+79139857900

Как в России города-миллионники «потеряли» метро

1 декабря 2021 в 10:00

30 мая 1996 года самочувствие президента Российской Федерации Бориса Ельцина, находившегося в предвыборной поездке в Уфе, сильно ухудшилось. Сопровождающие первое лицо государства врачи сделали все, чтобы поднять его на ноги. Ему нужно было принять участие в торжественной церемонии закладки первого камня в строительство метрополитена Уфы. Не знаем, насколько символичным стало это событие, но уже в 2006 году руководство Башкортостана и города Уфы, понимая, что из федерации поступают совсем символические суммы, а республиканский и городской бюджеты не смогут вытянуть эту мегастройку, и она растянется на несколько десятилетий,  приняли решение о прекращении строительства уфимской подземки. Таким образом, один из российских городов-миллионников выпал из списка перспективных метрогородов.

metro_mln_UFA

Сегодня в России 16 городов, население которых перевалило за миллион. В нашей стране так повелось, что один миллион стал символом. С одной стороны, еще совсем недавно по историческим меркам эта цифра давала основание требовать у правительства страны решение о метрополитене. С другой стороны, еще с советских времен миллион - это особый статус в иерархии городов.

На текущий момент так сложилось, что из этих 16 городов только в семи (Москва, СПб, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань) функционирует  внеуличный скоростной подземный транспорт, как называют метрополитен . Работает также скоростной трамвай с подземными участками (метротрам) в Волгограде. Но есть еще две группы городов-миллионников, которые претендуют на метро.

К первой относят Красноярск, Челябинск и Омск, где с начала 90-ых годов прошлого века начато строительство и были развернуты подземные работы. А вот Уфа, о которой мы рассказали выше, примкнула ко второй группе, где мечтам о метро придется забыть.

Минус четыре города

Сегодня в Воронеже окончательно решили сделать ставку на невиданный ранее у нас городской транспорт метробус (скоростной автобус – BRT Bus Rapid Transit). Наш канал рассказывал об этом виде городского транспорта. Здесь на инфраструктурный бюджетный кредит, которые сегодня щедро раздает федеральный центр решили создать несколько магистралей дублеров Московского шоссе, по которому и проложат первые маршруты метробуса.

В Краснодаре сделали ставку на развитие трамвая. И все разговоры о метро в этом быстрорастущем южном городе закончены.

metro_mln_perm2

Также завершены разговоры о метро в Перми. Этот краевой центр в 80-90-ые годы прошлого века, когда стал миллионником, также лелея мечты о скоростном внеуличном транспорте. Было даже составлено Технико-экономическое обоснование проекта метро (ТЭО) Перми. Но в кризисные 90-ые годы ни Ельцин не приехал в Пермь, да и в правительстве не собирались выделять денег на разработку проекта первой линии и начало строительства.

metro_mln1

Также очень сильно хотели метро в Ростове-на-Дону. Было даже создано управление по строительству подземки. Ведущий проектный институт страны «Метрогипротранс» разработал эскизы подземных станций будущего ростовского метро. Но избранный губернатором Ростовской области Василий Голубев взвесил все «за» и «против» и распустил эту управленческую структуру. Так и Ростов-на-Дону больше не лелеет мечты о метрополитене.

metro_mln_krsk

Сегодня после того как федеральный центр  принял программу бюджетных инфраструктурных кредитов сроком на 15 лет, наконец-то настала определенность в судьбе метродолгостроев лишь  в двух городах – Красноярске и Челябинске. В столице Южного Урала попытаются достроить подземный участок и связать его с трамвайной сетью города, то есть получить в итоге метротрам. Красноярск настаивает на обычном метро. Но неопределенной остается судьба подземки Омска. Здесь в городе на Иртыше в целом достаточно интересная история.  

Омские спасатели

Руководство Омской области долго пыталось спасти свой метродолгострой. Федерация в течение первого десятилетия перечисляла Омску средства и стройка шла достаточно бодро. В 2005 году было открыто движение по метромосту через Иртыш. И на торжественной церемонии губернатор Омской области Леонид Полежаев заявил, что через три года в 2008 году омичи поедут на своем метро. Но прошли три года, затем еще три, а готовность первого пускового участка не превысила и 20%. Тогда в Омске решили пойти на нетривиальные меры - уменьшить объемы подземного строительства.

Как известно, стандартные станции метро в России, унаследовали от СССР длину платформы в 102 метра, для того, чтобы принимать 5-вагонные поезда. Но как показывает опыт работы метрополитенов в российских  городах-миллионниках, обычно хватает и 4 вагонов. Специалисты омского НПО Мостовик проведя серьезные и глубокие расчеты выяснили, что в Омске достаточно трехвагонных составов. А если пассажиропоток будет высоким, то возможно уменьшить интервалы между поездами. Привлекли корейских специалистов из Hyundai, те предложили омичам поезда Rotem, которые могут работать в автоматическом режиме без машинистов. После корректировки проекта и согласования в Государственной экспертизе, руководители Омской области представили проект «инновационного метро» Эльвире Набиуллиной, которая тогда руководила Министерством экономического развития РФ. А торжественный пуск первой очереди перенесли на август 2016 года, аккурат к празднику 300-летия основания Омска.

metro_mln_omsk

Но уже в 2014 году стало понятно, что к празднику открыть метро не удастся. И опять дело в деньгах. В общем, перед юбилеем строительство метро заморозили. Вдобавок, генеральный подрядчик строительства метро омское НПО Мостовик обанкротилось. Сегодня на достройку первого участка омского метро необходимо 35 млрд руб. Вице-премьер Марат Хуснуллин, высказывался в том ключе, что вряд ли метро необходимо в Омске, но затем изменил мнение.

metro_mln_omsk2

Пока омские власти решают, что же им делать с долгостроем. Но время не ждет, сегодня из федерации выдают бюджетные инфраструктурные кредиты. На них высокий спрос и  упускать шанс было бы неправильно. Поэтому омские власти решили развивать троллейбусное движение. Сегодня выбран подрядчик - московская электротехническая компания «Платон» (она не имеет отношение к системе сбора денег «Платон» на федеральных автотрассах).

Подведем итог. Уже очевидно, что в таких российских городах-миллионниках не будет метро - в Перми, Ростове-на-Дону, Воронеже, Краснодаре. Это список городов-миллионников, которым сильно-сильно не повезло. У Красноярска и Челябинска забрезжил луч надежды. Омск пока в подвешенном состоянии

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >