и затем, получив начальный толчок, дальше развивали все уже самостоятельно?

— Все правильно. Но дело в том, что мы никогда не финансировали автомобильную промышленность в Советском Союзе в нужном объеме. Заводы были государственные. Понимаете, в чем дело? Если «Фольксваген» — это частное предприятие, и он мог вложить в разработку новых автомобилей миллиарды, то мы не давали этого делать, тому же АвтоВАЗу. Прибыль у заводов изымалась. Им не на что было разрабатывать новые модели. Плюс у нас был дефицит автомобилей. Легковых автомобилей АвтоВАЗ тогда делал миллион двести тысяч. На весь Союз. Сейчас в России выпускается миллион пятьсот пятьдесят тысяч. Плюс есть импорт, которого тогда не было. Так что люди покупали то, что есть, любой автомобиль. У автомобильной промышленности не было стимула для развития, не с кем было конкурировать.

— И в этом основная причина того, что мы начали отставать от Запада? Мы купили современный завод с современным автомобилем, но развивали его недостаточно активно, и со временем тот же «Фиат» вместе с другими мировыми производителями ушел далеко вперед?

— Да. Все дело в том, что мы ставили на конвейер автомобиль, допустим, раз в десять лет. А нужно ставить новый автомобиль в течение двух-трех лет. Мы отставали в этом отношении.

ВАЗ-2101

— ВАЗ мы построили с иностранным партнером, с «Фиатом». Но вот дальше, КамАЗ, например…

— КамАЗ не зависел от западных технологий. Изначально, оборудование там, конечно, было западное, но КамАЗ как грузовой автомобиль формировался нами самостоятельно. Какие-то заимствования там были. Но было построено несколько заводов рядом с Набережными Челнами, мы сами делали топливную аппаратуру на двух заводах в Ярославле. И для КамАЗа, и для МАЗа.

— То есть грузовые автомобили мы сумели сами сделать?

— Разработки какие-то брались с Запада, но не было такого, чтобы мы копировали машину, как, допустим, ВАЗ, когда купили автомобиль и потом начали его совершенствовать. Кстати, на том же АвтоВАЗе мы сделали «Ниву». Это был первый в мире внедорожник, где использовалась не рамная конструкция, а кузовная. То есть и в легковом автомобилестроении мы тоже кое-что могли. Просто было недофинансирование. Деньги у предприятий изымались. Тот же АвтоВАЗ окупился 60 раз к началу 1990-х годов. А купили мы его тогда за полтора миллиарда долларов.

Ведь что такое автомобильная промышленность? Это мультипликативная отрасль. В Советском Союзе в этой отрасли было занято полтора миллиона человек. Выпускалось свыше двух миллионов автомобилей — мы, конечно, отставали в технологии, которая была за пределами Советского Союза. И я уже сказал почему: на развитие автопрома не давали тех денег, которые необходимо было давать для разработки новых автомобилей.

Когда появился Волжский автомобильный завод, он «толкнул» сразу все отрасли, которые были необходимы для создания нового автомобиля: появилось еще около трехсот новых предприятий.

Автомобильная отрасль потребляла в свое время 35 процентов металлопроката, большое количество топлива. Потребляла… вот почему сейчас нет станкостроения? Потому что нет автомобильной промышленности.

ваз_конвейере

 

Смотрите, пришел Mercedes-Benz, он оборудование здесь покупал? Нет, он все купил в Германии. На всех сборочных заводах мировых автопроизводителей, которые к нам пришли, сейчас работает около 42 тысяч человек. И мы создаем рабочие места за пределами Российской Федерации в большем количестве, чем у себя. Допустим, тот же Mercedes-Benz, у него сейчас на российском заводе тысяча человек, умножайте смело на семь — семь тысяч рабочих мест мы создали в Германии. Всю комплектацию они делают там и везут сюда.

Если брать Германию, то она зарабатывает на автомобильной промышленности порядка 140 миллиардов долларов. Чисто на экспорте автомобилей — где-то 110 миллиардов, а остальное, 25–30 миллиардов, они зарабатывают на экспорте комплектующих. Германия от автомобильной промышленности имеет больше, чем мы от нефти.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >