+79139857900

КАМАЗ на Волге, или почему не получился русский «Студебеккер»

5 декабря 2021 в 09:59

Весомую роль в победе нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками внесли американские автомобили. Сегодня ни для кого не является секретом, что в страну из-за океана были доставлены 375 тысяч грузовиков различных марок (по другим данным 477 000). Основной «рабочей лошадкой» той войны стала модель Студебеккер US6 (Studebaker). Этот трехосный грузовик имел грузоподъемность 2,5 тонны. На его трехосное шасси устанавливали реактивные системы БМ-13 «Катюша». Наши водители высоко ценили этот автомобиль.  Главное автомобильное управление Красной армии организовало испытание, по результатам которых автобатам было даже рекомендовано увеличение грузоподъёмности с 2,5 тонн до 3,5.

камаз_камышин_студебек_пушка

Почему мы вспомнили об этом прецеденте? Основными советскими автомобилями в тот период была «полуторка» производства Горьковского завода и «трехтонка» ЗИС-5 московского автозавода имени Сталина.  Обе машины оснащались отечественными бензиновыми моторами, родословная которых велась от американского нижнеклапанного двигателя фирмы Hercules. «Студебеккер» также оснащался нижнеклапанным 5,24–литровым бензиновым двигателем.

камаз_камышин_студ

А недавно наш канал открыл неизвестную страницу отечественной истории. А началось с того, что один из наших сотрудников обнаружил, что за два дня до начала Великой Отечественной войны, 20 июня 1941 года на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) один из рассматриваемых вопросов был посвящен строительству в городе Камышине автомобильного завода для производства трехтонных автомобилей с дизельным двигателем. Начать выпуск грузовиков планировали в 1943 году.

камаз_камышин_постановление

Представляете, насколько революционным было решение. Во-первых, дизельных грузовиков в нашей стране не выпускали. Во-вторых, город Камышин расположен на Волге, где-то на полпути между Волгоградом и Саратовым. И название автозавода и автомобилей, которые там планировали выпускать, наверняка, КАМАЗ – Камышенский автомобильный завод. Если бы не начавшаяся 22 июня война, так бы и появился КАМАЗ за 30 лет до нынешнего автогиганта на Каме. Во время Сталинградской битвы Камышин был прифронтовым городом. Как и Горький в период 1941-42 гг подвергался налетам вражеской авиации. Также, судя по приведенному документу, руководитель Госплана СССР тов. Вознесенский предлагал построить завод на территории Украинской ССР в г. Кременчуге. Реакция на этот вариант читается в резолюции вождя народов.

камаз_камышин_сталин

В третьих, если этот завод был бы построен, то нашей стране не надо было столько американских грузовиков, которые поступали в 1942-1945 гг по ленд-лизу, в том числе и, прежде всего, автомобилей «Студебеккер». Напомним, наш автопром за годы ВОВ выпустил 265 600 автомобилей. Сравните, с тем объемом грузовиков, поступивших по ленд-лизу.

камаз_камышин_ЗИС_5

Но нашему каналу стал интересен вопрос. Какой прототип был взят за основу первой советской дизельной «трехтонки», которую предполагалось запустить в Камышине?

По старой советской «традиции» им мог бы стать американский грузовик. Но эта версия спотыкается вот на чем. Основные поставки США по ленд-лизу пришлись, как известно, на карбюраторные грузовики средней и малой грузоподъемности. А вот американская дизельная техника была представлена многотонными тягачами Diamond и Mack. То есть это явно не трехтонки.

Второй вариант ответа на вопрос подсказан недавней нашей автомобильной историей. Советский автомобильный дизельный мотор мог быть разработан на базе тракторного дизеля. Ведь в предвоенное время в СССР уже был освоен выпуск дизелей С-65 для челябинского трактора «Сталинец».   

Вопрос остается открытым. И тут возникла конспирологическая версия. Один из сотрудников нашего канала вспомнил, что при чтении книги советского авиаконструктора Александра Яковлева «Цель жизни. Записки авиаконструктора» был сильно удивлен. Знаменитый советский авиаконструктор описывает поездки в Германию перед войной в 1939-1940 гг. Это было после подписания советско-германского договора. И, самое невероятное, немцы не скрывали от советской делегации свои  современные разработки, показывали свои авиационные заводы. И даже дали возможность закупить образцы немецких самолетов, с которыми вскоре нашим летчикам пришлось столкнуться в небе.   

камаз_камышин_богвард

А может и трехтонный дизельный грузовик, который мог выпускаться в Камышине, имел немецкое происхождение? Посмотрите, дизельных трехтонок в немецком автопроме предвоенного времени было несколько. У Mercedes-Benz c 1938 года среднюю гамму составляли трёхтонки L3000S и L3000A с четырёхцилиндровыми дизелями в 65-75 л.с. Главной военной продукцией фирмы «Боргвард» были трёхтонки серии В3000, выпущенные в 1938-1944 годах в количестве 30 тысяч экземпляров. Их комплектовали дизельными двигателями мощностью 65-78 л.с. Главным же грузовиком грузоподъемностью 3 т для вермахта был Опель Блиц, но он оснащался бензиновым мотором.

Конечно, это всего лишь конспирологическая версия.

Но все-таки открытым остался вопрос: какой же грузовик должен был выпускаться на волжском КАМАЗе?

Уважаемые читатели, что вы думаете по данному вопросу. Пишите в комментариях 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >