Комплектование парка дорожной компании, работающей на рынке строительства новых и дорожно-ремонтных работ требует соблюдение ряда принципов. Сезонность ведения работ, при котором необходима высочайшая степень готовности техники, требует покупки надежной, универсальной и экономичной техники. вся ли предлагаемая дорожно-строительная спецтехника удовлетворяет этим критериям? На какую технику делают ставку региональные компании – разбирался наш корреспондент.
2010 год для дорожного хозяйства крупных городов Сибири стал переломным. Из федерального бюджета в отрасль были инвестированы беспрецедентные даже для предкризисных лет деньги. Объемы дорожного строительства и ремонта резко возросли. На фоне обещаний исправить положение с дорогами в регионе, в 2011 году расходы на дорожное строительство увеличились в Красноярске, Иркутске, Кемерове. На ремонт и строительство дорог в региональных бюджетах закладываются все увеличивающиеся суммы. Это означает одно – дорожная отрасль в Сибири будет развиваться. А значит не остановится развитие рынка дорожно-строительной техники. Сейчас на рынке представлены как отечественные, так и ведущие зарубежные производители. Для дорожно-строительных компаний региона это означает, что подбор оптимальной линейки современной, надежной и экономичной спецтехники для строительства и ремонта встает во главу угла. Дорожный сезон в Сибири короток, и именно в этот временной период из техники выжимается максимум. Она должна работать практически в круглосуточном режиме. Простои не должны мешать освоению средств. Поэтому все чаще на дорожных объектах Сибири встречается техника зарубежных производителей. За прошедшее десятилетие в регионе накоплен определенный опыт по ее эксплуатации. Экзамен она выдержала и теперь дорожники все чаще обращаются к дилерам и ее поставщикам. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и отечественную технику нового поколения, прогресс которой идет не столь быстро, как хотелось бы.
Каток плюс каток
Одной из главных проблем для строительно-дорожных компаний остается выбор надежных асфальтовых катков, ведь экономика организации складывается прежде всего из расходов на ремонт и потерь при простоях. Учитывая очень короткий дорожный сезон такие потери и вовсе нежелательны. Кроме того, порой с укладкой асфальтобетона ситуация складывается сложнее, чем в ходе устройства дорожного основания. Хорошо известно, что слои основания, особенно содержащие щебень, зачастую оказываются недоуплотненными. По своей структуре асфальтобетон более сложен и от того «капризнее», чем грунт или щебень. При укладке в покрытие после уплотнения катками асфальтобетон может оказаться и недоуплотненным, и неравномерно или неправильно уплотненным (разуплотненным), и даже переуплотненным. Все ошибки ведут к нарушению структуры материала и, как следствие, его разрушению. Во многом эта проблема связана с подбором отрядов катков и режимов их работы. Безусловно, важна и квалификация персонала. «В нашем регионе у многих подрядчиков, ведущих дорожные работы, как правило, техника «разношерстная». А это - дополнительные затраты на ее обслуживание. Резко повышаются издержки, поскольку для каждого типа машин нужно держать отдельный перечень запчастей и расходных материалов, - говорит Федор Дорофеев, торговый представитель ООО «Ферронордик Машины» (г. Новосибирск). - При использовании техники одного производителя – есть возможность использовать взаимозаменяемость тех или иных деталей или расходников, чем удаётся уменьшить складские запасы до оптимального минимума, без увеличения степени риска вынужденного простоя. Встречалось и такое, что в одной компании работают порядка 20 механиков обеспечивающих бесперебойность поставок. В результате - увеличенный штат, плюс лишние затраты на закупку запчастей, что приводит к низкой оборачиваемости склада и что парадоксально – к банальному вынужденному простою из за какой нибудь прокладки, отсутствующей на складе».
Сейчас одна из часто используемых строительно-дорожными компаниями в регионе схем является применение как отечественных катков предыдущих поколений, таких как ДУ-84 (комбинированный, причем уплотняющие колеса расположены сзади) и ДУ-98 (гладковальцовый тандем) рыбинского завода «Раскат» c импортными катками, как правило, это средние (массой 7-8 тонн) и тяжелые виброкатки (массой 10-13 тонн). Организации с менее устойчивым финансовым положением, как правило, позволяют себе только один или два импортных виброкатка. На «прикатке-подкатке», при первом проходе и далее, «номером первым» – за асфальтоукладчиком – нередко можно увидеть каток ДУ-47БГ (масса 7 т, есть режим вибрации) или статический трехвальцовый ДУ-48Б (масса 9 т, с балластом –12 т). А сзади ставят тяжелый виброкаток, скажем, Bomag BW202AD, или BW203AD, либо Hamm HD110, или HD130 – машины массой более 10 т.
Обычно таким отрядом катков уплотняют асфальтобетонные смеси нескольких основных видов. Несмотря на «разноформатность» подрядчиков и различия преференций при выборе асфальтовых катков, вопрос надежности техники для всех дорожно-строительных компаний актуален одинаково. Дорожники в регионах обычно предпочитают универсальные катки зарубежного производства.
Безусловным лидером по «универсальности» окажутся с отдельными модели тяжелых машин фирмы Volvo СЕ. «У нас в регионе уже накоплен опыт успешной эксплуатации дорожной техники Volvo, в частности: асфальтоукладчиков и катков, - говорит Федор Дорофеев. - Отдельно хочется отметить DD138HF - это шарнирно-сочленённый тандемный вибрационный гладковальцовый каток, который (при необходимости) может быть использован как для трамбовки грунта, так и асфальтобетонной смеси. DD138HF в режиме вибрации способен уплотнять асфальтобетонное покрытие до класса «А». С помощью бандежей и максимальной линейной статической нагрузкой равной 52 кг на 1 кв. м. Каток DD138HF не имеет мировых аналогов. Помимо высокой производительности - его отличает футуристический дизайн кабины». .Отметим, что оптимальный слой уплотнения для катка Volvo DD138 составляет от 6 до 14 см, с вибрацией – на разных проходах – от 5,5 до 14,5 см.
Среди других фирм-производителей, предлагающие широкую линейку катков, а к таковым традиционно относятся в России бренды Hamm, Bomag, Dynapac и Ammann. Их предложение позволяют подобрать эффективный, а следовательно, экономически выгодный набор уплотняющей техники для работы с асфальтобетоном.
У европейских изготовителей Bomag и Dynapac, также можно обнаружить три-четыре, иногда пять «универсальных» моделей. У Bomag это катки BW141AD-4AM (масса 8,7 т), BW190AD-4AM (масса 11,55 т), BW202AD-4 (масса 11,5 т), BW203AD-4 (масса 13 т) и BW203AD-4AM (масса 13,4 т). У Dynapac – модели CC384HF массой 9,5 тонн с вальцом шириной 173 см. Оптимальное сочетание частоты вибрации и амплитуды делает эту машину одинаково эффективной для применения как на тонких, так и на толстых слоях асфальта. Стоит отметить постоянный спрос на каток CС222HF. Популярны и другие модели тандемных асфальтовых катков – CC224HF, CC234HF, CC424HF, CC524HF и CC624HF.
Одну из наиболее широких линеек дорожных катков представляет европейский производитель Ammann. «Спецтехнику Ammann мы продвигаем в районах Центральной и Восточной Сибири – Красноярском крае, Иркутской области, регионах Севера, - говорит Иван Зыбанов, инженер компании «Энергострой», дилера Ammann по Красноярскому краю. Популярностью среди дорожников региона пользуются вибрационные катки моделей AV-23, AV-26, AV-32. Из более тяжелого класса оказалась востребована в регионе модель AV-85, AV-95. Сейчас в разгар дорожного сезона спрос несколько снизился, но к концу года, когда наступит время закупки техники, интерес дорожников к нашей технике возрастет»
Катки Ammann выпускаются на трех заводах в Чехии, Германии и Швейцарии. Тротуарных тандемных и комбинированных сочлененных катков насчитывается 13 моделей массой от 1,5 до 3,8 т. Тандемных и комбинированных катков с жесткой рамой выпускается 8 моделей массой от 7 до 11,5 т. Сочлененных тандемных виброкатков – 5 моделей от 7,3 до 13 т. Для машин своего производства компания Ammann разработала и предлагает систему ACE (Ammann Compaction Expert), которая обеспечивает полный контроль производимых работ и автоматически устанавливает оптимальные параметры для уплотнения поверхности. Система АСЕ практически полностью исключает «человеческий фактор» в производстве работ, фиксирует любые нарушения технологий, сохраняет информацию о проведенных работах на неограниченное время в электронном формате и, может быть поэтому, дорожно-строительные организации опасаются приобретать такую систему, так как она может лишить их «творчества» во время дорожных работ.
Пока в регионе слабо представлен такой бренд как JCB-Vibromax. Среди универсальных катков есть довольно интересная новая модель, выпускаемая с 2010 года VMT860H (масса 11,34 т). У другого известного производителя Caterpillar в модельной линейке есть универсалы - CB-534D (масса 10,5 т) и CB-634D (масса 12,8 т).
Как асфальт уложишь…
Асфальтоукладчики в парке дорожно-строительной компании – одно из самых важных технических средств. Поэтому к выбору данной спецтехники подход особый. В дорожный сезон, когда каждый день на счету простои такой техники исключены.
Любому дорожнику известно, что асфальтоукладчики бывают гусеничными и колесными. Гусеничный асфальтоукладчик предпочтителен при работе на менее прочных основаниях дорожной одежды, большой ширине укладываемого слоя, укладке «холодных» и крупнозернистых смесей. Гусеницами оборудованы обычно и асфальтоукладчики большой производительности, оснащенные тяжелым рабочим оборудованием и занятые на больших объемах работ. В силу этого гусеничные асфальтоукладчики чаще применяют при укладке трасс за пределами городов, а также взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов. Скорость гусеничных машин обычно не превышает 5 км/час.
Однако в городах, где выполняется основной объем дорожных работ, наиболее распространены колесные варианты этой спецтехники. Колесный движитель, напротив, чаще устанавливается на асфальтоукладчики малой и средней производительности, работающие в городских условиях, где частые перебазировки требуют от асфальтоукладчика больших транспортных скоростей, а передвигается асфальтоукладчик, в основном, по твердым покрытиям. Транспортная скорость машины на колесном движителе достигает 20 км/ч и более.
Распределение смеси по ширине укладки производится правым и левым шнеками, скорость которых регулируется в зависимости от количества смеси в камере. Длина шнеков должна соответствовать ширине укладываемой полосы.
Шнеки – это последний агрегат, закрепленный непосредственно на шасси асфальтоукладчика. Основные рабочие органы машины: трамбующий брус и выглаживающая плита, объединенные в один блок, крепятся на боковых несущих рычагах, шарнирно соединенных с рамой и фиксируемых гидроцилиндрами.
Трамбующий брус уплотняет слой смеси, придавая ей необходимую для последующей укатки прочность, а выглаживающая плита выравнивает поверхность покрытия, еще более его уплотняя. Эффективность работы плиты повышается, во-первых, благодаря ее вибрации, во-вторых, благодаря нагреву ее рабочей поверхности. Большинство изготовителей используют для нагрева плиты газовые горелки, работающие на пропане, оснащая специальными баллонами свои машины. Лишь у асфальтоукладчиков Vogele несколько иной конструкторский подход.
Сейчас в сибирском регионе большая часть асфальтоукладочной техники представлена зарубежной техникой. Старые отечественные модели еще изредка встречаются в малых городах региона. Однако в дорожном строительстве пришло время глобальных игроков. Поэтому среди дорожных компаний стабильно высок интерес к асфальтоукладчикам немецкого производителя Joseph Vоgele AG, чья линейка наиболее полно представлена в парках дорожно-строительных компаний.региона. Ее модельная линейка укалдчиков состоит из 9 гусеничных моделей и 4 колесных серии Super. Наиболее многочисленны в регионах России, и в Сибири, в частности модели Super 1303-2, 1600-2. Гусеничный укладчик Super 1300-2 и колесный Super 1303-2 имеют одну ведущую ось, оснащены двигателем Deutz (75 кВт), который позволяет увеличить рабочую ширину у модели 1300-2 до 5 метров, у моедли 1303-2 – до 4,5 м, а толщину укладки – до 250 мм, здесь применена версия рабочего органа АВ 340 TV с виброплитой и трамбующим брусом.
Гусеничный укладчик Super 1600-2 комплектуют плитами АВ 500-2 и АВ 600-2 в любом исполнении. Максимальная рабочая ширина с уширителями – 8 метров, толщина укладки – 300 мм. Его колесный вариант Super 1603-2 с одной ведущей осью оснащают плитой АВ 500-2 в исполнениях TV и ТР1. Рабочая ширина – до 7 метров, толщина укладки – до 300 мм. На укладчики установлены двигатель Perkins мощностью 100 кВт и бункер вместимостью 13 т.
Volvo CE, принявшая под крыло немецкую компанию ABG, сохранила торговые марки асфальтоукладочной техники ABG и Titan.
Фирмой Volvo накоплен огромный опыт по теории и практике уплотнения. Виброплита асфальтоукладчиков - это наиболее важная и ответственная часть.
Конструкторы и инженеры Volvo создали уникальную плиту с высокоуплотняющим гидравлически раздвигаемым брусом VDT-V 78 ЕTC, степень уплотнения превосходит все имеющиеся аналоги, при этом технические параметры соответствуют мировым требованиям,
Все это вместе позволяет достигать уплотнения 99.9% без применения дополнительной вибропланки и без ограничения по минимальной толщине слоя.
«В нашем регионе в парке дорожно-строительных компаний имеется техника производства Volvo CE, - отмечает Федор Дорофеев, из «Ферронордик Машины». – Назову работающую в нашем регионе технику – асфальтоукладчики марки Titan и ABG8820. Модель ABG8820 одно из уникальных предложений на рынке не имеющих аналогов своем классе, имея производительность до 16 метров, данный асфальтоукладчик в совокупности с Vario плитой VDT-V c 2-мя трамбующими брусами, достигает максимального уплотнения. Данный асфальтоукладчик применяется в укладке покрытий аэродромов, и на слоях асфальтобетона привыщающие показатели 500 мм». Volvo CE имеет весьма широкую линейку не только в классе гусеничных асфальтоукладчиков, так же спросом на рынке пользуется и колесные модели укладчиков, являющиеся мобильно-компактными и позволяющие выполнять полный перечень работ, по обустройству придворовых территорий, стоянок, гаражей и т.д. «На примере колесного асфальтоукладчики ABG6870 мы имеем возможность, с помощью дополнительных уширителей укладывать асфаль на ширину 9,0 метров, так же данным укладчиком можно производить работы за чертой города», - добавляет Дорофеев.
На гусеничных и колесных асфальтоукладчиках фирмыVolvo использованы раздвижные плиты Variomatic – собственной разработки. Выглаживающие плиты Volvo Variomatic являются комбинированными, для уплотнения покрытия в них применяются как трамбующие брусья, так и вибрация. По желанию заказчика они могут выпускаться как с одинарным трамбующим брусом, так и с двойным. Нагрев также осуществляется в зависимости требований Заказчика и условий работы, либо газовый, либо секционно электрический имеющий несколько степеней защиты.
Жесткие выглаживающие плиты компании Volvo, предназначенные для установки на асфальтоукладчики серии ABG, являются комбинированными: для уплотнения покрытия в них применяются как трамбующие брусья, так и вибрация; при этом их базовая ширина составляет 2,50 или 3,00 м
Все модели жестких выглаживающих плит также выпускаются в модификации Vario, которая оснащена концевыми секциями с гидравлическим уширением. Максимальная ширина укладки жестких выглаживающих плит Volvo достигает 16 м. «Комплектация асфальтоукладчиков трамбующими брусьями позволяет увеличить степень трамбовки с 65 до 98%. Плюс же состоит в том, что уменьшается количество проходов катком, что снижает расход горючего и рабочего времени и повышается качество покрытия, - говорит Федор Дорофеев. – При укладке асфальта на удаленных объектах, при укладке в холодную погоду, когда асфальтовая смесь остывает при транспортировке, это позволяет добиться высокого качества и высоких показателей ровности».